Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Владивостокский Центр по изучению организованной преступности

Организованная преступность Дальнего Востока: Приморье, Хабаровский край, Якутия

Контрабанда

Буквально шквал контрабанды дикоросов из Уссурийской тайги, речных и морских деликатесов, дериватов - шкур, костей и других частей тел краснокнижных животных обрушился на дальневосточных тамож енников с начала года. Только в январе и феврале в Приморье и Хабаровском крае на границе задержано запрещенных для провоза товаров уже на 25 процентов больше, чем за весь 1998 год.

Вывезти пытаются не только соотечественники, но и жители Китая. Так, в аэропорту Хабаровска был задержан гражданин КНР, пытавшийся перевезти в ручной клади 12 килограммов черной икры местного посола. Естественно, о декларации товара речь не велась. Между тем на мировом рынке стоимость 1 килограмма икры колеблется от 200 до 400 американских долларов в зависимости от вида рыбы и фи рмы-производителя. А в США ее цена доходит до 500 долларов за икру осетровых из Каспийского моря российского и иранского посола.

Контрабандный вывоз из России осетровых стал активно осваиваться только в этом году. Здесь сыграло свою роль решение правительства РФ от 25 ноября 1998 года, ужесточающее меры воздействия против незаконного вылова дефи цитной рыбы. Теперь на таможенной границе помимо уплаты всех пошлин при экспортных поставках необходимо представлять лицензию от министерства торговли, а также сертификат от министерства сель ского хозяйства и продовольствия. Это позволит существенно пополнить федеральный бюджет, поставить заслон браконьерству, снизить экономический ущерб и поднять престиж страны на мировом рынке.

И хотя определенные меры принимаются, но в целом ситуация в регионе плачевная. И в первую очередь из-за нехватки сил и средств. Разовые рейды к местам промысла и заслон на границе положение не спасают. Только по побережью Охотского мор я более 1000 километров остаются неперекрытыми. Преступные группировки осваивают новые транспортные пути переброски за рубеж дефицитной рыбы и продуктов из них. 

Кстати, когда в 1998 году в Приморье усилиями силовых структур был поставлен заслон вывозу из края трепанга в Китай, Южную Корею и Японию, нечестные коммерсанты тут же освоили новое направление. Морской продукт стали отправлять рефриже раторами по железной дороге через Прибалтику в Западную Европу. Там приморский трепанг растекается по всем странам, вплоть до Испании.

В прошлом году, по данным отдела “Тигр” Госкомэкологии края, в Приморье конфисковано почти 126 килограммов икры лососевых, около 32 килограммов дикорастущего женьшеня, 748 кг трепанга в сухом виде, 2 шкуры тигра и их скелеты, а также значительно больше обычного шкур пушных зверей, желчи медведя, струи кабарги, мяса парнокопытных животных, сушеных лягушек, ежа морского, красной рыб ы, гребешка и многого другого. 

Уже в начале 1999 года пресечены попытки вывоза за границу 15 (!) лап медведей, шкур, скелетов и костей трех тигров, большое количество струи и мяса кабарги. Только на этой неделе таможенники задержали в Гродеково граж дан КНР: у одного были фрагменты струи кабарги весом 1800 г, желчь медведя весом 45 г и 10 медвежьих лап весом 5963 г, а у другого нашли струю кабарги весом 135 г. В Хабаровском аэропорту зад ержан житель Китая с лапой медведя весом 1100 г. В Уссурийске вскрыт груз, в котором находились панты оленя и желчь медведя.

Основная масса контрабанды направляется в Китай. Поэтому пограничники и таможенники КНР и РФ объединяют усилия в борьбе с незаконным перемещением через границу запрещенных к вывозу дикоросов, краснокнижных животных и рыб. Соглас но межправительственному соглашению и меморандуму, теперь силовики двух стран могут в оперативном порядке общаться напрямую, минуя дипломатические каналы.

По-прежнему средства массовой информации не оставляют без внимания проблему контрабанды алкоголя в крае. По данным Дальневосточной оперативной таможни, в 1998 г. в регионе окончательно сформировались грузопотоки контрабандного в воза алкогольной продукции.

Все поставки делятся на три основные группы: контрабандные поставки спирта и алкогольной продукции из Китая; морским транспортом из стран АТР, США и Канады, а также из стран дальнего и ближнего зарубежья или оформленные в таможенно м отношении в западных регионах России.

По словам начальника отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями ДВОТ Николая Череватенко, главным направлением в работе оперативной таможни по-прежнему является китайское направление, а основная масса спирта и а лкогольной продукции ввозилась в Приморье через таможенные посты Уссурийской и Гродековской таможни. Контрабанда спирта контролируется криминальными группами г. Уссурийска, а непосредственно в Китае выделились фирмы, полностью занимающиеся поставками в РФ спирта и алкоголя. Ими контролируется полный цикл оборота спирта – от производства на территории КНР до поставки на Дальний Восток. Разлив водки в Уссурийске и близлежащих районах также под контролем китайских преступных группировок.

На морском направлении в 1998 г. по сравнению с 1997 г. меньше стало задержаний алкоголя, но продолжают существовать отлаженные каналы. Например, поставки водки в Россию – “американский” (порты Такома – Пусан – “Восточный”), рома – “фи липпинский” (Филиппины – Пусан – Находка). Еще один канал – “нашенский” (из Москвы и Санкт-Петербурга).

Как предполагают специалисты, среди организаций, занимающихся оптовой торговлей алкоголем, произошло четкое разделение сфер влияния. Представителями этнических групп контролируется рынок дешевого алкоголя, в основном ввозимого из Молдо вы. Вино в регион поступает маркированным акцизными марками, с комплектом разрешительных документов. Однако при проверках становится очевидным, что акцизные марки в большинстве являются поддельными, грузовые таможенные декларации с указанными номерами не оформлялись, а происхождение алкоголя неизвестно.

Активизация борьбы с контрабандой алкогольных напитков и спирта породила еще одну проблему. Конфискованная продукция по закону подлежит либо реализации – в случае, если она качественная, либо уничтожению. Конечно, лучше было бы конфиск ованный спирт использовать после соответствующей переработки. Единственным предприятием в Приморском крае, занимающимся этим, является АО “Уссурийский бальзам”. Но мощности его не позволяют справиться со всей массой алкоголя, поступающего со складов в та можню. 

В крупных дальневосточных городах, селах, рабочих поселках – повсюду и в большом количестве открыты так называемые “пункты приема цветных металлов”. В любое время суток несут сюда алюминиевый и медный провод, бронзовые болванки, кабель ную продукцию всех видов и сечений, причем все это было где-то украдено. В статье “Кражи металла стали бедой всего Дальнего Востока” корреспондент газеты “Известия” рассматривает этот проблемный вопрос.

Масштабы краж металла огромны. За год только с линий центральных электрических сетей Хабаровска сняли свыше 150 километров алюминиевых проводов. В службе теплосетей города оставили без алюминиевой теплозащиты обшивки более 75 километров теплотрасс. Скупив краденное, приемщики через посредников или напрямую продают российские цветные металлы китайским коммерсантам. Как утверждают сотрудники регионального управления по борьбе с организованной преступностью, бизнес этот для п риемщиков металла весьма выгоден: ведь китайцы дают за килограмм алюминия два доллара США. Власти Хабаровского, Приморского краев и многих других территорий Дальнего Востока запретили своими постановлениями “деятельность, связанную с приобретением и реал изацией лома и отходов цветных металлов”. Однако, как и прежде пункты приема цветных металлов существуют.

Сегодня во Владивостоке нет в свободной продаже рыбопродукции в должном ассортименте, объеме и по сходным ценам. Рыбаки ссылаются на кризис отрасли и непомерные налоги. Но есть и другая точка зрения, которая высказывается в одной из пу бликаций газеты “Золотой Рог”. Так, здесь сообщается, что 70% выловленной в российских водах рыбы попадает в иностранные порты контрабандно. Представители силовых структур, с которыми беседовала корреспондент, прямо говорят” российская рыбопродукция в ывозится за рубеж бесконтрольно, прямо с промыслов. Никаких денег Россия за это не получает. Вся прибыль, не облагаемая ни нашими, ни зарубежными налогами, оседает в карманах частных лиц – руководителей рыбодобывающих организаций.

Проверив в 1998 году только тридцать рыбодобывающих предприятий края, налоговые органы заставили их доперечислить более 350 млн. руб., 1 млн. 377 тыс. долларов США и 39 млн. японских иен. Самые злостные нарушители – известные компании : ОАО “Дальневосточная база флота”, ВБТРФ, Находкинская БАМР и холдинг “Дальморепродукт”.

Беспрерывные реорганизации разрушили систему государственного контроля и управления. Безоглядная приватизация передала практически весь флот в частные руки, привела к криминализации рыболовства. Рыбодобывающий флот на Дальнем Востоке оказался в руках 1135 частных судовладельцев, которые получили 2629 промысловых кораблей. И каждый из них стал участником внешнеэкономической деятельности. Именно эти факторы, по мнению главы Госкомрыболовства, стали причиной развала рыбодобывающей отрас ли.

Контрабандно вывозят не только рыбопродукцию, немало проблем и с вывозом за рубеж ценных пород древесины. Так, в Приморском крае пресечена попытка контрабанды крупной партии леса. Как сообщили в пресс-службе Дальневосточного там оженного управления, в городе Большой Камень на борту теплохода “Гулбене” была обнаружена партия пиловочника ясеня и дуба, предназначенная для вывоза в Японию. В ходе разбирательства и разгрузки судна в порту Находка выяснилось, что фирма “Хабаровский ле сной аукцион” пыталась вывезти нашим зарубежным соседям по поддельным документам 1,7 тысячи кубометров леса на сумму более 300 тысяч долларов США.

СМИ вновь заговорили о контрабанде морепродуктов из российских промысловых зон накануне заседания российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.

Объем незаконных поставок морепродуктов в Японию российскими рыбаками с начала 1999 года составляет, по данным Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, порядка $320 млн.Об этом сообщил первый заместитель председат еля Государственного комитета РФ по рыболовству Юрий Синельник. “Это браконьерские поставки, -сказал он, - морепродукты выловлены, незадекларированы, вывезены в Японию, проданы, деньги в Россию не вернулись”. Основной ущерб, по его словам, наносят незако нные поставки крабов.

Разграбление морских богатств продолжается как в Японском, Беренговом и в Охотском морях. За последние время эффективность работы ФПС возросла почти в два с половиной раза. Ежегодно ущерб от незаконного вывоза морских биоресурсов на Дальнем Востоке составляет 350 миллионов долларов. Пограничниками Находкинского регионального управления Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ за п ервые восемь месяцев текущего года было конфисковано 766 тонн незаконно выловленных морепродуктов.

Крупнейшая за последний месяц контрабандная партия краба – 2 с половиной тонны – была изъята на рыболовном судне “Рязановка”. Судно задержали пограничники. При его осмотре сторожевым кораблем в районе исключительно приморской экономиче ской зоны на подходе к заливу Находка, на борту был обнаружен свежий краб, вполне готовый к отправке в Японию. Разрешение на лов отсутствовало.

Еще одним проявлением организованной преступности является контрабандный вывоз ресурсов растительного и животного происхождения. Так, в аэропорту задержан гражданин Южной Кореи, попытавшийся вывезти в Сеул ценное сырье. В карман ах контрабандиста было обнаружено шесть пакетов с упакованной струёй кабарги. 

Нарушителю из Кореи может быть предъявлен штраф на сумму от ста до трехсот процентов стоимости контрабандного товара. Предмет нарушения был общим весом в 280 граммов, а один грамм струи кабарг и стоит за рубежом от четырех до семи долларов США. 

В сферу интересов ОПФ Дальнего Востока традиционно входит контрабандный вывоз драгоценных и редкоземельных металлов, а также драгоценных камней. В декабрьском сообщении подразделения обществен ных связей УФСБ по Хабаровскому краю приведены итоги операции, проведенной в конце прошлого месяца сотрудниками управления ФСБ в Комсомольске-на-Амуре. В этом городе была задержана группа лиц, занимавшихся контрабандной переправой алмазов. Как было уста новлено, вероятных покупателей торговцы бриллиантами искали среди иностранных граждан, посещающих некогда закрытый для них город. 

При проведении обыска у одного из задержанных по месту жительства обнаружены: 112 алмазов, золотой слиток весом в 4 грамма,… более 200 боевых патронов к пистолету Макарова, незарегистрированно е охотничье ружье.

По данным Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ), в 1999 г. имели место более 130 случаев выявления таможенных правонарушений, связанных с незаконным вывозом охраняемых российским законодательств ом объектов флоры и фауны. В сравнении с 1998 г. объем пресеченных попыток этой контрабанды вырос в 3,4 раза.

По словам заместителя начальника ДВОТ В. Гаврилова, активизация деятельности контрабандистов в этом направлении началась в 1995 году. Он также отметил, что сегодня фактически уже завершилось слияние криминальных группировок Приморског о края и Дальнего Востока, специализирующихся на контрабанде животных и растительного мира, с криминальными структурами и организованными группами за рубежом, в основном в Китае и Южной Корее, отчасти в Японии и КНДР.

В последнее время отмечен резкий рост вывоза женьшеня. Таможнями региона в 1999 году при вывозе было задержано 625 корней женьшеня. Отмечено также, что в 1998 году незаконным путем на Дальнем Востоке было заготовлено около двух тонн же ньшеня при имевшем место запрете на его добычу.

Что же касается еще одного традиционного для Дальнего Востока контрабандного товара – трепанга, то, по оценкам ДВОТ, незаконная добыча и вывоз его составляют порядка 10-15 тонн. И это только то, что проходит по оперативным материалам. В то же время отмечается тенденция к снижению задержания сушеного трепанга, что вызвано концентрацией преступных группировок, действующих на этом рынке. Сегодня в каждой из них четко очерчено распределение обязанностей – часть преступников занимается то лько добычей, другая хранением и транспортировкой на склады внутрь Приморского края, еще одна непосредственно обеспечивает вывоз. Таможенники признают, что браконьеры “очевидно, нашли маршруты, которые мы практически еще не можем контролировать”.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru