Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Тарифы Госдумы

Встреча- $3000, звонок VIPу- $4000, запрос - $5000, голос- до $30 000, внесение поправок- до $50 000, сопровождение законопроекта- $100-200 тыс.

Оригинал этого материала
© "Русский фокус", 02.02.2004

[...] По статистике каждый из 450 депутатов за четыре года своих полномочий направляет в различные органы власти 5- 6 запросов. При этом на любой депутатский запрос чиновники обязаны прислать ответ в Думу. И хотя зачастую эти ответы являются довольно формальной отпиской, такие бумажки, утверждает собеседник "Фокуса" - работник Думы, - достаточно действенный механизм влияния депутатов на исполнительную власть.

В свою очередь, коммунисты уповают на ораторское искусство членов своей фракции. По словам представителя КПРФ Ивана Мельникова, "выступления депутатов на пленарном заседании само по себе достаточно сильное воздействие на общественность, независимо от того, проходит закон или нет". Это один из самых эффективных способ лоббирования в Думе, настаивает Мельников.

Механизмы думского лоббирования

Партии, судя по всему, делают хорошую мину при плохой игре. Пытаться работать через партийные структуры в Государственной думе четвертого созыва совершенно бессмысленно - все равно все решает "Единая Россия".

Даже в третьей Думе по соотношению цена/качество вне конкуренции были отдельные авторитетные депутаты. Другое дело, что "продавить" через нижнюю палату законопроект было куда проще, получив положительную резолюцию профильного комитета (очень хорошо, в частности, таким образом принимались поправки к законопроектам "с голоса" - когда текст поправки даже не раздавался депутатам в бумажном виде). В этом, по большому счету, и состоял смысл пакетных соглашений - помимо всего прочего, фракции получали заведомо "хлебные" места: хороший глава комитета почти всегда мог обеспечить положительную резолюцию. Наконец, существовали и отраслевые лоббистские объединения. Например, "Энергия России". В третьей Думе это была не слишком эффективная структура. Однако в четвертой именно отраслевой путь лоббирования законопроектов станет магистральным.

Лоббизм будет идти через министерства, а представители министерств будут работать через депутатов, утверждает эксперт фонда "ИНДЕМ" Константин Головщинский. Роль руководителей профильных комитетов и подкомитетов, а также их замов в четвертой Думе только возрастет - только теперь они будут работать не на партии. Судя по тому, насколько активно в распределении думских постов участвовали министерства и ведомства, именно они станут заказчиками и работодателями депутатов.

Битва министерств за портфели

В конечном счете судьба большинства законопроектов решается в бюджетном комитете. Неудивительно, что цена даже рядового места в нем чрезвычайно высока. Причем вопрос решают скорее большие связи, нежели толстые кошельки. Один из депутатов рассказал "Фокусу", что в прошлой Думе в ряды этого комитета хотел попасть представитель одного из богатых регионов, но деньги не помогли ему пробиться в комитет.

И в этой Думе независимый депутат Михаил Задорнов, например, попал в бюджетный комитет, а другой независимый - Оксана Дмитриева - нет. Говорят, что за Задорнова просили, например, госбанки, а Дмитриевой поддержка такого уровня оказана не была.

Бывший глава комитета депутат Александр Жуков считается близким к московскому мэру человеком, но за Владислава Резника просил вице-премьер Алексей Кудрин. Однако пост главы комитета получил малоизвестный ранее бывший мэр Пятигорска Юрий Васильев, за которого попросил глава исполнительной вертикали, славящийся непредсказуемостью кадровых решений.

Влияния Кудрина, впрочем, хватило на то, чтобы Резник получил пост главы комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам - его Резнику уступил бывший губернатор Красноярского края Валерий Зубов.

Комитет по аграрным вопросам сохранил за собой бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик, который в третьей Думе обеспечил принятие всех важных для Минсельхоза законопроектов. Этот депутат вообще имеет славу одного из самых эффективных лоббистов.

Бывший таможенник Валерий Драганов покинул место в бюджетном комитете и занял пост главы комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Вообще-то, в правительстве этот участок - экономическая политика, туризм - курирует не ГТК, а Минэкономразвития Германа Грефа.

Однако интересы этого ведомства в Думе будет представлять Сергей Бабурин, для которого МЭРТ пришлось создавать комиссию по торговле (ввиду, очевидно, занятости всех прочих комитетов). "Не нашлось Бабурину другого места - пристроили в комиссию", - объясняет странный выбор Германа Грефа Вадим Зуйков, гендиректор Российской национальной торговой ассоциации.

За свою долгую политическую жизнь Сергей Бабурин занимался многими вопросами: пытался вернуть Крым России, судьбой Курильских островов, поправками в закон о гражданстве и т. д. Все изменилось в 2002 г., когда благодаря дружбе с Германом Грефом Сергея Бабурина назначили ректором Торгово-экономического университета, созданного при МЭРТе путем слияния нескольких учебных заведений. [...]

Между тем аппарат многих депутатов (а из числа тех, кто попал в Думу, у подавляющего большинства) "усилен" сотрудниками "профильных" ведомств. Для кого-то это Минфин, для кого-то "Газпром", сути дела это не меняет.

Любопытная деталь: сегодня по зданию в Охотном Ряду слоняются не нашедшие работу по специальности сотрудники депутатского аппарата. Такое происходит впервые в истории Думы - ранее помощники, секретари проигравших выборы депутатов находили работу у одного из их преемников.

Переворот в ТЭК

[...] В Государственной думе четвертого созыва позиции нефтегазовых компаний не только не ослабли, а, напротив, укрепились. В Думе третьего созыва ключевую роль играли представители НК "ЮКОС", главным образом Владимир Дубов, выступавший координатором нефтяного лобби. Во многом такая ситуация объяснялась, в частности, тем, что прочие нефтегазовые компании в 1999 г. сделали неправильную ставку на ОВР.

Теперь ситуация изменилась на прямо противоположную. Поставивший на левые и правые партии "ЮКОС" проиграл. Прочие компании сделали верный выбор, поддержав "Единую Россию". В итоге Дума наполнилась массой новоизбранных депутатов, чьи связи с нефтегазовым бизнесом очевидны (см. врез). Глава аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что "силы нефтегазовых компаний в этой Думе приблизительно равны, при этом большая часть депутатов будут заложниками жесткой партийной дисциплины "Единой России".

В прошлой Думе нефтегазовые компании обладали ощутимой свободой, а их усилия были скоординированы. Теперь вместо Владимира Дубова дирижерские функции лягут на двух депутатов. Причем оба, по словам источника "Русского Фокуса", близки к "Газпрому". Это глава Российского газового общества Валерий Язев и бывший вице-губернатор Ямало-Ненецкого АО Наталья Комарова.

Особенно много работы, похоже, будет у г-жи Комаровой. Об этом свидетельствуют, кстати, не только затеянная МПР массовая проверка лицензионных соглашений и спор вокруг природной ренты, в который включилась уже и администрация президента. В комитете Комаровой собралось больше всего выходцев из нефтяных компаний - 7 человек, что само по себе косвенно свидетельствует о том, что ключевые для нефтяников события в новой Думе будут развиваться вокруг проблем недропользования.

Грызлов возвращается в Белый дом

В минувший четверг в Доме правительства на Краснопресненской набережной появился кабинет для руководителей Государственной думы. Предполагается, что этот кабинет будут посещать председатель Госдумы Борис Грызлов, первый вице-спикер Александр Жуков и другие руководители нижней палаты парламента. По словам начальника Департамента правительственной информации Алексея Горшкова, это сделано для того, чтобы представителям Госдумы было удобнее взаимодействовать с правительством и осуществлять совместную законопроектную деятельность.

Вполне может статься, что аналогичные кабинеты появятся в зданиях министерств и ведомств у иных руководителей комитетов. 

Тарифы третьей государственной Думы

Лидер фракции ЛДПР заявил "Фокусу", что "по информации, которая до него доходила, цена проведения важного закона через Думу колеблется от $500 до $1 млн". Жириновский считает, "что самые коррумпированные законопроекты - это о рыболовстве и о запрете пивной рекламы. Дума не принимает их вот уже 10 лет".

По оценке источников "Фокуса" в Государственной думе, Владимир Вольфович завысил расценки, "в том числе и в своих собственных интересах". Технические сотрудники Думы приводят куда более низкие цифры.

За важную встречу с влиятельным парламентарием нужно было выложить $1500-3000.

За звонок депутата, который переговорил бы с важной персоной (как правило, речь идет о чиновнике уровня замминистра) и попросил о помощи некой структуре, - $2000-4000. При условии, конечно, что депутат уверен в положительном исходе дела, о котором он хлопочет.

Депутатский запрос в государственный орган - $2000-5000.

Цена голоса депутата варьируется в зависимости от законопроекта. Наиболее дорого он стоил, вспоминает старые слухи депутат от КПРФ Иван Мельников, при голосовании по импичменту Борису Ельцину - этот рекорд второй Думы не был перекрыт третьей. Тогда голоса противников принятия этого акта стоили до $30 000. В остальных случаях эта сумма была ниже и зависела от важности законопроекта.

Внесение нужных поправок в обсуждаемый законопроект - от $30 000 до $50 000.

Сопровождение законопроекта во всех трех чтениях, с учетом пожеланий заинтересованных лиц - от $100 000 до $200 000.

В четвертой Думе, утверждает Жириновский, "партии большинства ничего не надо делать, так что все уменьшится". Надо полагать, меньше станет как лоббизма в принципе, так и денег в частности.

***

Депутаты-нефтяники на службе партий

"Единая Россия"

1. Казаков Виктор, бывший вице-президент НК "ЮКОС".

2. Коробов Максим, бывший вице-президент ОАО "Восточная нефтяная компания", занимал этот пост накануне продажи компании "ЮКОСу". В 1999 г. избран в ГД по списку "Единства".

3. Аушев Мухарбек, бывший вице-президент НК "ЛУКОЙЛа".

4. Прозоровский Валерий, бывший замначальника департамента общественных связей НК "ЛУКОЙЛ".

5. Ищенко Александр, бывший гендиректор ООО "Лукойл-СевероКавказнефтепродукт".

6. Савельев Дмитрий, бывший президент ОАО "Норси-ойл". В 1999 г. избран в ГД, был членом СПС.

7. Тимченко Вячеслав, бывший вице-президент ТНК.

8. Шибалкин Алекандр, бывший начальник отдела департамента по взаимодействию с органами госвласти ОАО "ТНК-Менеджмент".

9. Фурман Александр, бывший член совета директоров ОАО "Приобьнефть", дочерней компании ТНК.

10. Храмов Рэм, бывший президент ОАО "Нефтяная компания ОНАКО", занимал этот пост накануне ее продажи ТНК.

11. Капков Сергей, бывший глава департамента культуры, молодежи, спорта правительства Чукотского АО. Участвовал в избирательных кампаниях владельца "Сибнефти" Романа Абрамовича.

12. Язев Валерий, глава Российского газового общества.

13. Комарова Наталья, бывший замгубернатора ЯНАО.

14. Губкин Анатолий, бывший гендиректор ОАО "Сибур - Западная Сибирь". С 2002 г. гендиректор ОАО "Томский нефтехимический завод", принадлежащего АК "Сибур".

15. Симановский Леонид, бывший глава совета директоров ОАО "Новатэк".

16. Богомольный Евгений, бывший гендиректор "Удмуртнефти".

17. Тарасюк Василий, бывший гендиректор ООО "Афипский НПЗ".

18. Махачев Гаджи, бывший гендиректор ОАО "Роснефть-Дагнефть". В 1999 г. избран депутатом ГД.

КПРФ

1. Кондауров Алексей, бывший глава аналитического отдела НК "ЮКОС".

2. Муравленко Сергей, бывший председатель совета директоров НК "ЮКОС".

Независимые депутаты

1. Панченко Ирина, бывший вице-президент ОАО "Сибнефть". С 2001 г. замгубернатора Чукотского АО.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru