Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Б-Ф.Ру", 23.09.2004, Фото: rao-ees.ru

"Кошелек" Абрамовича

Молодые и ушлые "подберезовики" рвутся к рубильнику

Вадим Щербо

Глава группы "ЕСН" Григорий Березкин

Казалось бы, о Романе Абрамовиче написано столько, что белых пятен в его биографии уже и остаться не должно. Тем не менее, такие пятна есть, правда, не белые, а нефтяные. Период первоначального накопления капитала нынешнего миллиардера и владельца английского футбольного клуба «Челси», который в начале 90-х был неразрывно связан с республикой Коми, по сей день вызывает множество вопросов. 

Самая известная операция Абрамовича тех времен - контракт на поставку 55 цистерн с дизельным топливом в Москву. Цистерны оказались затем в независимой Латвии, причем денег за солярку (3, 8 млн. руб.) ее производитель, Ухтинский НПЗ (республика Коми), не получил. Прокуратора возбудила против Абрамовича уголовное дело, но почему-то отправила его в Ухту, где оно кануло без следа. Связи, наработанные в Коми, впоследствии стали важным козырем Романа Абрамовича на переговорах с Борисом Березовским о сотрудничестве.

Одной из таких связей Абрамовича являлся некто Григорий Березкин, который с 1994 году работал заместителя гендиректора нефтедобывающей компании "Коминефть". Насколько удалось выяснить, познакомились они как раз в начале 90-х, когда занимались в республике Коми сравнительно небольшим нефтеторговым бизнесом. Был ли Березкин фигурантом уголовного дела о 55 цистернах дизтоплива – неизвестно. Но, скорее всего, Березкин был внедрен в нефтяные структуры Коми именно Абрамовичем с дальним прицелом. И доверие, которое возникло тогда между начинающими нефтяными воротилами, сторицей окупилось после знакомства обоих с Борисом Березовским.

Сегодня о своих контактах с Романом Абрамовичем Григорий Березкин, личное состояние которого по версии журнала «Forbes» составляет 830 млн. долларов, предпочитает не распространяться, ссылаясь на деловую этику. А рассказать мог бы многое.

Нужно отметить, что Березовский, который контролировал в свое время не только "Сибнефть", но и целый ряд других предприятий федерального значения (ОРТ, АвтоВАЗ, "Аэрофлот"), был до кризиса 1998 года гораздо более крупным и влиятельным бизнесменом, чем Абрамович. Сфера влияния самого Абрамовича ограничивалась нефтяным сектором - например, он мог самостоятельно выбрать посредника для "Сибнефти". Так, в частности, одним из основных партнеров компании и стала "КомиТЭК-Москва", возглавил которую Григорий Березкин.

В 1996 году команда Березкина прямо работала на "Сибнефть", помогая налаживать новые сбытовые схемы. Первым делом Роман Абрамович - на целый год - отдал весь экспорт "Сибнефти" компании "КомиТЭК-Москва" (КТМ). Григорий Березкиным довел коэффициент "усушки и утруски" при подготовке нефти к транспортировке до 0,88. То есть возглавляемое Березкиным ЗАО "КТМ" списывало на потери 12% всей экспортируемой нефти (по оценкам специалистов, обычно этот показатель не превышает 4-6%). Это давало неплохой осадок в карманах экспортеров. Скопленный, благодаря усилиям Григория Березкина, капитал впоследствии пошел на выкуп контрольного пакета акций "Сибнефти" Абрамовичем и Березовским. Получается так, что Роман Абрамович, оплачивая все возрастающие потребности ельцинской «Семьи», деньги брал, оказывается, у Григория Березкина?!

После этого в деловых кругах к Березкину стали относиться не иначе как к «человеку Ромы и Бори». Знающие люди его даже называли «кошельком» Абрамовича. И старшие партнеры задействовали молодого, но ушлого управленца, как оправдавшего высокое доверие, в других схемах при переделе различных нефтяных активов, в частности, холдинга «КомиТЭК», «Роснефть» и др. 

НК "Коми ТЭК" была учреждена на базе ПО "Коминефть" Госкомимущества РФ и Минимущества Республики Коми 27 июня 1994 г. В управление холдингу были переданы госпакеты акций АО "Коминефть", Ухтинского НПЗ и сбытовой организации "Коминефтепродукт". Позже к ним присоединилось еще одно добывающее предприятие - "Тэбукнефть". В 1997 председателем Совета директоров НК "КомиТЭК" был назначен Григорий Березкин. Тогда же к управлению "КомиТЭК" с целью выведения компании из кризиса была привлечена принадлежащая Березкину управляющая компания "Евросевернефть" (ЕСН).

«КомиТЭК» являла собой самую крупную нефтяную компанию Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. На ее балансе находилось полсотни месторождений. На 27 месторождениях велась промышленная разработка. Объем добычи составлял 8, 5 миллиона тонн нефти. 

В 1997 году государство продало на двух инвестиционных конкурсах 67,3% акций «КомиТЭК». В обоих случаях гарантом сделки выступал Национальный резервный банк (НРБ). За контрольный пакет "КомиТЭКа" казна получила всего 37 млн. долларов - хотя, если исходить из уставного капитала компании, даже по номинальной цене акций этот пакет должен был стоить около 200 млн. долларов. Без кремлевской поддержки такую выгодную сделку провернуть вряд ли было возможно.

30 октября 1997 года управляющие функции холдинга «КомитТЭК» были переданы крупнейшему акционеру "Евросевернефть", завладевшему 38% акций. Но в списке юридических лиц, владеющих ценными бумагами "КомиТЭК", по состоянию реестра Центрального московского депозитария на 31 января 1998 года среди крупнейших держателей числились уже семь компаний, три из которых (19, 8%., 19, 67%. и 11, 4%. акций) были зарегистрированы на Багамских островах, одна (12, 99%) на Кипре, еще одна - на британских Виргинских островах (3%).И только два владельца сколько-нибудь значимых пакетов остались российскими: собственно "КомиТЭК" (4, 81%) и некое ООО "Александра-Инвест" (7, 79%). 

Все это дает основание предположить, что "Евросевернефть", хоть формально и получила функции управляющей компании, на самом деле оказалась своеобразным передаточным звеном. Скорее всего, Григорий Березкин и Роман Абрамович таким образом получили контроль над "КомиТЭКом". Похоже, что и Березовский не остался в стороне от покупки очередного "лакомого нефтяного кусочка".

Затем Березкин должен был продать «КомиТЭК» "Сибнефти" - ЛУКОЙЛ в его планах стоял на втором месте. Почему в итоге воплощенным в жизнь оказался второй вариант? На сей счет газета «Московский Комсомолец» в свое время делала прогноз, который, судя по всему, полностью оправдался.

15 сентября 1999 года, в день когда ОМОН осаждал "Транснефть", внеочередное собрание акционеров нефтяной компании "КомиТЭК" единогласно "отдалось" в руки ЛУКОЙЛа. После захвата "КомиТЭК" в руках ЛУКОЙЛа оказался весь нефтеносный северо-запад России - с выходом на перспективный арктический шельф. 

Связь между захватом "Транснефти" и объединением "КомиТЭК" и ЛУКОЙЛа была не только временная. Во главе трубопроводного монополиста после отставки Дмитрия Савельева встал вице-президент ЛУКОЙЛа Семен Вайншток, а на "КомиТЭК" сел бывший зам Вайнштока - Владимир Зарубежнов. При этом переворот в "Транснефти" был осуществлен правительственными ставленниками Романа Абрамовича, а бывший руководитель ''КомиТЭК" Григорий Березкин, сдавший свою компанию ЛУКОЙЛу, тоже всегда считался доверенным лицом «Семьи».

Если сложить вместе все составляющие событий в Москве и республике Коми, то альянс Березовского, Абрамовича и ЛУКОЙЛа становился более чем очевиден. Произошел новый передел сфер влияния: Абрамовичу отошел "Пурнефтегаз", ЛУКОЙЛу весь нефтеносный северо-запад России и "Транснефть", а Березовскому финансовые ресурсы для оплаты расходов на думские и президентские выборы. Березкина тоже не обидели, он «заработал», как сообщала газета «Коммерсант», порядка 120 млн. долларов. 

А дальше Григорий Березкин пытался стать внешним управляющим «Роснефти» в интересах БАБа, стремился поучаствовать в переделе акций НТВ в интересах все того же Березовского, присматривался к госпакету акций российского алмазного монополиста «Алроса» уже с подачи Романа Абрамовича… Но в итоге увлекся энергетикой.

В 2000 году компания Григория Березкина «ЕСН-Энерго» стала управляющей компанией ОАО «Колэнерго», которая обеспечивала централизованное снабжение электроэнергией Мурманской области и большого числа индустриальных предприятий. Весь смысл внешнего управления Березкина свелся отнюдь не к выводу предприятия из кризиса, а к тому, что блокирующим пакетом «Колэнерго» завладели структуры, близкие к хозяину «Норильского никеля» Владимиру Потанину. Сейчас посредническая фирма Григория Березкина «Русэнерго» продает электроэнергию «Газпрому». Пытается замутить какой-то совместный бизнес с РЖД… 

При этом давний партнер Абрамовича и Березовского активно распускает слухи о своей близости к кремлевской группе влияния «питерских силовиков» и о том, что он давно не «старосемейный». Теперь так выгоднее. Но так ли это на самом деле? 

Как известно, в бизнесе нет друзей и врагов, есть общие интересы. Судя по всему, сохранились эти общие интересы у Абрамовича и Березкина. Во всяком случае последний, как ярый болельщик «Челси», не пропускает почти ни одного матча этой команды и зачастую присутствует на них лично, возможно, и для того, чтобы накоротке пообщаться с бывшим патроном. 

Последний раз Абрамовича и Березкина видели вместе в апреле этого года на 7-й ежегодном российском экономический форуме в Лондоне. Они о чем-то мило беседовали друг с другом под сенью старинных сводов лондонского Музея естествознания. Тут же, кстати, присутствовали экс-главы администрации президента Валентин Юмашева с супругой Татьяной Дьяченко. БАБа, говорят, не пустили. О чем говорили бывшие подельники? О старинных автомобилях, о непомерных ценах на лондонскую недвижимость или о перспективах реформы электроэнергетики в России? Скоро узнаем. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru