Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Cписывать Живило со счетов преждевременно

Оригинал этого материала
© "Новая Сибирь", 25.08.2000

МИКОМ показывает зубы, выбитые у него в Кузбассе

Заказчиком предотвращенного покушения на жизнь губернатора Кемеровской области Амана Тулеева новосибирские оперативники считают председателя совета директоров ЗАО "Металлургическая инвестиционная компания" (МИКОМ) Михаила Живило, который ныне объявлен в розыск.

"Polit.ru", 11.08.2000

Андрей Коробейников

Невостоявшееся покушение на жизнь губернатора Кемеровской области Амана Тулеева по-прежнему в центре внимания российской общественности. В стране, успевшей привыкнуть ко всякому, такого еще не было. Слухов о готовящихся якобы покушениях на губернаторов всегда хватало, но ни один из них до сих пор не находил себе подтверждения. В случае с Тулеевым все обстоит намного серьезнее. Схвачен не только несостоявшийся киллер - следствию удалось выйти и на возможных заказчиков покушения. По подозрению в причастности к заказу задержано несколько человек в Новосибирске, арестован бывший олимпийский чемпион Тихонов, проведены обыски в офисе МИКОМа и разыскивается глава Металлургической инвестиционной компании Михаил Живило.

Расследование этого преступления получило поистине всероссийский резонанс, следствие охватило три ведущих региона страны - Москву, Новосибирскую область, Кузбасс. И уже одни только эти факты свидетельствуют о чрезвычайном характере готовившегося убийства.

Следствие еще только начато. Но уже сегодня возникает вопрос: чем же не угодил Аман Тулеев "заказчикам"? Проще всего было бы принять версию, будто заказавшие покушение тем самым хотели отомстить губернатору Кемеровской области за свое изгнание из Кузбасса, где они до недавнего времени безраздельно владычествовали на металлургических и угледобывающих предприятиях. Возможно, жажда мести действительно играла не последнюю роль в готовившемся покушении. Помимо мести, однако, нельзя исключать и борьбы за реальные интересы, сохраняющиеся в области у тех, кто ее вроде бы уже давно покинул. Для них Тулеев - не просто враг, но враг смертельный.

Особые основания "иметь зуб" на губернатора Кемеровской области - у братьев Живило. Начать с того, что версия об окончательном и бесповоротном изгнании МИКОМа из Кузбасса нуждается в серьезных уточнениях. При всех радикальных переменах, какие произошли за последние месяцы на Кузнецком металлургическом комбинате, на Новокузнецком алюминиевом заводе, на угледобывающих предприятиях "Черниговец" и "Междуречье", списывать МИКОМ со счетов было бы весьма преждевременно. Сойдя со сцены, он продолжает играть в закулисные игры с промышленностью Кемеровской области. Как нельзя лучше подтверждает это ситуация, складывающаяся вокруг угледобывающей компании "Междуречье".

Вначале была дружба...

Чтобы разобраться в джунглях, выращенных МИКОМом на кузбасской ниве, нужно напомнить, что еще в 1997 году значительная - около 40 процентов - часть акций "Междуречья" оказалась в руках двух инвестиционных компаний - "Сибуглеинвеста" и "Инвестуглеснаба". Генеральными директорами этих компаний стали известные в области предприниматели Валентин Бухтояров и Анатолий Скуров. А сами компании были созданы на паритетных началах кузбасскими инвесторами в лице компании "Сибуглемет" и московскими. Точнее, одним московским инвестором - Металлургической инвестиционной компанией, в народе более известной как МИКОМ (от его имени собственником акций в "Сибуглеинвесте" была дочерняя структура МИКОМа - компания "Трэлл", в "Инвестуглеснабе" - другая микомовская дочка "С-Мет").

Идея была благая - объединить знания, опыт, авторитет и капитал кузбасских предпринимателей с московскими капиталами, так нужными в условиях регионального безденежья для возрождения угледобывающей промышленности Кемеровской области. Партнеры договорились также, что при продажах угля будут проводить единую сбытовую политику, чтобы "Междуречье" получало как можно больше прибыли и использовало ее на нужды своего развития и благополучия своих шахтеров.

Благими намерениями, однако, дорога в ад вымощена. Московские инвесторы вскоре начали применять в "Междуречье" схемы, хорошо известные сегодня всякому кузбассовцу, интересующемуся проблемами региональной экономики: значительная часть добытого компанией угля начала уходить с предприятия по ценам явно ниже рыночных. Причем этот уголь шел на посреднические структуры, контролировавшиеся МИКОМом. Разница уплывала на счета МИКОМа и его "дочурок", обескровливая "Междуречье", а с ним и Кузбасс в целом (ведь с заниженных прибылей и налогов приходилось платить в областной бюджет меньше).

Как убирают неугодных

Кузбасские инвесторы попытались покончить с этой практикой и заставить партнеров выполнять договоренности, достигнутые при начале сотрудничества. Но выяснилась полярная противоположность взглядов Москвы и Кузбасса на суть предпринимательства. Представители кузбасских инвесторов, в прошлом директора крупных шахт В. Мельниченко, В. Бухтояров и А. Скуров считали, что главной задачей предприятия должно быть улучшение его работы, снижение себестоимости, повышение производительности труда, увеличение накопления средств для развития "Междуречья" и для нужд шахтеров. Они знали, как это делать, и умели это делать. Москвичи же и их ставленники были нацелены только на увеличение своих сиюминутных доходов.

Между партнерами назревал серьезный конфликт. И когда в мае 1999 года представители кузбасских акционеров В. Бухтояров и А. Скуров пришли на очередное собрание акционеров "Междуречья", организаторы собрания вдруг заявили, что они якобы уже около двух месяцев не являются генеральными директорами "Сибуглеинвеста" и "Инвестуглеснаба", а на их места назначены ставленники МИКОМа Д. Исаев и С. Клевцов.

Никаких оригиналов документов, которые подтверждали бы это утверждение, никто никогда так и не видел.

Так кузбасские инвесторы были выставлены из "Междуречья", и контроль над предприятием сконцентрировался в руках представителей МИКОМа. Результатом этой перемены слагаемых стало появление в совете директоров угледобывающей компании, состоявшем из девяти человек, семи представителей МИКОМа и их наемных управляющих из числа коренных кузбассовцев.

Переворот, однако, был фиктивным. Как было установлено позже, в целях изгнания из "Междуречья" представителей кузбасского капитала представители МИКОМа в "Сибуглеинвесте" и "Инвестуглеснабе" объявили о созыве общих собраний акционеров, но объявили только... самим себе. Уведомления о созыве собраний действительно были отправлены Скурову и Бухтоярову. Но отправлены на адреса самого МИКОМа и его дочерних фирм. Поэтому ни один представитель кузбасской стороны, включая и ведущего акционера обеих компаний - "Сибуглемет", ничего не знали ни о собраниях, на которых якобы смещали с постов генеральных директоров "Сибуглеинвеста" и "Инвестуглеснаба", ни даже о самом факте "смены руководства" этих компаний. Потому Бухтояров и Скуров и продолжали эти два месяца исправно выполнять свои функции - управляли вверенными им компаниями.

Назначенные же МИКОМом "новые" генеральные директора о своих полномочиях не объявляли, в "Сибуглеинвесте" и "Инвестуглеснабе" не появлялись. У них, как выяснилось, была лишь одна задача: пользуясь своим фиктивным статусом генеральных директоров, продать принадлежавшие "Сибуглеинвесту" и "Инвестуглеснабу" акции "Междуречья"... подставным фирмам, появившимся в группе МИКОМа специально для таких махинаций и возглавлявшимся сотрудницами юридического отдела Металлургической инвестиционной компании.

Урожай аферистов

Результатов этой аферы было несколько.

Во-первых, по факту фальсификации акционерных собраний и жульнических действий лжедиректоров "Сибуглеинвеста" и "Инвестуглеснаба" с акциями "Междуречья" уже в начале июня прошлого года было возбуждено уголовное дело N 650960 (его дважды пытались прикрыть, но безуспешно, и сегодня дело, как утверждают эксперты, имеет судебную перспективу).

Во-вторых, началась почти бесплатная раздача междуреченского угля по дочерним компаниям МИКОМа для его перепродажи по "настоящей" цене. При этом цена товара на выходе из Междуреченска занижалась на 40-70 процентов по сравнению с ценами соседних предприятий, и из экспортной выручки в 26 долларов за тонну угля "Междуречье" получало всего три-семь долларов. Около 19 долларов с тонны "Междуречье" вынуждено было переводить на счета другой дочерней фирмы МИКОМа - "Эрго" - якобы за некие "услуги по переработке угля" (при том, что затраты на обогащение угля на других предприятиях в Кузбассе составляли лишь 30 рублей за тонну, или всего 1,3 доллара). Перечисление подобных художеств может занять немало места, но суть останется прежней: достояние "Междуречья" нещадно и безо всякого зазрения совести разворовывали. Грубо и нагло.

В-третьих. Стремясь навсегда закрепить за собой право на ограбление компании, ставленники МИКОМа в "Сибуглеинвесте" и "Инвестуглеснабе" на скорую руку продали принадлежавшие этим компаниям пакеты акций "Междуречья". Продали опять-таки не кому-нибудь, а "своим в доску".

Оригинальность этой сделки требует разъяснений. Дело в том, что акции "Междуречья" числились в "Сибуглеинвесте" и "Инвестуглеснабе" по балансовой стоимости в 399 рублей за штуку, а проданы были по... одному рублю. В 399 раз дешевле их реальной стоимости. Практически - бесплатно. Одной этой операцией "Сибуглеинвесту" и "Инвестуглеснабу" был причинен огромный материальный ущерб. Кузбасские акционеры "Междуречья" были ограблены дочиста. Зато сам МИКОМ обогатился сказочно.

Шантаж шахтеров, угрозы пенсионерам

Все эти проделки московских олигархов так и сошли бы им с рук, если бы не настырность Бухтоярова и Скурова. Не желая мириться с аферистами, они обратились в суд с исками о признании недействительными продажи акций "Междуречья" микомовцами МИКОМу же.

Учтя все обстоятельства, уже в 2000 году суд признал все совершенные лжегендиректорами операции с акциями "Междуречья" незаконными. Было вынесено решение, обязывавшее вернуть эти акции их законным владельцам - компаниям "Сибуглеинвест" и "Инвестуглеснаб". Одновременно суд установил, что подлинными генеральными директорами этих инвестиционных компаний были и продолжают оставаться Бухтояров и Скуров. Тем самым представители МИКОМа, назначенные генеральными директорами никогда не проводившимся собранием акционеров, были объявлены самозванцами.

Поняв, что покрытая вместо перьев акциями "Междуречья" жар-птица может навсегда упорхнуть из клетки, МИКОМ и его союзники, в число которых к тому времени вошла группа "Автобанк - Стилтекс", решили предпринять дополнительные усилия по сохранению "Междуречья" под своим контролем. Поскольку к весне нынешнего года около 30 процентов всех акций угледобывающей компании оставались в руках ее трудового коллектива, "Автобанк - Стилтекс" при активнейшем участии подконтрольного МИКОМу руководства компании предприняло отчаянную попытку заполучить эти акции в свои руки.

Проведенный в генеральные директора угледобывающего разреза ставленник МИКОМа В. Жилин в один из весенних дней нынешнего года появился перед трудовым коллективом с призывом срочно начать продавать свои акции. Публично он объявил, будто, в отличие от прежнего времени, никаких дивидендов на акции никто не получит, и сами акции поэтому превратятся в ничего не стоящие бумажки. Качество этих бумажек будет тем хуже, что готовится дополнительный выпуск акций, в результате чего образуется их переизбыток, а значит, и цена их начнет рушиться, пока не достигнет нулевой отметки. (Агитаторы от МИКОМа при этом скрывали тот факт, что на заседании совета директоров, состоявшемся 21 марта этого года, представитель кузбасских инвесторов В. Мельниченко предложил выделить на выплату дивидендов из прибылей прошлого года два миллиона рублей, но это предложение было заблокировано представителями МИКОМа). Нажим на шахтеров был усилен шантажом: агитаторы совета директоров начали убеждать работников "Междуречья", что всякий, кто откажется продавать свои акции, может остаться без работы, а пенсионерам грозили лишением льгот...

Чтобы психическая атака на шахтеров не захлебнулась, тут же, в правлении "Междуречья", прямо напротив кабинета генерального директора был открыт скупочный пункт. Открыт - стоит уточнить - не МИКОМом, а другой московской группой "Автобанк - Стилтекс" (хотя самим шахтерам об этом многозначительном нюансе ничего не говорилось).

Ничего путного из этой затеи не вышло. Шантаж и угрозы если и возымели действие, то прямо противоположное ожидавшемуся: акции трудового коллектива начали переходить в руки конкурентов триумвирата "МИКОМ - Автобанк - Стилтекс": конкуренты не только никому не угрожали, но и пытались помогать рядовым акционерам противостоять оказывавшемуся на них давлению.

Тогда МИКОМ попытался зайти совсем с другой стороны - объявить руководимые Бухтояровым и Скуровым компании банкротами, посадить туда своих арбитражных управляющих и с их помощью вновь завладеть акциями "Междуречья". Но и эта затея с явным привкусом уголовщины (попытка осуществить преднамеренное банкротство) сорвалась: в начале июля арбитражный суд признал домогательства "Трэлла", руками которого действовал МИКОМ, несостоятельными.

Афера продолжается

А в конце июля выкраденные микомовцами акции "Междуречья" официально вернулись наконец в "Сибуглеинвест": по исполнительному листу глава Прокопьевского филиала фирмы "Регистроникс", ведавшей юридическим учетом всех операций с акциями, внес в реестр акционеров запись о том, что проданные ставленником МИКОМа - самозваным генеральным директором "Сибуглеинвеста" - акции по решению суда вновь зачислены на имя "Сибуглеинвеста".

Узнав об этом, настырные московские претенденты на руку и кошелек "Междуречья" распсиховались не на шутку и 26 июля срочно затребовали на ковер главу "Регистроникса" В. Ртищева. Там высокопоставленные бизнесмены из "Группы компаний "Стилтекс" начали требовать от Ртищева не регистрировать операций с акциями "Междуречья", принадлежавшими "Сибуглеинвесту". Ртищев отказался. И тогда уже через день по навету вс„ того же "Трэлла" (напомним - владельца 50 процентов акций "Сибуглеинвеста") лейтенант юстиции Поликанин возбуждает в Москве уголовное дело по подозрению в том, что операции "Сибуглеинвеста" с акциями "Междуречья" были "мошенничеством в крупных размерах" со "злоупотреблением служебным положением".

Дело - явно липовое. И не только потому, что возбуждено оно по заявлению микомовской структуры, причастной ко всем бедам "Междуречья" и мытарствам его кузбасских инвесторов. Липовое оно еще и потому, что В. Бухтояров, борясь за возврат акций "Междуречья" в "Сибуглеинвест", одновременно отстаивал и интересы самого "Трэлла": будучи совладельцем "Сибуглеинвеста", "Трэлл" ведь должен был бы радоваться, что в результате возвращения акций ему помогли уйти от крупного материального ущерба. Ан нет: продажа микомовскими лжедиректорами принадлежавших "Сибуглеинвесту" акций, причинившая немалый материальный ущерб и самому "Трэллу", была воспринята "Трэллом" как должное. Негодование вспыхнуло только тогда, когда Бухтояров, блюдя интересы кузбасских инвесторов, взял под защиту и интересы микомовской дочки. Такая вот загогулина, понимаешь, получается.

Картина вырисовывается настолько четкая, что есть все основания полагать: возбужденному в Москве уголовному делу о фиктивном "мошенничестве" суждена недолгая жизнь. Тем более что и тут четко просматривается не борьба за торжество справедливости, а все то же неизбывное желание злоумышленников наложить лапу на акции "Междуречья", принадлежащие "Сибуглеинвесту": по требованию "Трэлла" следователь первым делом наложил арест на операции с акциями угледобывающей компании, собственником которых зарегистрирована компания Бухтоярова. Остается только гадать, по каким причинам он наложил запрет и на акции "Междуречья", находившиеся в собственности "Инвестуглеснаба", акционером которой "Трэлл" никогда и не был...

Вместо эпилога

Достаточно только приведенных выше фактов, чтобы понять: в ход идут обман и клевета, аферы и подлоги, шантаж и угрозы. МИКОМу все эти качества присущи, пожалуй, в большей степени, чем его собратьям по бизнесу. Оно и неудивительно: "Междуречье" - последний бастион братьев Живило в Кузбассе. Вот почему с таким остервенением и бьется МИКОМ, призвавший в союзники группу "Автобанк - Стилтекс", за "Междуречье".

Если что и мешает на пути к этой цели, так это губернатор Тулеев. Пока Тулеев есть - надеяться Живилам и им подобным в Кемеровской области не на что. И в том, что с несостоявшимся покушением на Тулеева молва сразу же и прочно связала имя "МИКОМ", винить братьям Живило некого, кроме самих себя.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru