Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Известия", 04.03.2003

Конец великой иллюзии

Cенсационная книга разоблачает нравы, царящие в газете "Монд"

Эльмар Гусейнов, Париж

Скандал вокруг самой уважаемой французской газеты продолжается

Этих людей зовут Пьер Пеан и Филипп Коэн. Вот уже целую неделю о них говорит вся Франция. Забыты иракский кризис и проблемы безработицы, текущая политика и новости культуры. Все это заменили два журналиста и написанная ими книга. Она называется "Скрытое лицо "Монд" и повествует о темных делишках, которые таятся за имиджем респектабельной парижской газеты. 

Купить книгу Пеана и Коэна невозможно. Начальный тираж в 25 тысяч экземпляров был увеличен вдвое еще до его поступления в продажу. Первые поставки тоже не попали на прилавки. Они разошлись по читателям, которые заранее заказали сенсационное издание в книжных магазинах. 

Книга Пеана и Коэна представляет собой журналистское расследование, которое продолжалось два года. Для тех, кто любит газету "Монд", она станет неприятным ударом. Для тех, кто предпочитает другие издания, она откроет малоприятные стороны повседневного быта французской журналистики. 

В чем же уличают руководителей "Монд" авторы сенсационного расследования? В коррупции, в готовности продавать свое влияние за деньги, в насаждении внутри редакции режима страха и полного подчинения руководству, в нарушении элементарных моральных принципов, которые сотрудники газеты высокомерно внушали всем и каждому со страниц своего издания. 

Наверное, российский читатель удивится, что подобное расследование вызвало ажиотаж во Франции. В нашей стране газетчиков привыкли обвинять во всех смертных грехах. Французы тоже не очень любят репортеров. Но случай с "Монд" особый. И определяется он необычным статусом, который отличает эту газету. 

Нынешняя "Монд" была создана еще в конце 1944 года. Ее основатель, редактор и журналист Юбер Бев-Мери, постарался сделать так, чтобы эта газета всегда оставалась самостоятельной и не принадлежала никому, кроме работающих в ней журналистов. До сих пор ключевые пакеты акции "Монд" находятся в руках объединений работников издания и особой ассоциации друзей "Монд". Бев-Мери даже возражал против публикации в "Монд" рекламы, так как это ставит газету в зависимость от рекламодателей. 

В течение последних 50 лет "Монд" была самым авторитетным изданием Франции. Независимость ее журналистов подкупала публику, газете верили, на нее ссылались. Все эти годы "Монд" старалась держаться на расстоянии от власти, от определенных политических пристрастий, от крупных денежных мешков. 

В 1994 году, после полутора десятков лет финансовых и организационных трудностей, к руководству газетой пришла новая команда. Она состоит из трех человек: директора редакции Эдви Пленеля, главного менеджера газеты Жан-Мари Коломбани и Алена Минка, председателя наблюдательного совета "Монд". Вот они-то и стали главными героями книги Пеана и Коэна. 

Те, кто читает "Монд" в последние годы, не могли не обратить внимание на особый, безапелляционный и нравоучительный тон публикаций этой газеты. Мнение ее журналистов - истина в последней инстанции. Они готовы учить всякого, даже целым странам и народам указывают, как надо жить. Горе тому, кто посмеет не следовать урокам редакторов "Монд": его обвинят со страниц газеты во всех смертных грехах и будут травить с ожесточением гончих, преследующих зайца. 

Так вот, как выяснили Пеан и Коэн, сами мондовцы при этом не считают для себя зазорным нарушать элементарные нормы журналистской и просто гражданской этики. За покровительство и поблажки со стороны властей "Монд" откровенно поддерживает одних политиков и чернит других. Издание с готовностью выступает лоббистом для зарубежных компаний, пользуясь своими особыми связями с властными структурами Франции, и не гнушается брать за это гонорары. Дирекция "Монд", демонстративно требуя от своих сотрудников сдавать любые подарки стоимостью более 70 евро, сама принимает в качестве дара дорогостоящие путешествия. Первое, что сделал новый руководитель "Монд" Жан-Мари Коломбани, заняв кресло начальника, это повысил себе зарплату почти вдвое. 

Руководство газеты публикует финансовые отчеты, в которых не сообщается о растущей задолженности корпорации "Монд", о многомиллионных убытках, которые преследуют издание. Не сообщается публике и о падении тиража. В газете могут положить под сукно материал журналиста, в котором разоблачается известный политик, так как это не соответствует личным планам дирекции. При этом всякая критика или даже возражение мнению "вождей" исключены: внутри "Монд" воцарился режим страха и абсолютного подчинения воле начальников. 

Появление работы Пеана и Коэна так же, как и публикации в журналах с объемистыми выдержками из их книги, застало врасплох руководителей "Монд". Сначала было объявлено, что газета подаст в суд на авторов и издателей "Скрытого лица". На появление книги "Монд" поначалу откликнулась яростными, но совершенно неубедительными ответными статьями на своих страницах. А затем руководство "Монд" замолчало. И молчание это становится все более гнетущим, так как не проходит дня, чтобы авторы сенсационного расследования не появились бы в нескольких телешоу или не дали интервью какой-нибудь газете или журналу. 

Становится ясно, что хозяевам "Монд" просто нечего ответить. Навязчивое и нагловатое морализаторство предпринимателей от журналистики оказалось препарированным их собственными коллегами по газетному цеху. Возможно, эта скандальная история хоть чему-то научит любителей оплаченного лоббирования и заказных политических кампаний. 

 
Другие материалы раздела:
Скрытое лицо "Le Monde"
Конец великой иллюзии

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru