Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Креатура "полудержавного властелина" Волошина

Став полпредом Приволжского округа, Кириенко почувствовал себя феодалом 1/7 России

Оригинал этого материала
© "Вслух о ...", 27.04.2004, Фото: psy.1september.ru, "Четырехлетка досрочно"

Сергей Миронов

Почти четыре года назад в России появился институт полпредов президента. И как ни странно, до сих пор существует.

Не секрет, что в последнее время должность полпреда стала менее значимой, чем прежде. После того как Илью Клебанова назначили руководить Северо-Западным, а Владимира Яковлева фактически сослали в Ростов-на-Дону присматривать за Южным округом, этот пост в глазах политического истеблишмента и простых людей сильно потерял в цене. Становится понятным, что начиная буквально с 14 марта трон полпреда для некоторых может оказаться прокрустовым ложем. И в любом случае теперь с «президентских наместников» спрос будет совсем иной: стрелка на шкале полномочий явно сдвинется из зоны прав в сторону обязанностей. Оттренировавшись на «построении» многочисленной когорты губернаторов, с зав. округами Кремль справиться быстро. И свой четырехлетний юбилей семерка встретит обновленной и посвежевшей.

Однако быть «царевым оком» на 1/7 части Федерации в современной России еще очень много значит. По нашей информации, этой привилегии в скором времени, возможно, лишатся еще два полпреда – Георгий Полтавченко и Сергей Кириенко. По одним данным, генералу Полтавченко уготовано стать досрочным преемником Юрия Лужкова, что, согласитесь, понижением никак нельзя назвать, по другим – ему уготована еще более ответственная «участь». Что касается судьбы Кириенко, то его увольнение будет, скорее, походить на библейский сюжет «Изгнание Адама из рая». Со всеми, как говориться, вытекающими последствиями. 

Чужой среди своих

Стоит напомнить, что семь федеральных округов во главе с полпредами появились для того, чтобы отстроить так называемую вертикаль власти. Не только Владимиру Путину, но и людям далеким от политики было понятно, что ельцинский призыв губернаторам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете», мог привести к окончательному развалу России на мелкие удельные княжества. Путин решил проделать достаточно очевидный и наиболее эффективный политический шаг – привести в соответствие конституции субъектов Федерации с Конституцией Российской Федерации. Полпредам вменялось зорко следить за соответствием федеральных и региональных законодательных и нормативных актов. Да и инструментарий для воплощения своей идеи Путин выбрал вполне соответствующий – все как на подбор краснолампасные генералы: Драчевский, Полтавченко, Казанцев, Черкесов... Наблюдатели не удержались сравнить их чуть ли не с «царевыми опричниками». Появление в «большой семерке» полпредов Сергея Кириенко вызвало у окружающих, мягко говоря, недоумение. Кто-то говорил, что этим назначением Владимир Путин отплатил Сергею Кириенко за то, что тот в бытность своего недолгого премьерства пригласил его из Питера в Москву. Этой версии придерживается и сам Кириенко, который неоднократно как бы вскользь ронял фразу, что, дескать, Путин мне многим обязан.

Кто-то утверждал, что тем самым президент с чекистским прошлым пытается показать всему миру свою либеральность. Ведь Кириенко как-никак слыл отъявленным либералом реформатором. Однако подавляющее большинство наблюдателей склонялись к версии, что Сергей Владиленович просто-напросто является прямой креатурой так называемой ельцинской Семьи – Кириенко лоббировал в то время почти «полудержавный властелин» Александр Волошин. Более того, Александр Стальевич активно помогал Сергею Кириенко обуздать строптивых президентов Татарстана и Башкортостана, которые оказались в Приволжском округе. Ведь не секрет, что Шаймиев и Рахимов первое время в упор не видели Кириенко в качестве своего шефа. Александру Волошину и Владиславу Суркову неоднократно приходилось летать в Казань и Уфу, дабы навести мосты между начальником и подчиненными. Где кнутом, а где и пряником эта задача была выполнена: эти регионы стали выполнять все инструкции и рекомендации центра, однако до сих пор Кириенко может посетить Татарстан и Башкортостан с рабочим визитом с только предварительным уведомлением о времени и цели приезда. Как утверждают, не менее чем за неделю. И это только часть неписаных «унижений», которые приходится терпеть начальнику от подчиненных. С уходом Волошина из Администрации президента число колкостей значительно прибавилось. Кроме того, Ментимер Шаймиев и Муртаза Рахимов входят в центральный политсовет «Единой России», что для сопредседателя полуразвалившейся партии «Союз правых сил» может означать битву Давида с Голиафом. Пустячок, а неприятно. И таких пустячков в огороде полпреда набралось уже предостаточно. Вода камень точит. А первые капли начали падать очень давно.

Начало конца

Вероятно, многие не заметили чрезвычайно примечательного события, которое произошло почти через год после возникновения института полномочных представителей. В 2001 году Владимир Путин своим указом переподчинил полпредов главе своей администрации. В переводе на общедоступный это выглядит следующим образом. Дело в том, что изначально полпреды подчинялись непосредственно главе государства. Формально являясь частью Администрации президента, фактически полпреды были приравнены к силовым министрам. Полпредов даже сделали членами Совета безопасности. Документы полпредов появлялись на столе главы государства, минуя аппарат администрации. Фактически их приравняли к документам особой важности с грифом «совершенно секретно» силовых министерств. Этой крайне важной бюрократической тонкостью Сергей Владиленович начал, мягко говоря, злоупотреблять. Путин был буквально завален «рацпредложениями» младореформатора. Кириенко первый начал кампанию по передаче столичных функций в регионы. К себе, в Нижний, он хотел перенести обе палаты парламента, Верховный и Конституционный суды, Центробанк и прочее и прочее... О многочисленных докладных записках на тему «Как приструнить губернаторов» говорить не стоит. Но чашу терпения главы государства переполнила инициатива Сергея Кириенко наделить полпредов надзорными функциями за финансовыми потоками, которые центр направляет в регионы. Эта функция, по Конституции, принадлежит исключительно Счетной палате. Более того, Кириенко вышел с инициативой эффективного использования этих средств... В результате под горячую руку президента попали все полпреды. Теперь все жалобы, просьбы и предложения они направляют главе президентской администрации.

Другой, не менее важной причиной, из-за которой полпредов «отлучили от президентского тела», послужила излишняя тяга приволжского полпреда к чиновничьим привилегиям. Став полпредом Приволжского округа, Кириенко почувствовал себя феодалом 1/7 части необъятной России. Помимо шикарного особняка, в котором разместился его многочисленный аппарат (об этой скандальной истории почти четыре года назад писали все центральные СМИ), Сергей Владиленович, как бывший премьер-министр, потребовал и получил многочисленную охрану, бронированные лимузины для себя и сопровождения, персональный самолет из авиапарка «Россия»... Кириенко умудрился снискать себе славу самого путешествующего полпреда. Содержание одного человека стало обходиться государству в несколько десятков миллионов рублей в год. В результате уже на 2001 год правительство и Госдума были вынуждены увеличить ассигнования на Администрацию президента, в которую входят полпреды, более чем в два раза. Все это не могло не вызывать растущее и плохо скрываемое раздражение президента, а вместе с ним начинали нервничать другие члены «семерки», поскольку резонно полагали, что высочайшее недовольство может рикошетом отразиться и на них. 

Прощай оружие. Химическое

От Советского Союза Россия получила в наследство тысячи тонн химического оружия. По разным оценкам, российские запасы составляют от четырехсот тысяч тонн. На утилизацию химоружия в дырявом российском бюджете средств никогда не находилось. А то, как мы храним бомбы с начинкой массового поражения, уже давно угрожает не только родному отечеству, но и Европе и Америке. В формате G8 было решено выделить России финансовую помощь на полную утилизацию химоружия к 2005 году. В 2001 году была создана Государственная комиссия Российской Федерации по уничтожению химического оружия. Александр Волошин вовремя подсуетился и пролоббировал назначение на пост руководителя этой комиссии Сергея Владиленовича, тем самым выделив Кириенко на фоне остальных полпредов. Президент Путин тогда ничего не возразил – неугомонного чиновника надо было чем-то занять, так сказать, направить энергию в мирное русло. 

Как и стоило ожидать, Кириенко взялся за эту миссию с утроенной энергией. В течение двух недель он умудрился посетить глав государств элитарного клуба G8, которые под честные реформаторские глаза выдавали многомиллионные чеки. 

На сегодняшний день переработано меньше сорока тонн химоружия. Построены два завода по утилизации, которые, впрочем, так и не заработали. Их нельзя эксплуатировать, так как спроектированы они с грубейшими нарушениями санитарных норм. Временные хранилища химоружия находятся в закритическом состоянии. Емкости, в которых хранится оружие массового поражения, безнадежно проржавели и угрожают России и миру полномасштабной экологической катастрофой. Однако многомиллионные суммы, выделенные России администрациями США, Канады, Японии и ЕЭС, уже «освоены» Сергеем Кириенко. На ближайшем саммите «восьмерки» вопрос об использовании целевого кредита, выделенного на утилизацию российского химоружия, уже поставлен в повестку дня. На этом настаивает американская сторона. Вероятно, впервые за все время президентства Путину будет нанесен удар по репутации на столь высоком уровне. Кириенко постарался?

За дефолт ответишь

Как известно, главным оправдательным аргументом дефолта, случившегося 17 августа 1998 года, из уст Сергея Кириенко звучит тезис о том, что «благодаря» резкой девальвации рубля начался подъем российской экономики. Утверждение достаточно спорное, хотя многие экономисты с ним косвенно согласны. «Сгоревшие» вклады населения и резкое падение уровня жизни россиян Сергей Владиленович, видимо, списывает на издержки полезной макроэкономической терапии. Однако единственный вопрос, на который пока никто не смог получить вразумительного ответа от Кириенко, – это куда и как был потрачен стабилизационный кредит в размере 4,8 миллиарда долларов США, выделенный Международным валютным фондом (МВФ) правительству Кириенко в разгар экономического коллапса. Ведь не секрет, что деньги «растворились» не заходя в Россию. 

В нашей стране, как известно, за украденный с поля мешок картошки люди получали минимум три года отсидки в местах не столь отдаленных. Однако в данном случае российская Фемида бездействовала. Возбужденное в 1998 году уголовное дело №18/221050-98 было закрыто самой же Генпрокуратурой.

В 1999 году Временная комиссия Совета Федерации пыталась расследовать это дело в рамках своих полномочий, однако потерпела полное фиаско. Руководство Центрального банка РФ просто-напросто уклонилось от предоставления информации. Кто конкретно погрел руки на августовском несчастье, так и остается тайной. 

Сенаторам ничего не оставалось, как по косвенной информации сделать вывод, что персональную ответственность за решения и последствия несут С.В. Кириенко, М.М. Задорнов, С.В. Алексашенко, А.Б. Чубайс, Е.Т. Гайдар. Временная комиссия предложила Совету Федерации обратиться к президенту и правительству с просьбой принять меры к тому, чтобы лица, участвовавшие в подготовке и принятии решений от 17 августа, не могли более занимать никаких должностей ни на государственной службе, ни в организациях, в которых имеется доля государственной собственности. Совет Федерации с выводами временной комиссии согласился. 

Неожиданно для всех о пропаже многомиллиардного кредита вспомнили в США. 12 марта этого года двое американских конгрессменов, Дэн Бартон и Майк Пенс, обратились к госсекретарю США Колину Пауэлу с открытым посланием, в котором потребовали от него повлиять на российское руководство по факту исчезновения кредита, выделенного американской стороной через МВФ. 

Этот факт не стоил бы особого внимания – в Америке, как и в России, полно законодателей-скандалистов, которые изыскивают всевозможные демарши для собственного пиара. Однако настораживают два факта. Во-первых, конгрессмены Бартон и Пенс имеют отменную репутацию и до сих пор не были замечены на ниве популизма. Во-вторых, нынешняя администрация американского Белого дома мечтает взять реванш за отказ Кремля поддержать США в иракской кампании. Тем более Буша-младшего все чаще обвиняют в «мягкотелости» по отношению к Москве. Во время предвыборной кампании подобного рода обвинения чреваты потерей голосов. 

По мнению аналитиков, не исключено, что американская сторона пойдет на арест полпреда Приволжского федерального округа, как только тот окажется в пределах досягаемости американского правосудия. Станет ли Кириенко невыездным, как Павел Бородин, узнаем в самое ближайшее время.

Во всяком случае уже в первых числах апреля из дипломатических источников нам стало известно, что конгрессмены Бартон и Пенс добиваются от Кремля выполнения решения российского Совета Федерации о применении к Сергею Кириенко пункта о запрете занимать должность на государственной службе и в организациях, в которых имеется доля российской госсобственности. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru