Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Эти схемы дурно пахнут

Путин: "Просто уже тошнит, не могу уже больше сидеть. .. то, что бизнес творит в зале [Думы], это просто переходит границы."

Шаталов: "В законодательстве почти всех стран, в том числе в нашем гражданском праве, есть принцип: существо сделок превалирует над их формой. Поэтому, если вы совершаете ряд сделок, но по сути они не имеют какого-либо иного экономического смысла, кроме как снизить налоги, вы совершаете преступление."

Кудрин: "Компании, которые называют себя прозрачными и социально ориентированными, замалчивают, что эти доходы от так называемой оптимизации налогов они получили не за счет эффективной разработки месторождений, повышения производительности труда, сокращения издержек производства, не за счет высокого уровня менеджмента и даже не за счет высоких цен на нефть [...] их действия аморальны, с точки зрения общества, бюджетников."

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 30.10.2003, "Эти схемы дурно пахнут"

Интервью: Сергей Шаталов, первый заместитель министра финансов РФ

Светлана Иванова

[...] Автор Налогового кодекса, первый замминистра финансов Сергей Шаталов уверен, что добросовестным компаниям нести новое бремя будет легко, поскольку новая система перекроет кислород их менее законопослушным конкурентам. Для тех же, кто недоволен прокурорскими проверками налоговых ноу-хау "ЮКОСа", у Шаталова имеется другое утешение: в США с изобретателями схем, которые не устраивают налоговую службу, разговор еще более короткий.

- Обвинения Генпрокуратуры в адрес совладельцев "ЮКОСа", которым инкриминируют уклонение от уплаты налогов, встревожили многих бизнесменов. Судебные решения по этим эпизодам могут коснуться тысяч предпринимателей, которые в последние годы использовали пробелы в законодательстве, чтобы уменьшить свои налоги. По вашему мнению, минимизация налогов с помощью дыр в законе - это преступление?

- Я считаю, что минимизация налогов в рамках закона вполне допустима. Налогоплательщика нельзя упрекать за то, что он воспользовался просчетами правительства и законодателя. Но с этической точки зрения это выглядит по-иному, и все это осознают. Я работал в крупной аудиторской компании и сталкивался с тем, что консультанты предупреждают своих клиентов: в принципе, схема допустима, за нее нельзя привлечь к ответственности, но пахнет это дурно. Поэтому крупные компании, даже видя определенные пробелы в законодательстве, все же остерегаются ими пользоваться. Но надо признать, что в налоговом законодательстве сегодня существует достаточно много дырок, которые позволяют вполне легально пользоваться схемами минимизации налогов, несмотря на то что эти схемы дурно пахнут. В США, столкнувшись с этой проблемой, наделили налоговую службу специальными полномочиями. Она требует от всех налоговых консультантов сообщать, какие именно схемы минимизации налогов те собираются предлагать своим клиентам. Причем консультанты обязаны не только регистрировать эти схемы в налоговой службе, но и сообщать, каким именно компаниям эти схемы предлагаются.

- И кто-то выполняет эти правила?

- Конечно. Кому хочется в тюрьму?

- Но ведь с формальной точки зрения те, кто использует такие схемы, не нарушают закон.

- Нет, но американцы наделили свою налоговую службу полномочием признавать некоторые схемы явно направленными на неправомерное уменьшение налогов. Там установлено порядка 30 схем, которые считаются запретными, а те, кто ими пользуется, наказываются в уголовном порядке. Здесь нет противоречия. В законодательстве почти всех стран, в том числе в нашем гражданском праве, есть принцип: существо сделок превалирует над их формой. Поэтому, если вы совершаете ряд сделок, но по сути они не имеют какого-либо иного экономического смысла, кроме как снизить налоги, вы совершаете преступление.

- У нас до последнего времени налоговые органы закрывали глаза на ряд схем по уменьшению налогов, если эти схемы базировались на явных пробелах в законе. Как вы думаете, после истории с "ЮКОСом" эта неформальная установка изменится?

- Этот вопрос к налоговым органам.

Повторяю, каждый сам решает, использовать ли такие дурно пахнущие методы. Но могу сказать, что государство со своей стороны постоянно прикладывает усилия к тому, чтобы явных пробелов было как можно меньше. Дыры нужно закрывать. К примеру, мы в прошлом году с большим трудом отменили [управленческие] патенты. С их помощью конструировалась такая схема: чтобы не платить налоги, прибыльная компания нанимала управляющего, или консультанта, или несколько таких лиц. Они приобретали патент на оказание управленческих или консультативных услуг и с радостью платили причитающийся с них рубль в год. А тем временем в качестве платы за услуги на них перекачивалась вся прибыль, которая заработана этой организацией. Формально все было в рамках закона, но ни у кого не вызывало сомнений, что это нечистоплотная схема. Она закрылась. Теперь нужно уплатить хотя бы 6% с оборота. Это еще не полное высветление бизнеса, но шаг к тому, что когда-нибудь должно получиться. Проводить такие решения через Государственную думу трудно, потому что эти дыры яростно защищаются. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 20.11.2003

Вчера корреспондент Ъ Петр Нетреба стал свидетелем визита чукотского губернатора Романа Абрамовича к вице-премьеру Алексею Кудрину. И хотя при самом разговоре он не присутствовал, узнал о его содержании от самого вице-премьера. [...]

– Вы сегодня встречались с губернатором Чукотки Романом Абрамовичем. Не о льготах ли шла речь? 

– Абрамович уверял, что все вырученные за счет льгот средства компания "Сибнефть" проинвестировала в социальные объекты Чукотки. Я с ним поспорил: известно, что он строит у себя социальные объекты, но правильнее это делать через бюджет. [...]

– В 2002 году по всем территориям льготы составили почти 42,9 млрд рублей. 90% из этой суммы предоставляется сегодня в трех территориях. На первое полугодие этого года – уже 29,8 млрд. Это налоги, которые должны были стать доходами многих регионов, но утекли через регистрацию компаний в тройке русских офшоров. На первом месте стоит Мордовия, которая в 2002 году недополучила 21,2 млрд рублей, затем идут Калмыкия – 10,2 млрд и Чукотка – 9,4 млрд. То есть на три территории приходится 38,6 млрд выпадающих доходов региональных бюджетов. Если тенденция этого года сохранится, то в общем за 2003 год компании уведут 60 млрд рублей из местных бюджетов. Такая ситуация существенно искажает систему межбюджетных отношений. Получается, что компании уводят средства нескольких региональных бюджетов, а федеральный должен компенсировать возникающие разрывы в региональных доходах и перечислять субъектам дополнительную помощь. Обидно, что компании, которые называют себя прозрачными и социально ориентированными, замалчивают, что эти доходы от так называемой оптимизации налогов они получили не за счет эффективной разработки месторождений, повышения производительности труда, сокращения издержек производства, не за счет высокого уровня менеджмента и даже не за счет высоких цен на нефть, а просто за счет договоренности с отдельными губернаторами. Самое интересное в этой схеме, что в Калмыкии и Мордовии эти деньги навсегда уходят из региона. Например, не затрачивая никаких усилий, компания "Фаргойл" за два с половиной года, по данным Счетной палаты, получила в Мордовии льгот на 36 млрд рублей. При этом она обязалась инвестировать в регион 1,2 млрд рублей. Таким образом, она легальным способом дополнительно увеличила свои доходы, не прилагая никаких усилий, на $1 млрд. У меня нет легальных претензий к этим компаниям, но тем не менее их действия аморальны, с точки зрения общества, бюджетников, которые в регионах до сих пор гадают, выплатят им вовремя зарплату или нет. 

В 2001 году депутатам и лоббистам удалось отсрочить отмену этих льгот. Под тогдашним давлением отраслевых лоббистов уступили даже некоторые правительственные чиновники. [...]

***

Газету Ведомости тоже тошнит. "Прозрачная работа"

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 18.11.2003

Возврат к прошлому

От редакции

Война государства с "отдельными акционерами" нефтяной компании "ЮКОС" перерастает в войну с нефтяной отраслью в целом. "Правительству должны быть возвращены полномочия по регулированию экспортных пошлин на энергоносители", - категорично заявил вчера на встрече с правительством Владимир Путин.[...]

О каких полномочиях идет речь? О праве устанавливать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Их и сейчас устанавливает правительство, но при этом фантазии и аппетиты чиновников строго ограничены законом, принятым по инициативе депутатов в 2001 г. Так что, по сути, президент призывает депутатов развязать правительству руки в отношении нефтяных компаний, большая часть которых является частными предприятиями. Собственно, именно частные нефтяные компании и добились утверждения законом формулы, по которой правительственные чиновники раз в два месяца рассчитывают ставку экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Такое положение не устраивает многих в правительстве. В первую очередь министра финансов Алексея Кудрина, который мог бы увеличивать при необходимости доходы бюджета за счет произвольно повышенной пошлины, и министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который постоянно жалуется на высокие цены на нефтепродукты во время посевной. Введение запретительных экспортных пошлин позволило бы ему снизить цены на энергоносители. Они еще помнят времена, когда закон позволял им это делать (вплоть до 2002 г).

Однако инициативы министров Думе не нравились. Депутаты поддерживали идею стабильного налогового режима, пользу которого им не уставали объяснять нефтяники. "Просто уже тошнит, не могу уже больше сидеть. .. то, что бизнес творит в зале, это просто переходит границы", - жаловался Путин на сложившееся положение в Думе в июле, сразу после ареста Платона Лебедева.

Теперь, когда за решеткой сидит еще и Ходорковский, а контрольный пакет акций крупнейшей частной нефтяной компании арестован, тошнить должно уже нефтяников. Их многолетние усилия по созданию условий для стабильной и прозрачной работы [...]

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru