Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Совершенно секретно", 04.11.2003, Иллюстрация: "Новые известия"

Золото партий

Леонид Велехов

Чтобы стать депутатом, нужны деньги. Очень большие деньги. При этом можно вложить их «с гарантией», а можно – без, что называется, наудачу. Вложить с гарантией – значит приобрести «проходное» место в списке партии, которая обязательно перевалит пятипроцентный барьер и войдет в Думу. «Железно» проходных партий, строго говоря, две: КПРФ, «Единая Россия». Почти нет сомнений, что перевалят рубеж ЛДПР, СПС и, скорее всего, «Яблоко». В КПРФ и в «партии власти» можно получить места в региональных частях списка, причем на уровне третьего-четвертого (а для «единороссов», где немало губернаторов, которые заведомо в Думу не идут, – и пятого). А в ЛДПР непременно нужно место повыше – на прошлых выборах партия с трудом преодолела пятипроцентный барьер. Тогда произошла курьезная история. Один из главных партийных спонсоров, банкир Ашот Егиазарян, не попал в Думу – не хватило одного места. Решение было найдено быстро: ветеран партии Станислав Жебровский, коллега Жириновского еще по работе в издательстве «Мир», уступил важному кандидату только что завоеванный мандат.

Цену места в списке, разумеется, никто не назовет. Однако, по многочисленным слухам и «утечкам», порядок цифр такой. От 500 тысяч до 2 миллионов стоит место в списке «вероятно проходной» партии (СПС, «Яблоко», ЛДПР), от миллиона до трех – в списке «Единой России» и КПРФ.

При этом за дополнительный «взнос» можно получить бонус – приличный пост в профильном для депутата-бизнесмена комитете. Особым уважением в нынешней Думе пользуются такие комитеты, как бюджетный, банковский, по природным ресурсам.

Теперь об инвестициях без гарантии. Они связаны с выдвижением кандидатуры по одномандатному округу. Такой путь пригоден для двух типов кандидатов. Это те, кто выстроил отношения с местным начальством, и округ «расчищен» «под них». И для кандидатов с сомнительным прошлым, которых в приличную партию не возьмут.

Здесь затраты кандидата могут составить от 500 тысяч до миллиона. Однако при этом такому депутату сложнее получить пост в комитете – партии-то за ним нет. Да и успех, как уже говорилось, не гарантирован – напротив, слишком затратная избирательная кампания может отпугнуть избирателей. Поэтому наиболее предусмотрительные кандидаты заранее делают все, чтобы зарекомендоваться в округе с лучшей стороны: занимаются благотворительностью, «раскручивают» инвестиционные проекты, пытаются подружиться с местной элитой.

В условиях, когда главные властные рычаги сосредоточены в руках администрации президента, ясно, что именно благодаря ее влиянию были собраны основные деньги на выборы. И именно с учетом ее приоритетов они пошли главной и второстепенным «партиям власти» – «Единой России», Народной партии Райкова, блоку «Российская Партия Жизни – Возрождение России» Миронова и Селезнева, блоку «Родина» Сергея Глазьева. За эти деньги, судя по всему, шла большая драка, о чем свидетельствует беспрецедентно обильный «слив» компромата прежде всего на «новорожденную» глазьевскую «Родину» и партию Райкова. Перед зачатой в недрах президентской администрации «Родиной» ставились поначалу большие и амбициозные задачи – «увести» часть избирателей КПРФ. По некоторым данным, Глазьев обещал отобрать у «папаши Зю» чуть ли не 40 процентов электората. Соответственно, и деньги были брошены в горнило «Родины» немалые. Когда же социологические опросы стали показывать, что КПРФ никаких 40 процентов не теряет, а рейтинг «Родины» устойчиво мал (около 2 пунктов), кремлевская администрация к Глазьеву и примкнувшему к нему Дмитрию Рогозину охладела, что незамедлительно выразилось в обмелении денежной реки. Точно так же не заладилось и у Райкова. Партию, по замыслу Владислава Суркова, появившуюся в 2001 году из думской фракции (беспрецедентный случай: обычно все-таки происходит ровно наоборот), в преддверии выборов решило взять под опеку «питерское крыло» президентской администрации, недовольное тем, что «Единая Россия» находится под «влиянием» Волошина – Суркова. Однако у Райкова дела пошли еще хуже, чем у Глазьева, вследствие чего золотой дождь, в начале было пролившийся на Народную партию, быстро иссяк.

Естественно, у администрации при всем ее политическом могуществе собственных средств нет, поэтому в предвыборную копилку «партий власти» скидывались все те же олигархи. Причем все без исключения – и абсолютно лояльные «Газпром», «Транснефть», «Интеррос», Межпромбанк, и ЛУКОЙЛ, и совсем уже опальный ЮКОС, и многие другие. По мнению некоторых экспертов, «Единая Россия» уже к концу лета собрала около четверти миллиарда долларов и на этом не остановилась. Совершенно очевидно, что такие деньги ни одной партии не освоить в рамках предвыборных мероприятий, сколь бы разнообразны и затратны они ни были.

Остальные партии получали деньги непосредственно от олигархов. Соответственно, и их бюджеты на порядок меньше, чем у «Единой России». По некоторым сведениям, РАО «ЕЭС» вовсе не является основным спонсором СПС: затраты распределяются более или менее равномерно между РАО «ЕЭС», ЮКОСом, ЛУКОЙЛом, ТНК, «Базовым элементом» Олега Дерипаски, газпромовской «дочкой» ИТЕРА, а также «Мегафоном» и «Би Лайном».

Генеральный спонсор «Яблока» известен всем – это ЮКОС.[...] 

Коммунистам большой бюджет и не требуется: их электорат устойчив и отличается бескорыстной верностью Геннадию Зюганову и его коллегам. Тем не менее всячески муссировались слухи о причастности ЮКОСа к финансированию КПРФ – через бывшего председателя правления совета директоров компании Сергея Муравленко, который на этих выборах идет в списках компартии. Можно с большой долей уверенности предположить, что «помогли рублем» родной партии и другие «красные миллионеры», включенные в федеральный и региональные списки КПРФ, – президент Росагропромстроя Виктор Видьманов, зампред Госдумы Геннадий Семигин, бывший вице-президент «Интерроса» Сергей Батчиков, экс-президент банка «Альба Альянс» Игорь Анненский и президент концерна «Нефтяной» Игорь Линшиц. [...]

Что же касается ЛДПР, то ее лидер отличается непревзойденным умением сам зарабатывать деньги в процессе отправления думских полномочий, и спонсоры ему не нужны, хотя богатых людей и в его списке хватает.

Подводя итог: такой системы финансового обеспечения думских выборов, какая была в 1995 году, когда «на кассе» сидел единый «главбух» – Роман Абрамович, – теперь нет. Соответственно, и учесть общий объем денежных потоков, притекающих в партии и блоки, на этот раз нельзя. Все появляющиеся в прессе цифры – не более чем спекуляции. Отныне у каждой политической силы – свой Роман Абрамович.

***

Оригинал этого материала
© "Совершенно секретно", 04.11.2003

В объятиях Кремля

С Игорем Буниным беседовал Леонид Велехов

– Какую роль на этих выборах, в сравнении с предыдущими, играют «денежные мешки» – деньги в целом и собственно представители бизнеса, вкладывающие средства в партии и во множестве фигурирующие в партийных списках? 

– Прежде всего, изменилась цель предпринимателей, идущих в Государственную думу. Раньше она была достаточно простая – неприкосновенность. Поэтому люди типа Вавилова или Быкова так сильно добивались парламентского мандата. Сейчас неприкосновенность стала не столь актуальной, появилась новая цель – лоббизм. Идут, чтобы защищать интересы своих компаний. Более того: раньше место, на которое метили крупные бизнесмены, было достаточно расплывчатым, даже если это был вполне конкретный пост. Когда Юрьев давал деньги «Яблоку», он ориентировался на пост вице-спикера. То же было с Гуцериевым и с Семигиным. Но чего они хотели получить от этого поста, они сами, кажется, толком не знали. Сейчас люди идут в Думу, точно зная, что им нужно, прежде всего – в каком комитете им нужно работать. Изменилась и роль списка. Список, который представляла раньше ЛДПР, с огромным количеством полукриминальных бизнесменов, теперь стал невозможен – в партию идут солидные люди, например из «Русала». От бизнесмена требуется приличная репутация. Раньше выбрасывались бешеные деньги в пустоту – в непроходные партии. Говорят, что Лев Черной вложил огромные деньги в партию Горбачева, где ему пообещали проходное место в списке. Ни Горбачева, ни Черного в Думе не оказалось. Сейчас таких ошибок никто не сделает. Все крупные бизнесмены и представители крупных компаний – в проходных партиях, на проходных местах. Партий пройдет, по моим прогнозам, пять. Малый шанс сохраняет шестая – глазьевский блок «Родина». Какое-то время была надежда на прохождение у райковской Народной партии, но к ней бизнес не пошел. Все крупные бизнесмены распределились между этими пятью партиями, и еще глава Национального резервного банка Лебедев вложился в Глазьева. Некоторые, конечно, типа Павла Бородина с его партией «Евразийское пространство» могут себе позволить выбрасывать деньги на ветер, думая, что их имя обеспечит партии прохождение, но это исключения.

Причем некоторые компании расставили своих людей повсюду – в партии власти, в оппозиции... Так поступили сверхкрупные, в будущем транснациональные корпорации вроде ЮКОСа и «Альфы». Понимая, что в результате объединения с западными компаниями часть сотрудников придется освободить, своих уже достаточно заработавших, богатых менеджеров они отправляют в Думу, чтобы те обеспечивали им там политическое прикрытие. То же делают и ЛУКОЙЛ, и Дерипаска.

Немного другая стратегия у «Норильского никеля», ориентированного на международную арену – внутри страны у него нет конкурентов, – и он минимально инвестирует в новую Думу, не так много рекрутирует своих сотрудников в депутаты. «Газпром», состоящий в близких отношениях с государством, просто вкладывает деньги по кремлевским проектам. Власть поставила цель – завоевание большинства в Думе, – «Газпром» обеспечивает финансовое наполнение этой задачи. 

– А в какой мере это цивилизованная стратегия: вкладывать деньги одновременно и в партию власти и в оппозицию, и в правых и в левых? Больше похоже на какой-то «общак», чем на политические инвестиции... 

– Вы же понимаете, все это прикрыто. Компании открыто не поддерживают те или иные партии. Это делают их сотрудники, имеющие достаточно крупные пакеты акций. С точки зрения юридической – не придерешься. С этической... Ну что поделаешь, если наша система власти построена на тесном симбиозе государства и бизнеса? И это будет продолжаться еще очень долго. По универсальным правилам мы начнем играть в лучшем случае в XXII веке. Бизнес зависим от власти, и для него политическая защита от ее притязаний – вопрос жизни и смерти. Даже когда наши компании становятся частично автономными от государства, выходя на транснациональный уровень, как это сделала «Альфа», объединившись через Тюменскую нефтяную компанию с British Petroleum, как это собирается сделать ЮКОС, они все равно должны выстраивать некие особые отношения с властью. И ставить на одну «лошадь» в этих условиях никак нельзя. Крупная корпорация неизбежно должна диверсифицировать политические инвестиции. 

– ЦИК на своем сайте публикует «абсолютно прозрачные» предвыборные бюджеты партий, где с точностью до рубля указаны все пожертвования, все организации, фонды и частные лица, внесшие хотя бы сотню на партийное дело. Но эксперты и журналисты почему-то этим прозрачным бюджетам не верят и публикуют совсем иные цифры, в сотни раз превосходящие официальные. Бывает, что фирмы-жертвователи и отдельные граждане оказываются «мертвыми душами», когда газетчики пытаются связаться с ними по адресам и телефонам, исправно указанным в данных Избиркома. Да и можно ли верить официальным данным, согласно которым всем участникам компании вместе удалось насобирать на 16 октября чуть меньше 490 миллионов рублей и никому в одиночку не удалось скопить разрешенные 250 миллионов? На что они кампанию-то ведут? 

– Тут разброс цифр, конечно, огромный. С одной стороны, официальные данные ЦИК, а с другой... Вот аудиторско-консалтинговая компания «ФБК» считает, что суммарные затраты на выборы в Думу в 2003 году составят около двух миллиардов долларов – 1,9 миллиарда. Огромная цифра: это полпроцента всего ВВП России. Цитирую: «БЧльшую часть этой суммы составят неофициальные расходы, а официально разрешенные – только 11 с половиной процентов... По сравнению с прошлыми выборами неофициальные расходы вырастут в 2,7 раза...» Думаю, это безумные цифры. Например, в графе расходов избирательных объединений фигурирует 980,5 миллиона. Думаю, даже «Единая Россия» не вышла за пределы 100 миллионов. «Депутаты-одномандатники – 814,4 миллиона...» Тоже нереально. Всего 225 одномандатных округов, даже если учесть, что почти в каждом есть реальный второй претендент, получается чуть ли не по два миллиона на человека! На прошлых выборах по Московскому округу некоторые очень богатые люди затратили на свои выборы по полмиллиона, и это был верхний предел. А в обычном округе 300 тысяч за глаза хватит. Так что, думаю, и тут цифра завышена раза в четыре... 

– Известно, что беспрецедентно много – именно для этой партии – богатых людей в списке КПРФ. Означает ли это эволюцию коммунистов и их идеологии? 

– КПРФ уже в 1995-1996 годах представляла из себя кентавра. «Головой» она вполне находилась в новой России, а «туловищем» опиралась на традиционалистский электорат, теша его излюбленной им атрибутикой: красным знаменем, СССР, Лениным, Сталиным и т.д. Отказаться от этого электората для КПРФ было бы самоубийством. Она никогда этого не сделает. Так что эволюционировать будет только «голова». В 2002 году Кремль произвел над «головой» экзекуцию, отняв у фракции важные комитеты. Партия стала более дикой, вновь сделала ставку исключительно на свой электорат. Появление в списках КПРФ богатых людей восстанавливает утраченное было равновесие между «головой» и «туловищем». Верхушка постоянно будет эволюционировать. Помню, мне еще в 95-м году говорил один депутат: «Чего бояться коммунистов? Посмотрите на Зюганова, какой у него костюм, запонки, какие галстуки: он давно обуржуазился!» Но эта эволюция КПРФ, повторяю, жестко ограничена ее электоратом. Деньги обуржуазивают «голову», но не превращают ее в социал-демократическую. Если компартия потеряет свою главную функцию защитницы плебеев, она станет никому не нужна. А вот двоемыслие в ней будет увеличиваться, «голова» и «ноги» будут все больше «разъезжаться»... 

 
Другие материалы раздела:
Партийные бюджеты
Расходы на выборы: $1,8 млрд
Золото партий
В Думу за бутылку пива

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru