Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

24.09.2004

Государственная Дума, озадачившись поддержкой родного кинематографа, внезапно прозрела

Кино для всех, или почему мы идем смотреть на «Человека с ружьем»?

Виктор Бугров

В пору моего золотого детства испытал я на себе беспощадную силу грамотной рекламы. В кинотеатре рядом с домом, мимо которого бегал в школу, появился рекламный щит. На нем бравый молодец с винчестером на плече задумчиво глядел в холмистую даль. Ландшафт навеял картинки из недавно просмотренного боевика про индейцев, а винчестер на плече явно намекал на новый боевик. Нужно ли говорить, что билетов в тот день в кассе не было задолго до начала киносеанса. В кино пошел весь пацанский квартал. Но нас ждало разочарование. Мужик с винчестером был. Но мелькнул один раз по малозначительному поводу и на сюжет чистой занудной мелодрамы никак не влиял.

На рекламный трюк попались многие. Фильм крутили два дня. И два дня в кинотеатре был ажиотаж. Те, кто попался на крючок не желали в этом признаваться и, выходя из зала, бросали многозначительное: «Фильм так себе». Остальные хотели убедиться сами…

Историю давних дней вспомнил, приевшись мельканием рекламных плакатов и стендов, навязших на глазах. Со всех сторон на нас кидается монстр или загадочный положительный герой с обязательным винчестером, или лазерной пушкой на плече. Бросив взгляд на рекламу, иной раз попадаешься на крючок желания самому пойти и оценить. Только сегодня за фразу: «Фильм так себе» придется выложить сумму, которая в некоторых карманах последняя. Понятно, что борьба за кошелек отечественного зрителя идет нешуточная. При любом раскладе, жить мы стали немного лучше, и хочется чтобы жили еще и веселее и интересно.

Кино из всех искусств для нас по прежнему остается одним из важнейших. Благодаря ему, мы вновь осмысливаем историю своей страны, узнаем о неких ценностях и просто убиваем время проводя его в обществе придурковатых героев, или вызывающих жалость и сочувствие обманутых красоток.

Впрочем, я все не о том. Говорить хочется о кассе и репертуаре. Учиться жизни и следить за историями на экране отечественный зритель все больше хочет на примере родной страны и знакомых в произношении имен. Но ему услужливый прокат подсовывает имена и названия ставшей почти родной и уже доступной заграницы. Хэлбой, Шрек, Уимблдон, Фаренгейт, Франкенштейн, Каноэ и Ямакаси. Родной герой если и выберется на экран, то по большей мере случайно, или навязанный кинопрокату изо всех сил как было с «Ночным дозором». И при этом мы можем констатировать, что отечественный зритель наше кино любит и хочет смотреть, а родной кинематограф давно уже поднялся с колен и предлагает прокату множество новых и смею заверить не плохих картин. Среди них есть, конечно, и откровенно слабые. Но таковых все меньше. Услужливая статистика подсказывает цифру – 413. Столько фильмов появилось в стране после 1991 года. А попробуйте вспомнить название хотя бы трех десятков. Не получится. На устах завязнут хиты типа «Утомленных солнцем», «72 метров» и еще тех, что стали известны благодаря фестивалям и телевидению. Прокат родное кино не любит. В кинотеатрах его мало. Есть даже цифра – 2-3 процента от общего числа.

Государственная Дума, озадачившись поддержкой родного кинематографа, внезапно прозрела, и в прошлом году на стол депутатов лег законопроект о поддержке отечественного кино. 

Только депутаты пошли по пути наименьшего сопротивления. Дай им квотирование. Обязуй кинопрокатчиков показать в процентах наше кино и постепенно тот процент повышай. Так все просто. Забыли, наверное, что времена указующих директив Советского периода прошли и наш родной кинопрокатчик озабочен не выполнением законодательных инициатив, а реальной выручкой, которую ему должен приносить кинематограф. К тому же реально нужно подумать о том, что будет в таких условиях снимать наши кинопроизводители. Если нет конкуренции, и кино все равно по законам квотирования попадет на экран, особенно изощряться не стоит. Можно снимать, не особо напрягаясь с поиском новых интересных форм. К чему такой путь приведет понятно без глубоких экономических изысканий. Кинотеатры будут в убытке. Кассовые сборы не позволят кинопроизводителям развиваться, и в итоге все равно придется искать и дерзать.

Но останавливаться только на этой «глобальной» мысли не стоит. Есть во всей этой истории еще один подводный камень, на который натыкается отечественный кинематограф в попытке попасть на экраны Российских кинотеатров. По большому счету это тихий саботаж кинопрокатчиков российских картин. Примеров здесь вам приведут массу, но говорить о них будут почти шепотом. Обязательно вспомнят историю с «Бумером», «Домом дураков» и некоторыми другими фильмами которое пробилось до кинотеатров как хорошее, но вначале не оцененное предварительным просмотром директоров по репертуарному планированию. И здесь начинается самое главное. Мы задаем вопрос о причинах такой нелюбви и откровенного замалчивания успехов российский кинематографистов.

Рынок диктует свои законы. Ставшее риторическим изречение похоже на самом деле до нашего кинопрокатчика не дошло. Действует он по-прежнему методами больше похожими на поддавки. Подают в основном из Голливуда. Из-за океана нашим прокатчикам везут готовый пакет фильмов. В нем около двух сотен картин, из которых один - два блокбастера, пяток мелодрам и все остальное... К остальному можно смело приклеить ярлык – «мусор». Теперь прокатчик думает, что ему делать. Пакет он купит, потому что в нем есть тот самый заветный хит, о котором говорит мир. Но в придачу ему навязали отбросы, которые просто необходимо прокатывать хотя бы, потому что иначе даже хитовый хит не окупит всех затрат. И прокат начинает изгаляться на рекламу. В ход идет все что возможно и невозможно. Например, можно всем навязать мысль, что мы ничего не смыслим в кино и поэтому вот эту серятину не воспринимаем, как ее воспринимает весь мир. Или убедить потенциального зрителя, и в первую очередь молодежь, показав ему на рекламном щите «Человека с ружьем».
И что же мешает с таким же рвением броситься рекламировать отечественный фильм. Тем более что снимать фильмы среднего уровня у нас научились. Среднего в том смысле, что хорошее, фестивальное кино у нас всегда получалось, а вот среднее, рассчитанное на массовую аудиторию мы стали производить только в последнее время. 

В этом отношении показателен пример фильма «Брат» Алексея Балабанова. Назвать его культовым язык не поворачивается. Таковыми называли картины, которые смотрели в узком кругу и фильмы заставляли думать. «Брат» – добротное коммерческое кино и его посмотрела вся страна и не по одному разу. Такие фильмы попадают в золотой фонд. И не важно, к какому жанру они относится. Главное они доказывает – в России кино снимать умеют. Не случайно вторая часть фильма вызывала интерес задолго до ее появления на экранах страны. Что еще раз подтвердило: вторая часть нашумевшего фильма может быть слабее первой чисто зрелищно и по интеллектуальности, но то, что второй фильм соберет кассу – несомненно. В этом плане срабатывает хорошая реклама второй части успехом первой. И российские продюсеры учатся на хороших примерах.

Павел Санаев приступил к съемке первого отечественного молодежного триллера: "Последний Уик-Энд". К его съемке и раскрутке компании приступили с первых дней работы над фильмом. На сайте Рускино все желающие могут наблюдать за ходом работы с самого первого дня: узнают как идет подбор актеров, как выбирается натура, видят фотографии будущих объектов съемки.

Такой подход к рекламе фильма должен себя оправдать.

Опять же вспомним «Ночной дозор». Именно хорошая реклама обеспечила фильму хорошую встречу любителей кино, а кинотеатры порадовала хорошими кассовыми сборами, сделавшими «дозор» рекордсменом последних лет среди родных фильмов. И еще раз продемонстрировала – мы умеем не только снимать хорошее кино, но и раскручивать наши проекты. Были бы деньги и желание. Желание и деньги были. Фильм посмотрели у нас, и теперь судя по всему, будет смотреть и Америка. Но не будем питать иллюзий по поводу теперь уже всеобщего желания Европы и Америки покупать наши фильмы. Мы сегодня не об этом. Мы хотим на отечественный экран попасть. И чтобы без препон и гадостей, когда в пику нашему фильму одновременно запускают хит из Голливуда. 

Сегодня многие начинают понимать, что беспределу кинопрокатчиков пора ставить барьер.

Начинают раздаваться голоса не только с критикой, но и реальными предложениями как обуздать и скооперироваться в общем стремлении порадовать россиян родным кино. В этом плане стоило бы не ограничиваться разговорами о создании в России Ассоциации кинотеатров, а создавать ее. Что интересно эта идея получает горячую поддержку у прокатчиков по всей стране. Не горят желанием создавать и тем паче входить в нее, или, по крайней мере, очень осторожно отзываются об этой идее одни москвичи. Это понятно. Интересы Москвы и провинции всегда разнились, чем всегда вызывали нелюбовь окраин к престольной. Вспомним историю с «Бумером». Отказанный в прокате в Москве он раскрутился в провинции и потом уже вернулся триумфатором в столицу. Кстати давно замечено, что многие отечественные фильмы лучше знают в провинции чем в Москве. 

В Москве все больше в ходу голливудская продукция, а родные фильмы теряются в общем списке кино зарубежного. И говоря о создании Ассоциации кинотеатров стоит заметить что обсуждаю данную тему провинциалы, в частности руководитель кинопроката и отдела рекламы кинотеатра «Галактика» из Владивостока Татьяна Шеховцова на одно из главнейших место ставит задачу выработки рекламной политики в целом по стране. И как прямое предложение – консолидация средств дистрибьюторов и кинотеатров для рекламной поддержки релизов и PR мероприятий. Ей вторит Лазарь Балдаев из Улан-Удэ, который считает что у кинотеатров очень много вопросов с прокатчиками, требующих коллективного решения.

Впрочем, не стоит считать что общественная организация способна решить проблемы раз и навсегда. Нужно желание, понятие и обычный родной патриотизм которым отчаянно страдает та же Америка, но только не мы в родном Отечестве.

И разговоры об отсутствии в России по настоящему кассовых картин беспочвенны. И выкручивание рук нашим прокатчикам пакетами Голливуда тоже смешны. У нас огромный рынок, который по разным оценкам оценивается в 300 с лишним миллионов долларов в год. 

Если наш прокат дружно скажет нет. Голливуд наверняка задумается. Не может не задуматься. И тогда в наших кинотеатрах родного человека с ружьем станет гораздо больше.

 
Другие материалы раздела:
Звезда класса "Б" Майя Манерова
Разбитый передок Манеровой
Подлинная история Манеровой
Кино для всех
Мусорная корзина для кино

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru