Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Независимая газета", 11.10.2000

Оплатит ли "Росвооружение" долги Гусинского?

Как шантажируют с помощью СМИ

Игорь Нестеров

В ПОСЛЕДНЕЕ время в прессу настойчиво просачиваются слухи о том, что госкомпания "Росвооружение" собирается покрыть многомиллионные долги медиаимперии Гусинского швейцарским банкам. Сейчас гарантом у "Медиа-МОСТа" по западным кредитам выступает "Газпром", и заменить его основному экспортеру российского оружия, обороты которого исчисляются миллиардами долларов, вполне по силам. К тому же главного советника гендиректора ГК "Росвооружение" Александра Котелкина и олигарха Гусинского связывают непростые отношения.

Гусинский наступает на разработанные им "грабли"

МОСТ-банк был создан в октябре 1991-го. Года через три по размеру уставного капитала он вошел в число десяти крупнейших банков России. Говорили: партийное золото. Теперь же появляется все больше данных, что своего он добивается пиар-компаниями по дискредитации конкурентов и кредиторов. После ряда хорошо организованных "наездов" он, к примеру, получил право обслуживать московский бюджет или возможность платить за телесигнал не по рыночным, а по государственным расценкам ( об этом "НГ" уже писала в номере от 5 июля 2000 года).

Одной из наиболее крупных жертв МОСТ-банка некогда была и госкомпания "Росвооружение". Ее руководство в свое время Гусинский "поставил на колени" посредством ряда публикаций в подконтрольных ему СМИ. Таким образом Гусинский добивался согласия от руководства ГК "Росвооружение" на то, чтобы МОСТ-банк вошел в число уполномоченных банков этого монополиста в сфере экспортной торговли российским оружием с многомиллиардными оборотами. То есть значительная часть этих миллиардов после успешно проведенной пиаркампании должна была проходить через счета "МОСТа". Любопытно, что сегодняшнее противостояние "Медиа-МОСТа" и "Газпрома" с точностью до наоборот напоминает ситуацию 1996 года, когда "Росвооружение" под "прессом прессы" вынуждено было уступить "МОСТу". Теперь, когда за долги акции "Медиа-МОСТа" должны отойти "Газпрому", Владимир Гусинский взахлеб говорит о "государственном рэкете" и об "опасности для свободы слова". Но ни Кох, ни Лесин методик борьбы не изобретали. Они лишь использовали методы, с успехом применявшиеся ранее самим Гусинским.

Одной из первых жертв Гусинского еще в 1994 году стал Народный банк, в ведении которого тогда находился почти весь бюджет Москвы. 4 января 1994 года Народный банк перечислил МОСТ-банку (которому уже были переданы счета департамента здравоохранения) на нужды московской "Скорой помощи" 1,76 млрд. руб. В Межрегиональном центре информатизации РКЦ ГУ ЦБ РФ по Москве произошел сбой. Недополучив ожидаемые средства, 6 января МОСТ-банк гневно пожаловался на Народный московскому правительству. Информация появилась и в газетах. При этом МОСТ-банк рекомендовал мэрии передать бюджетные счета другим банкам, приложив соответствующий список.

Для московского правительства это послужило сигналом к решительным действиям, и вскоре в Нарбанке практически не осталось бюджетных счетов. Заменить бюджетников было некем, и банк начал умирать. А через МОСТ-банк стали проходить триллионные платежи по московскому городскому бюджету, с каждого из которых банк отчислял себе 3-4%.

В 1993 году МОСТ-банк совместно с банками "Столичный" и "Национальный кредит" начал крупномасштабные инвестиции в масс-медиа. Создание медиаимперии, в которую вошли НТВ, радио "Эхо Москвы" и ряд печатных изданий, требовало значительных финансовых вложений, а собственных средств у Гусинского явно не хватало. Поэтому у истоков НТВ, помимо МОСТ-банка, стояли вышеназванные банки и Национальный фонд спорта. Первое время все шло нормально, однако Гусинский не для того создавал НТВ, чтобы делиться политическим влиянием с партнерами. Вскоре конфликты привели к разрыву со "Столичным", а затем и НФС в 1995 году из любимого друга превратился в злейшего врага. Влияние осталось за Гусинским после крупномасштабной кампании по дискредитации своих бывших партнеров и прежде всего "Нацкредита" в подконтрольных ему СМИ.

Затем был журналистский накат на Службу безопасности президента РФ. За короткий период в 16 газетах появилось 74 материала, обличающих Коржакова. Это противостояние, кстати, мечту Гусинского стать уполномоченным банкиром "Росвооружения" сделало почти неосуществимой, поскольку главный телохранитель президента курировал продажу оружия лично. Но все резко изменилось после отставки Коржакова в 1996 году. Поэтому особенно ярким примером применения Гусинским системы пиар-шантажа и явился скандал вокруг госкомпании "Росвооружение" осенью 1996 года.

Газета - оружие олигарха

В 1993 году "МОСТ" обретает нового "друга" - министра финансов РФ Бориса Федорова, который делает банк Гусинского уполномоченным банком российского правительства и агентом по продаже "золотых" сертификатов Минфина РФ. Благодаря стараниям Федорова "МОСТ" попытался войти и в "золотую" десятку уполномоченных банков госкомпании "Росвооружение" наряду с "Нацкредитом", "Менатепом" и прочими олигархическими банковскими структурами того времени. А получить статус уполномоченного банкира "Росвооружения" - дорогого стоило. При этом появлялась бы возможность почти бесконтрольно "прокручивать" бюджетные валютные средства, так как подобные финансовые отношения скрыты под грифом "секретно". А их достаточно много: это и получение средств от бартерных сделок "ширпотреб за оружие" (Китай, Индия), в неэффективности которых не смог бы обвинить их участников ни один профессиональный аудитор, это и манипуляции с долгами за поставленное третьим странам вооружение... Бывший руководящий чиновник "Росвооружения" поделился как-то в конфиденциальной беседе, что ему один из кандидатов в уполномоченные банкиры предлагал взятку в 120 млн. долларов (!) только за проводку финансовых операций по китайскому бартеру за поставленное в Поднебесную вооружение через определенный банк. И это, кстати, не предел в сфере торговли российским оружием. Но Гусинский, судя по всему, решил действовать иначе.

В середине 1996 года, когда позиции главного куратора "Росвооружения" Коржакова уже не казались столь незыблемыми, как раньше, медиамагнат Гусинский принялся действовать по уже отработанной схеме. Артподготовка началась в газете "Сегодня" со статьи Павла Фельгенгауэра "Надежды на многомиллиардные доходы от торговли оружием совершенно не оправдались". В то время госкомпанию "Росвооружение" возглавлял генерал Александр Котелкин. Хорошо известно было его пристрастие оперировать шестизначными цифрами, чтобы показать рост продаж российского оружия и успех вверенной ему госкомпании. Поэтому удар наносился в самое чувствительное место. Вот, к примеру, что писала газета "Сегодня":

"На этой неделе состоялось совещание с руководителями ведущих отечественных предприятий-разработчиков и изготовителей вооружений и военной техники. Обсуждались проблемы экспорта оружия, главная из которых состоит в том, что оружия на продажу в России много, а продать удается мало... В прошлом году госкомпания "Росвооружение" заявляла, что в 94-м году экспорт превысит 3 млрд. долларов. Реальный результат за 94-й год составил 1,71 млрд. долларов. Теперь новые руководители оружейного экспорта высказываются скромнее и осмотрительней - в 95-м экспорт может достичь 2,5 млрд. долларов, а в последующие годы - 3-4 млрд. долларов, "если будем хорошо работать"... Надежды на чудо - на возобновление громадного внутреннего оборонного госзаказа и на многомиллиардные экспортные поставки - угасли..."

Информационная война Гусинского против "Росвооружения" усилилась в начале осени 1996 года, когда компания наконец-то лишилась всесильного покровителя в лице главного ельцинского телохранителя Александра Коржакова. Кресло под гендиректором ГК "Росвооружение" ходило ходуном, люди из команды Черномырдина ждали только повода, чтобы поставить на это важное место своего человека. И такие "информационные поводы" без устали подсказывала газета "Сегодня". Разгромные публикации "на полосу" следовали одна за другой: "Битва за оружие: Лебедь против Черномырдина", "Российская система торговли оружием: обогащаются только посредники", "Торговля оружием: попытка передела доходного бизнеса". 29 августа 1996 года "Сегодня" писала:

".... Если борьба за передел сфер влияния в системе экспорта вооружений между гг. Лебедем и Черномырдиным не приведет к более существенным переменам, то ГК "Росвооружение" так и останется кормушкой для избранных, а разговоры о выгодах торговли оружием будут только мешать поискам решения реальных проблем оборонки...." "...В сущности, деятельность "Росвооружения" очень напоминает систему обычного рэкета, однако увидеть это крайне трудно, поскольку все условия экспортных оружейных контрактов - цена изделий, сумма сделки, условия платежа, посреднический процент и вообще все, все, все - совершенно засекречены. Ни общественность, ни депутаты в Думе, ни заинтересованные правительственные ведомства ничего толком не знают. ... Лучших условий для злоупотреблений трудно придумать..."

А за день до этого "Сегодня" заходила с другой стороны:

"... Кроме экспорта оружия, ГК "Росвооружение" также занимается импортом различных товаров, полученных в качестве бартерной доли экспортных сделок. Для проведения подобных операций также обычно создаются дочерние фирмы. Все, за малым исключением, страны третьего мира, закупающие российское оружие, расплачиваются частью деньгами, а частью - товаром. При этом все опрошенные "Сегодня" деятели отечественной оборонки и оружейного бизнеса согласны в том, что реальная эффективность бартера не превышает 20-30%. Т.е. именно столько удается в конце концов выручить в результате распродажи товаров от их номинальной (контрактной) стоимости. Соответственно, убытки оборонных предприятий составляют 70-80%. Среди производителей вооружений все, похоже, знают случай, когда питерская верфь получила из Китая в обмен на подводную лодку типа "Варшавянка" (тип "Кило" по западной классификации) партию пластмассовых зажигалок по цене $1, хотя в Китае подобные зажигалки стоят всего несколько центов и в российских коммерческих палатках - не намного дороже..."

"Росвооружение" перед "МОСТом"

По слухам, автор разоблачительных статей Павел Фельгенгауэр был избит в подъезде. Но предупреждение не подействовало. По своим каналам в "Росвооружении" узнали, что к публикации готовится новый убийственный материал, по сравнению с которым все предыдущие - цветочки.

И Котелкин позвонил Гусинскому. После этого МОСТ-банку был обещан статус уполномоченного банка "Росвооружения". И разоблачительный пафос "Сегодня" мгновенно сменился на дружеский тон по отношению к руководству ГК "Росвооружение". Газетные страницы запестрели благостными заголовками: "Росвооружение" намерено догнать США к 1998 году", "Все соседи России будут отлично вооружены"... Из непримиримого врага СМИ Гусинского превратились в надежного союзника в борьбе с руководителями предприятий ВПК, которые протестовали против грабительской политики посредников в битве российских экспортеров с украинскими за танковый рынок Пакистана, в скандале вокруг сделки по продаже противоракетных комплексов С-300 на Кипр, которая проводилась с грубыми геополитическими просчетами...

С тех пор в подконтрольных Гусинскому СМИ не появлялось ни слова критики в отношении гендиректора ГК "Росвооружение" Александра Котелкина. Этот метод и послужил для олигарха "руководством к действию" в его дальнейших пиар-войнах с конкурентами, кредиторами и политическими противниками.

Не все "МОСТу" масленица?

После того, как удалось с помощью СМИ "поставить на колени" руководство оружейной фирмы с многомиллиардным оборотом, Гусинский, похоже, окончательно уверовал в свое медиа-могущество. А аппетит, как известно, приходит во время еды.

Потом были "наезды" на младореформаторов-писателей, которые имели неосторожность держать свои "гонорары" в МОСТ-банке (таким образом Гусинский посчитался с Кохом и К° за свой проигрыш в битве за "Связьинвест"), "информационный рэкет" по отношению к Вяхиреву, который в итоге прогарантировал за Гусинского возврат 200-миллионного кредита швейцарским банкам, хотя прекрасно понимал, что "Медиа-МОСТ" таких денег самостоятельно никогда не сможет вернуть, накат на шефа президентской администрации Волошина, который заставил все-таки Гусинского вернуть многомиллионный кредит Внешэкономбанку...

Нынешний конфликт между "Медиа-МОСТом" и "Газпромом" с точностью до наоборот напоминает ситуацию 1996 года с "Росвооружением". Только на сей раз представители государства серьезно настроены вернуть в госказну, казалось бы, уже безвозвратно потерянные сотни миллионов долларов.

Но появились упорные слухи о том, что опальный медиамагнат сейчас ищет конфиденциальных контактов с Александром Котелкиным (ныне он является главным советником гендиректора ГК "Росвооружение") по поводу возможного покрытия колоссальных долгов "Медиа-МОСТа" с помощью средств "Росвооружения". В принципе такому гиганту, как "Росвооружение", это вполне по силам. Неужели и на сей раз Гусинскому удастся уговорить "Росвооружение"?

P.S. Корреспондент "НГ" связался с Александром Котелкиным, находящимся сейчас в отпуске. Он подтвердил, что в 1996 году испытывал серьезнейший политический и персональный прессинг со стороны Владимира Гусинского. Но утверждает, что, во-первых, этому прессингу не поддался. А, во-вторых, что в последние месяцы не имел и не имеет никаких контактов с Гусинским.

 
Другие материалы раздела:
Сексуальные пристрастия
Ответ Александра Котелкина
Гусинский против Котелкина
📁 "Черные" поставки оружия +
Ракеты для Саддама Хусейна
Ракеты для Ирака. Отставки
Cекретный контракт с Ираком

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru