Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

28.08.2003

Кто опоясывает шахидов

Сын президента Молдовы Олег Воронин связался с чеченскими террористами

Михаил Ржевский

Фактический владелец «торгового альянса Крафт» Василий Шишков

- Вы еще пожалеете о том, что вообще приехали к нам, - заявили во время обыска сотрудникам МУРа представители «торгового альянса Крафт».- Мы получаем коньяк по личному распоряжению сына президента Молдовы – Олега Воронина. Наш шеф свяжется с ним и папа поднимет такой дипломатический скандал, что мало не покажется.

Впрочем, оперативникам мало и так не показалось: сначала в смотровом зале служебный пес, натасканный на взрывчатку, унюхал черный поясок шахида с тремя тротиловыми шашками, общим весом 600 грамм. Потом из-под коробок с вином на свет божий появилось два гранатомета – РПГ-18 «Муха» и РПГ-22 «Нетто». А навел на все это «хозяйство» не кто-нибудь, а родной брат тушинской шахидки Алихаджиевой – Дени, по прозвищу Афган. Арестованный в Назрани, один из главных подозреваемых по делу о последних терактах в Москве Афган на допросах молчал. Зато его записная книжка рассказала о многом. Так и проявился адресок: ул. Деловая 18, 2-й подъезд, 3-й этаж.

Официально там числилась фирма из Молдавии «Крафт», которой заправляли гражданки этой маленькой, но винной республики – Аина Липчиу (директор) и Людмила Липчиу (главный бухгалтер). Они-то и встретили оперативников «в штыки», грозясь аж дипломатическим скандалом. Здесь же находился некто Юрий Иванович Гончар, на которого полиция Молдовы давно мечтает надеть наручники за финансовые махинации (розыскное дело №2003020271 и уголовное дело №2002028824). А объединил эту троицу под московской крышей молдавский же бизнесмен Василий Шишков – родной дядя для Липчиу и непосредственный начальник для Гончара. Личность – почти легендарная, которую давно ищут в разных городах и странах.

Этапы большого пути

Молдавский предприниматель, болгарского происхождения Василий Шишков состоялся в начале 90-х годов, когда вместе с группой товарищей организовал фирму «Бояна». Про товарищей я упомянул не случайно – одним из сподвижников Шишкова по бизнесу был Григорий Кушнир, которого связывала с тогдашним президентом Молдовы Петром Лучинским общая комсомольская юность (оба выходцы из ЦК ВЛКСМ Молдавии). Позже «комсомольцы» разругаются вдрызг, но пока «Бояна», пользуясь поддержкой на всех уровнях власти, цветет и пахнет, постепенно превращаясь в крупнейшего экспортера республики. 

Другим стратегическим партнером Шишкова являлся болгарский коммерсант Георгий Георгиев. Его задачей было развернуть табачно-винные потоки Болгарии, и через Молдавию, направить их в Россию. Словом, каждый ковал денежку на своем месте, а в целом получались такие суммы, что спустя некоторое время фирма «Бояна» трансформировалась в международный банк инвестиций и развития - МБ. Жили банкиры счастливо до тех самых пор, пока в 1995 году не перешли дорогу президентскому сыну Сергею Лучинскому. Дружба дружбой, а экспортный табачок врозь и папаша отдает команду запрессовать Шишкова, Кушнира и Георгиева всеми способами. Слово президента – закон для республики. В Молдове параллельно МВД создается новая структура – Департамент по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, под началом генерала Алексея (фамилия у него такая). Разумеется, что вся коррупция Молдовы оказывается сосредоточенной в фирме «Бояна» и вышеупомянутом банке. Под натиском Алексея, партнеры растерялись и сникли. Кушнир расплевался с Лучинским-старшим, Георгиев затаился в Болгарии, несмотря на то, что почти треть уставного капитала международного банка принадлежала ему. 

Первым очнулся Шишков. Все, что было нажито им и товарищами непосильным трудом, грозило обернуться прахом, поэтому денежки нуждались в уходе, куда-нибудь подальше. Обычно подобная операция называется - увод финансовых активов и заканчивается диагнозом - искусственное банкротство. За короткое время некогда преуспевающий банк МБ изрядно похудел, захирел и приказал долго жить. Акционеры и вкладчики остались у разбитого корыта, в воздухе запахло не мнимыми, а реальными экономическими преступлениями. Экспроприации награбленного помешали коммунисты, которые очень вовремя для Шишкова взяли власть в Молдове в свои «мозолистые» руки. Впрочем, этот день он приближал, как мог, щедро финансируя оппозицию прежнему главе республики. Заодно и давний урок пошел впрок, через табачного короля Михаила Антохи Шишков знакомится с сыном нового президента Олегом Ворониным. Жизнь начинает налаживаться, но полному хэппи-энду мешают бывшие соратники, которые упрямо требуют свою долю. А делиться-то, ой, как не хочется. И тогда Шишков пускается во все тяжкие. С помощью Степана Рыбакова - бывшего сотрудника полиции Молдовы, он инсценирует ряд покушений на себя любимого и обвиняет партнеров в кровавом заговоре. Ему удается запугать Георгиева до такой степени, что тот боится высунуться из своей Болгарии, бессильно наблюдая, как Шишков подминает под себя некогда совместный бизнес. Все завязки, годами отлаженные каналы поставок, теневая таможня оказываются в руках Шишкова. Эти извилистые тропы ему здорово пригодятся позже, когда вместе с алкоголем в Россию отправится и кое-что еще. 

Жаба душит до смерти

За глаза Шишкова называют главным работодателем для киллеров черноморского региона. Согласно оперативной информации, бывший сотрудник 6-го отдела Одесского УВД Сергей Помазан неоднократно получал от него заказы на устранение не угодных партнеров на территории Молдовы, Болгарии, Украины. А таковых по причине элементарной жадности Шишкова было немерено, начиная с «инсценировщика» Рыбакова.

Из заявления в СИБ Молдовы Таисии Рыбаковой, вдовы Степана Рыбакова, расстрелянного из автоматов 8 марта 2003 года в самом центре Софии: «Полагаю, что именно у Шишкова были основания для организации убийства моего мужа. После гибели супруга мне кто-то звонил и рекомендовал покинуть страну». В своих «претензиях» Таисия Рыбакова не одинока. Так, Шишков «кинул» на $250 тысяч предпринимателя из Приднестровья Крутиуса. Последний настойчиво требовал свои деньги, пока его не застрелили в сауне. Жена Крутиуса также уверена, что без Шишкова тут явно не обошлось.

Вообще размах этого господина впечатляет. К примеру, одно из направлений бурной деятельности Шишкова – воровство денег у Газпрома, которые растворялись в Молдове через сеть подставных фирм, вроде его «Нотиса». Принцип «работы» был основан на зачетной схеме возмещения долгов Газпрому через афелированную структуру Газкомплектимпекс (ГКИ). В свое время «Нотис» получила от ГКИ зачет по списанию долга за поставленный газ на аппетитную сумму в $600 тысяч. Против руководителя Комплетгаза (официальный молдавский оператор по газовым долгам) Татьяны Бондаренко по этому факту возбуждено уголовное дело, но реально деньги прикарманила фирма «Нотис». Таким образом, Шишков крепко подставил свою давнюю подругу. 

Что поделать, у молодого, да раннего бизнесмена просто хобби «иметь» своих бывших партнеров. Это может подтвердить и гражданин Швейцарии Койчу Белчев, у которого Шишков позаимствовал $500 тысяч, и гражданин Болгарии Георгий Георгиев, которому Шишков посоветовал забыть о доле в уставном капитале на сумму $1375 тысяч. И многочисленные вкладчики международного банка инвестиций и развития МБ, который Шишков искусственно обанкротил, и болгарский завод «Сухиндол», с которым он забыл рассчитаться за поставленное вино… 

Есть чем «похвастать» Шишкову и в России. Торговый альянс «Крафт» он задумал неплохой и весьма прибыльный. Для себя, разумеется. По сути, контора Шишкова являлась дилером его же винного предприятия FABSO (Молдова), и чтобы не тратиться на лицензию и налоги, «Крафт» работал по, так называемой, «прокладочной» схеме. Спиртное через официального импортера «Моро-импорт» поступало в Россию по рекордно низким ценам, затем через ряд фирм («прокладок») аккумулировалось на складах «Крафта», откуда уже поступало в продажу со всеми накрутками. В результате, финансовые потери Шишкова на импорт составляли не более 3%, вместо законных 40-50. 

По самым скромным подсчетам всего Шишков «зажал» более $3,5 млн. Казалось бы, с такими делами и до сих пор на свободе – нонсенс. Но крепкая мужская дружба с начальником «паспортного стола» Молдовы Моложеном и уж тем более с сыном президента республики Олегом Ворониным, позволяют Шишкову особо не переживать. Следственные органы России уже направили соответствующий запрос своим коллегам из Молдовы. В ответ – тишина.

Скажи, кто твой друг…

Все это, конечно, «здорово», но какое отношение молдавский мошенник имеет к чеченским террористам? После проведенной экспертизы выяснилось, что гранатометы и тротил от «Крафта» имеют приднестровское происхождение. Похожая взрывчатка использовалась и при теракте в Тушино. Приднестровье это «добро» не производит, зато на территории ПМР расположен самый большой в Европе арсенал – последний «привет» от 14-й армии. Хватит, чтобы вооружить всю Молдавию и еще останется. Ну, не пропадать же «добру». Вот только без солидной крыши «нелегальная» торговля оружием чревата многими осложнениями…

Из сообщения информационного агентства «Ольвия пресс»: «При обыске в офисе «Крафта» были обнаружены контракты на импорт молдавского коньяка производства коньячного завода «Арома». Трудно поверить, что семья Ворониных, которая является фактическим владельцем склада, не знала о хранящейся на нем взрывчатке и гранатометах. О сотрудничестве президента Молдовы с чеченскими боевиками неоднократно рассказывала независимая молдавская пресса, в частности, газета «Коммерсант-Плюс», которую официальный Кишинев старательно пытается закрыть. Ни разу молдавское руководство даже не попыталось опровергнуть такую информацию…» 

В 2003 году с подачи президентского сынка произошли кадровые перестановки на крупнейшем в Молдавии вино-коньячном заводе «Арома». Логика понятна – зачем покупать предприятие, когда проще, пользуясь административным ресурсом, заменить руководство. Однако мало прибрать к рукам винные реки, важно еще направить их в нужное русло. И тут Олег делает сказочный подарок другу Васе, доверив распространять «Букеты Молдавии» по России его фирме «Крафт», хотя раньше этим занимался торговый дом «Арома». Странная рокировка, ведь возможности «Крафта» и ТД «Аромы» с его огромной сетью магазинов в Москве и регионах, несопоставимы. Что же заставило Олега Воронина плюнуть на крупную и стабильную компанию и связаться с темной фирмой Василия Шишкова? Уж, не совместный ли оружейный бизнес? 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru