Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Уголовник, объявлявший себя "первым номером" в Приморье, умер в Хабаровском  СИЗО

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 25.10.01

В СИЗО Хабаровска умер "смотрящий" за Дальним Востоком. По прогнозам специалистов, после смерти Евгения Васина, больше известного как Джем, регион ждет большая криминальная война

Галина Миронова

Сходняк - это комсомольское собрание для мальчишей-плохишей.

Сходняк - это комсомольское собрание для мальчишей-плохишей

Его боялись даже дети

23 октября в хабаровском СИЗО умер Евгений Васин, «вор в законе», больше известный как Джем. Его, уже холодного, обнаружил утром сокамерник - Джем сидел в двухместном «номере». По предварительному заключению, смерть наступила от острой сердечной недостаточности.

Уже к обеду это событие в Хабаровске обсуждали как новость № 1 с неизбежным волнующим аспектом: «Ой, что теперь будет-то?» И этот обывательский недоуменный вопрос несколько напоминал стенания времен кончины Брежнева. Хотя что такого случилось особенного? Вор умер в тюрьме, при чем тут судьбы человечества? Но даже дети на Дальнем Востоке знали, что Джем - лидер преступного сообщества, и это целый мир, который давно и благополучно развивается и смешивается с нормальной жизнью.

Васин, проживавший в Комсомольске-на-Амуре, контролировал регион сродни федеральному округу. Он построил свою вертикаль власти, развернув структуру от чисто уголовного промысла к бизнесу. Представители криминалитета пробивались к власти и всячески легализовывались. Это было пострашнее, чем гоп со смыком. Сам же Джем, хотя дисциплина держалась на крови, собственных рук не марал, был как паук, который дергал ниточки своей империи. А в эту империю, хотело бы - не хотело, а входило и все население. И, как народ знает, любая перемена во власти, тем более неожиданная, может быть чревата плохими последствиями.

Крематорий в «красном» кафе

Вообще «воры в законе» уже давно не умирают в тюрьмах, а чтобы Джем, которому вот-вот стукнул бы полтинник, до этого мог дойти, никому и во сне не привиделось бы, тем более попал он туда по статье, хуже некуда.

Прошлой зимой, 22 февраля, в Комсомольске-на-Амуре случилось преступление, страшнее которого не было, наверное, полвека. Ранним вечером в молодежное кафе «Чародейка» бандиты метнули банки с горючей смесью. Мгновенный и сильный пожар охватил небольшое помещение, загорелись синтетические кофточки и блузки, посетители выскакивали из пожарища почти голыми и кидались в снег. И хотя пожарные и «Cкорая» приехали без опозданий, четверо сгорели в огне, еще четверо в муках умерли один за другим в больнице среди еще двадцати обгоревших. Большинство жертв были девочками-старшеклассницами.

Город зарыдал в шоке и ужасе. К чести милиции, она схватила подозреваемых уже на следующий день. Скоро было установлено, что исполнители поджога не самые последние люди в местной мафии, а пожар являлся демонстрацией силы.

Хозяин «Чародейки» Эдгард Зайцев - крупный предприниматель - не поддавался давлению. Устрашить Зайцева, депутата городской Думы, значило показать всем, кто в городе хозяин. Молодежь, собирающуюся в кафе, в расчет никто не принимал, а с адской смесью перестарались.

В Комсомольске поджог «Чародейки» иначе, чем терактом, не называли, школьники и родители выходили на демонстрации, писали письма президенту. Жители города, до этого тихо уживавшиеся с бандюками в криминальной столице Дальнего Востока, поняли, к чему может привести терпимость.

Прокуратура возбудила уголовное дело по редкой статье - «убийство двух и более лиц с особой жестокостью общеопасным способом», по ней дают больше, чем за теракт, до пожизненного. К осени, казалось, расследование вот-вот завершится. И тут грянули события, можно сказать, сенсационные для дальневосточников. 20 сентября арестовали Джема. Санкцию на такую операцию дала Генпрокуратура.

«Черные» дни для мафии

Дело по «Чародейке» вел следователь окружной прокуратуры, человек новый, особенно выдающимися качествами которого считали въедливость и целеустремленность. Не случайно на жизнь его даже покушались. В принципе в то, что «пахан» был не в курсе поджога, никому не верилось с самого начала, без него в городе и муха не летала. Но чтобы поднять руку на лидера, которого обслуживали лучшие адвокаты, надо было иметь железные доказательства. По комментариям юристов, на этот раз Джем влип серьезно.

Арестовывали Васина из постельной неги. Перед отъездом Джем толкнул речь, чтобы и без него соблюдались понятия, что сам готов идти в тюрьму, ее бояться нечего и это ненадолго. Людям своим именно в эти дни пахан был особенно необходим, за полтора дня до ареста Джема из автомата был расстрелян «смотрящий» по Хабаровску Сергей Меркумьянцев.

Даже с арестом лидера, а уж тем более с его скоропостижной смертью преступные империи, как правило, начинают сыпаться. Может, этому стоило бы порадоваться, но конкурирующие уголовные группировки при этом кидаются переделывать сферы влияния, а это война и большая кровь, такое просчитывают даже обыватели. Дальневосточный криминалитет под предводительством легитимного Джема не допускал на свою территорию эмиссаров из Москвы и с юга, но теперь воры оттуда, почуяв запах новых денег, как кровь, будут пытаться заглотить полулегальный лесной, икорный и нефтяной бизнес. Скорее всего, Дальний Восток ждет большая криминальная война. А что бывает с мирными гражданами во время боевых действий, рассказывать никому не нужно.

Из досье «КП»

Евгений Васин родился в День милиции, 10 ноября 1951 года, в Комсомольске-на-Амуре. Первую судимость за драку он получил уже в 14 лет. Через три года был осужден за хулиганство. Затем, в перерывах между последующими «ходками», создал в своем районе группировку, занимавшуюся рэкетом и вымогательством. За решеткой «джемовцы» держались вместе и, жестоко расправляясь с обидчиками, заработали себе непоколебимый авторитет. Став «вором в законе», на зоне Джем исполнял роль третейского судьи, «смотрящего», однако на воле вел жизнь добропорядочного гражданина. Он открыл благотворительный фонд «Сострадание», помогавший бомжам и заключенным, на острове Маланкин на Амуре организовал спортивный лагерь для беспризорников.

Проблемы у Джема начались пару лет назад. В эфире местной телекомпании он заявил: «Это мой край, и я хочу, чтобы здесь у меня был порядок». Это вызвало раздражение не только у правоохранительных органов, но и у пяти не менее авторитетных местных «законников». До своего 50-летия Евгений Васин не дожил две с половиной недели.

***

Оригинал этого материала
© "Газета.Ру", 27.10.01

У криминальных авторитетов эпидемия инфарктов

Ирина Петракова

В Комсомольске- на- Амуре прошли похороны криминального авторитета Евгения Васина по кличке Джем. Он входил в пятерку крупнейших российских воров в законе и контролировал весь Дальний Восток. На его похороны съехались больше 50 криминальных королей. 

27 октября, в 14 часов (7 часов утра по московскому времени), на Старом кладбище Комсомольска-на-Амуре прошли похороны «авторитета» Евгения Васина, по кличке Джем. В течение многих лет он был «крестным отцом» Дальнего Востока и контролировал все криминальные и полукриминальные структуры региона. 

Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в оперативно-розыскном бюро ГУВД Хабаровского края, Евгений Петрович Васин скончался в Хабаровском СИЗО 23 октября, не дожив до своего 50-летнего юбилея 17 дней. Медики констатировали, что смерть наступила в 6 часов утра в результате острого сердечного приступа. 

Васина задержали 26 сентября по обвинению в поджоге кафе «Чародейка» 22 февраля 2001 года. В результате пожара погибли восемь жителей Комсомольска-на-Амуре. В спецоперации, проведенной с санкции Генпрокуратуры РФ, принимал участие спецназ, сотрудники ФСБ и УВД Дальневосточного федерального округа. 

5 октября в ожидании суда Васин объявил голодовку. Во время голодовки его четыре раза переводили из СИЗО в реанимацию. Однако врачи в конце концов сделали заключение о приступах стенокардии, после чего вернули его в камеру. Где он и скончался. 

Для преступного мира смерть Джема можно считать эпохальным событием. Наряду с такими известными людьми, как Япончик (Вячеслав Иваньков), Тайванчик (Алимжан Тахтахунов) и Сильвестр (Сергей Тимофеев), он стоял у истоков того, что теперь называют «русской мафией». Последние двадцать лет он был теневым хозяином всего Дальнего Востока. 

На похороны в Комсомольск-на-Амуре слетелись все более или менее значимые фигуры в криминальном мире России. По словам начальника ОРБ ГУВД края, на могиле собрались около 50 лидеров криминального мира. Большинство из них летели из Москвы. Кроме того, на кладбище поехали и представители ГУВД, которые «держали ситуацию под контролем и предотвращали возможные столкновения между братвой». 

Одна драма состоялась еще до начала церемонии. Бывший коллега Васина – 47-летний Реваз Цицешвили, по кличке Цица, и двое его товарищей летели 26 октября из Москвы в Хабаровск рейсом 723. Грузины собирались присутствовать на похоронах Евгения Васина. Однако на подлете к Хабаровску Цицешвили скончался, причем тоже от острого сердечного приступа. 

Васин Евгений Петрович (клички Джем и Батя) родился 10 ноября 1951 года в городе Борзя Читинской области. Пять раз был судим за захваты заложников, а также за грабеж и убийство. Женат, детей нет. Уже будучи вором в законе, до начала 90-х числился снабженцем комсомольского кооператива «Дружба». [...] В 1985 году коронован преступными авторитетами страны в воры в законе.

Во второй половине 90-х Васин собрал «общак» в родном Комсомольске-на-Амуре и двинулся покорять Дальний Восток. При этом какие-либо отчисления с мест в центр России идти перестали. Не желали подчиняться Васину только самые лакомые куски – Саха-Якутия (алмазы) и Сахалин (нефть). В 1998 году на острове началась разработка прибрежного шельфа. Получить свою долю от нефтедолларов мечтал каждый «авторитет». С одной стороны, на нефть претендовали джемовцы – Ева, Черс и Лопух, с другой – сахалинец Аксен (Александр Аксенов), которого поддерживали московские воры в законе. Через шесть месяцев после начала разработок Аксен был убит. 

По данным МВД России, приморская организованная преступность вышла на второе место во всероссийском рейтинге. Джемовские группировки контролируют перепродажу иномарок, морской промысел, морские транспортные перевозки и торговлю бензином. Организованная преступность Приморья насчитывает около четырех тысяч активных членов, примыкающих к пяти основным криминальным сообществам региона, главное из которых принадлежит Джему. 

В конце концов, он настолько почувствовал себя хозяином Приморья, что даже организовал своеобразные приемы граждан. У него был секретарь, который вел запись обратившихся и назначал часы визитов. С его подачи в Комсомольске-на-Амуре в 1996 году был создан благотворительный фонд «Сострадание». Учредителями фонда стали все местные воры в законе, несколько дальневосточных писателей, бывшие сотрудники милиции и преподаватели вузов. Филиалы фонда существуют в Хабаровске, Биробиджане и на Сахалине. 

Деятельность Джема сильно отразилась на уголовной статистике – на 20 процентов в регионе уменьшилось число квартирных краж, на 43 процента – угон автотранспорта, зато на 103 процента увеличилось число преступлений, связанных с причинением вреда здоровью. 

Правда, в конце 90-х его группировка стала ослабевать. Из «подчинения» Джема полностью вышла Сахалинская область, а в Приморье за короткий период не своей смертью умерли почти все люди, которых он расставлял на местах. В июне 1999 года сам бандит едва избежал покушения. Недовольны Джемом были некоторые его подчиненные, заявлявшие, что их босс морально устарел и уже не мог держать преступный мир региона, стал бизнесменом, банкиром. В последние годы Евгений Васин считал себя легальным бизнесменом, хотя убивать ради денег не перестал. 

22 февраля 2001 года в Комсомольске-на-Амуре бандиты Джема в считанные секунды превратили популярное у городской молодежи кафе «Чародейка» в крематорий. В огне и пламени заживо сгорели четверо человек, еще четверо умерли в больницах Комсомольска. С ожогами различной степени тяжести был госпитализирован еще 21 человек. 

По данным следствия, виновниками пожара стали четыре молодых человека, которые заскочили в кафе и метнули внутрь банки с зажигательной смесью. Деревянная обшивка, покрытая лаком, вспыхнула как свеча. Зарешеченные окна не позволили людям выбраться из кафе. 

Вскоре после трагедии был арестован подчиненный Джема Александр Назаренко – один из отвечающих за определенные участки «работы» по Центральному округу Комсомольска. На допросах Назаренко рассказал, что Джем никак не мог получить дань с Эдуарда Зайцева, владельца кафе. Зайцев был директором фирмы «Втормет» и изготавливал вторичное сырье из металлургического мусора и кирпича. Переработка приносила неплохой доход. Деньги Зайцев начал вкладывать в новые предприятия, такие, как «Чародейка», ресторан «Харлей-блюз» и другие. Но с Джемом предприниматель сотрудничать отказывался. Следователи задержали еще двоих исполнителей теракта, четвёртый был найден повешенным. А осенью пришла очередь и Джема. 

Сейчас в Приморье царит затишье. Однако, по мнению милиционеров, оно мнимое, потому что все готовятся к войне. По словам оперативников, скоро на Дальнем Востоке грянет новый передел собственности. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru