30.06.2003, Фото: racing-live.ru
"Асториец" Красненков как зеркало газпромовской реформации
Куда шли "откаты" от рекламной и спонсорской деятельности газовой монополии
Анна Пчелкина
![]() |
Александр Красненков |
Этот стремительный и статный "асториец" - один из первых представителей
миллеровского призыва в верхушке газовой монополии. Начав с незаметной
должности помощника Председателя Правления, Александр Викторович быстро
дорос до начальника одного из ключевых департаментов с длинным и
запутанным названием, отражающим переход количества в качество
- департамента по управлению корпоративным имуществом и корпоративным
отношениям. Дальше - получение высокого кресла члена правления
"Газпрома" и подготовка к завоеванию новых высот в простой, как башня,
газпромовской иерархии.
Руководство такой шикарной для города на Неве гостиницей, как
"Астория", выработало у нашего героя почти безусловные рефлексы в следующих
областях:
1. Обслуживающий бизнес - это основа основ всякого бизнеса. Поэтому в
"Газпроме" Александр Викторович первым делом провел инвентаризацию
гостиничного хозяйства и наотрез отказался рассматривать даже
пресловутые намеки на продажу т.н. "непрофильного
имущества", мотивировав это тем, что 300-тысячному коллективу
"Газпрома", работающему в сложных климатических условиях, необходимо отдыхать на
юге.
2. Клиент должен обслуживаться по высшему разряду. Разряд газпромовских
гостиниц высок, за это говорит и перечень их названий
- Рэдиссон-САС-Лазурная, Рэдиссон-Пик-Отель и др.
Надо отметить, что высокопоставленные постояльцы обслуживаются по самым высоким стандартам,
включая предоставление интимных услуг на условиях гарантированной
безопасности (ноу-хау в этой сфере были разработаны и реализованы
Александром Викторовичем совместно с известным питерским теневым
бизнесменом Александром Сабадашем еще в процессе приватизации гостиницы
"Астория", проводившейся под непосредственным контролем безвременно
ушедших из жизни распорядителей городского имущества
- Анатолия Собчака и Михаила Маневича).
Похоже, в недалеком будущем увидим и создание при
гостиницах модных ныне гей-клубов, благо опыт в этом деле у Красненкова
есть - гей-клуб "Талион" в Питере, который он заботливо опекает,
сохраняя, правда, инкогнито. Не забывает он и о клиентах попроще,
организуя установление контроля через фирмы близких к нему людей над
гостиницами и другими рекреационными объектами в Краснодарском крае,
Москве, Петербурге и т.д.
Естественно, слухи приписывают Александру Викторовичу скромный доход не только от текущего гостиничного бизнеса,
но и от побочных бизнесов - неформального участия в пригостиничных
казино и нелегальной проституции. (Кстати, в северной столице
зафиксирована попытка возбуждения дела по участию нашего героя в такого
рода теневом бизнесе, оказавшаяся безуспешной.)
3. Вся предыдущая работа - это только тренировка перед обслуживанием
Главного клиента. И вот Александр Викторович, засучив рукава, начинает
реализацию проекта века - создание горнолыжного курорта в Красной
Поляне, стоимостью никак не менее 1 миллирда долларов. И это правильно
- надо развивать отечественные курорты, а не выбрасывать деньги в
"туретчину".
Средства на проект нашлись, конечно, в "Газпроме"
- значительная часть размещенного в начале 2002 года облигационного займа
(узнав о столь циничном использовании средств корпорации для
обустройства элитных "райских уголков", главный финансист
"Газпрома" Виталий Савельев вынужден был написать заявление об отставке).
Кроме того, Красненков вступил в переговоры с руководителями НК
"ЮКОС" и финансового консорциума "Альфа-Групп", добиваясь их участия в
финансировании краснополянского "проекта
века". В результате переговоров было прекращено контролируемое
"Газпромом" банкротство НГХК "СИБУР", а
взамен ЮКОСу было обещано передать самарский
"Нефтехим", "Альфе" же - Тобольский НХК.
4. Маркетинг и реклама - без этого невозможно функционирование
обслуживающего бизнеса. И в рекламу Александр Викторович также
погружается с головой. Например, в течение 2002 г. его Департамент
выступил Заказчиком рекламных и спонсорских кампаний на общую сумму
почти 40 миллионов долларов США. Приведем лишь несколько пунктов из
обширного перечня:
Спонсорская помощь соревнованиям "Формула-1" - около 9,7 млн долл.;
Спонсорская помощь реализации проекта "Бродвей в
Москве" - 3 млн долл. (Интересно, но этот проект, не просуществовав и месяца, закрылся с
обещаниями вернуться к нему через год!);
Рекламная кампания спортивного шествия, посвященного возрождению спорта
в России (с Некоммерческим партнерством
"Здоровье нации") - 2 млн долл.;
Финансирование рекламных фильмов о ОАО
"Газпром" (телекомпания "ТАТА") - 2,7 млн долл.
Реклама театра балета Анастасии Волочковой
- 0,6 млн долл.
Реклама РОО "Спортивный клуб работников милиции Динамо-дзюдо" в рамках
международного турнира Гран-При - 1 млн долл. (Ну это простительно!)
Реклама Международного теннисного турнира St. Petersburg Open (ЗАО
"Открытый Петербург") - 1,2 млн долл. (Это также простительно.)
Спонсирование концерта Д.Герингаса (организатор п ООО
"Росинтерфест") - 250 тысяч плюс еще 300 тыс. долларов на другой проект
"Росинтерфеста" - исполнение рождественских песенок оперными звездами в Гостином дворе
перед элитным собранием;
Спонсорская помощь АНО "Студия Позитив-фильм" - 2 млн долл.
Реклама парусной регаты "Жемчужина
России" (ООО "Спортсервис") - 3,13 млн долл.
Спонсорская помощь Всероссийской Федерации художественной гимнастики
- 1 млн долл.
Спонсорская помощь НО "Фонд национальной сборной по
футболу" - 8,3 млн долл.
Перечень показывает широту культурных интересов Александра Викторовича
- классическая и хорошая эстрадная музыка, русский балет, ну и конечно
русское дзюдо (так же как и теннис и яхтинг), русский футбол, русская
художественная гимнастика, производство отечественных фильмов.
А вот продюсирование отечественных фильмов о
"национальном достоянии" к 10-летию "Газпрома" не пошло на пользу нашему герою. Компетентные
специалисты провели экспертизу соответствующих договоров и посчитали,
что имело место завышение цен в 1,5-2 раза по сравнению со сложившимися
на рынке рекламных услуг ценами. Они же оценили объемы
"откатов" по договорам - в пределах 50% от общей стоимости каждого из договоров
(причем, как поговаривают, под какие-то неведомые
"политические проекты", по которым, похоже, не менее половины средств не дошло до
адресатов).
Посему ФСНП инициировала дело о хищениях значительных средств,
допущенных при съемках рекламных фильмов о
"Газпроме", одним из основных фигурантов которого является герой нашего повествования. Дело ни шатко,
ни валко ведется, но, надо думать, вскоре растворится, поскольку
Красненков явно принадлежит к касте неприкасаемых.
Впрочем, по слухам, Александр Викторович, почуяв перспективы
разбирательства и уголовного преследования, немного струхнул и попытался
"чисто конкретно" решить все проблемы. Быстренько проведя переговоры с
нужными посредниками, он заготовил пачки американских долларов для
передачи ответственному за ведущееся дело чиновнику ФСНП. Но, как
поговаривают, вышла "на старуху проруха", и вот уже гражданин Красненков
числится в фигурантом еще одного дела - о попытке дачи взятки
должностному лицу.
(Цитируем сообщение Интерфакса от 25 марта 2003 года:
"Заместитель начальника главного организационно-инспекторского
управления налоговой полиции России Сергей Платонов и сотрудник этого же
главка Михаил Петровский задержаны в результате совместной операции,
проведенной службой собственной безопасности налоговой полиции, а также
сотрудниками ФСБ и Генпрокуратуры России".)
Возникает естественный вопрос - куда шли
"откаты" от рекламной и спонсорской деятельности? На пополнение предвыборных фондов? На
пополнение собственного фонда, предназначенного послужить продвижению
г-на Красненкова вверх по иерахической лестнице? В любом случае,
отвергая эти пресловутые "откаты" как форму ведения отечественного
бизнеса, нельзя не отметить, что люди, не имеющие опыта оперирования
миллионными суммами, получив к таковым доступ, зачастую не демонстрируют
даже элементарных навыков оформления такого рода финансовых операций. И
в результате нередко попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Впрочем, где наша (или его?) не пропадала. Надо идти дальше, глядишь
- добьешься повышения, глядишь - ФСНП расформируют. Действительно, только
что шумно отыграли 65-летие зампредправления
"Газпрома" Н. Гуслистого, после чего он уходит на заслуженный отдых, а на его место уже нацелился
Красненков. Ну а в июне и ФСНП приказывает долго жить.
Рекламный конвейер не останавливается: уже в марте 2003 года через
Департамент Красненкова проходит рекламных контрактов на сумму около 12
миллионов долларов.
К переходу на новый высокий пост Красненков заготовил обойму
реформаторских идей. Назревшая нобходимость их реализации послужит
дополнительным спасательным средством. Пусть читатель угадает с одного
раза, кто явился инициатором участия "Газпрома" в создании
супер-компании в области ЖКХ и кто войдет в состав ее совета директоров
от "Газпрома"? Правильно, Красненков. И будет работать над тем, чтобы
приблизить уровень обслуживания в ЖКХ к уровню гостиничного 5-звездного
обслуживания (правда, и по соответствующим ценам!).
Мы еще узреем плоды реформаторского пыла
"асторийца" на ниве ЖКХ. Лет через 10 будем наблюдать всенародное ликование по поводу юбилея компании
"Супер-ЖЭК" - съедутся в Москву и Питер звездные тенора и балерины,
будут сняты блокбастеры, а на НТВ каждые полчаса станет всплывать
реклама с напоминанием "Супер-ЖЭК - это наше национальное всё!".
Бессмертная эта фраза будет принадлежать крупнейшему специалисту в
области филологии А.В.Красненкову, который расставит все точки над всеми
Ё.