Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

04.11.2004

Омут для своих

В него превратилась "прославленная" Дальневосточная оперативная таможня

Виктор Лоскутов

Любой трудовой коллектив независимо от его численности в процессе свой деятельности, как правило, переживает и лучшие, и худшие времена. Дальневосточное таможенное управление, созданное в начале девяностых годов прошлого века в этом смысле не исключение. До 2000 года его сотрудники спокойно и уверенно выполняли свои нелегкие обязанности под руководством генерал-лейтенанта таможенной службы В. А. Кирсанова. Этот человек прошел большую жизненную школу. По профессии строитель он много лет отдал партийной работе, и перед крахом КПСС был секретарем Приморского крайкома партии. Перейдя в таможенные органы, он несколько лет проработал заместителем начальника ДВТУ. На этой должности Виталий Антонович тоже снискал уважение подчиненных чутким отношением к людям, умением вникать в самую суть возникающих проблем, уравновешенностью характера.

Эти качества В. А. Кирсанов не растратил и, возглавив многочисленный коллектив, работающий на огромной таможенной территории Дальнего Востока. Поэтому-то ДВТУ было на прекрасном счету в системе Государственного таможенного комитета Российской Федерации по всем показателям. Но как любой думающий руководитель В. А. Кирсанов заботился о резерве. 

Естественно, в первую очередь он обратил внимание на своих заместителей, не исключая из них и С. Н. Мурашко, человека на первый взгляд тихого и неприметного, работающего в то время начальником службы собственной безопасности ДВТУ. Это было главным и Виталий. Антонович не стал возражать против его выдвижения на новую должность. Взамен Сергей Николаевич прилюдно выражал бесконечную преданность патрону, безукоризненно выполнял все распоряжения начальника, старался предугадать любое его желание.

Нужно сказать, что и Москва в лице тогдашнего заместителя председателя Государственного таможенного комитента Б.М. Гутина откровенно благоволила к С. Н. Мурашко. И он был назначен начальником Дальневосточной оперативной таможни. Надо отметить, что ДВОТ, созданную в 1998 году, возглавлял генерал Б.Н. Сторожевых, известный свой бескомпромиссностью в борьбе с контрабандистами. 

Оперативники под его руководством стали успешно наводить порядок на таможенной территории Дальневосточного федерального округа. При этом не обращали внимания ни на какие властные авторитеты. Дважды они отваживались затрагивать интересы тогдашнего губернатора Приморья Е.И. Наздратенко и его занимавшихся коммерческой деятельностью сыновей. В результате авторитет Б.Н. Сторожевых и его неподкупных подчиненных стремительно рос.

Понятно, что это стало серьезно беспокоить воротил теневого бизнеса региона. Они принялись искать пути смены руководства оперативной таможни. В столицу посыпались жалобы на ее начальника. Во Владивосток зачастили московские комиссии. В конечном итоге судьба строптивого генерала была решена. Его направили в штат Владивостокского филиала таможенной академии. А начальником ДВОТ поставили С. Н. Мурашко.

И тут пришла беда. Вернувшись из командировки на Сахалин, Виталий Антонович неожиданно почувствовал недомогание, и скоропостижно скончался при странных обстоятельствах. Сегодня как память об этом замечательном человеке просторы Тихого океана бороздит патрульное судно "Виталий Кирсанов". А тогда в 2001 году встал вопрос о новом начальнике Дальневосточного таможенного управления. Взор пал на В. П. Вугляра долгое время возглавлявшего Артемовскую таможню и незадолго до кончины В.А. Кирсанова ставшего его заместителем.

Кандидатура была достойная. Бывший первый секретарь Артемовского городского комитета КПСС Виктор Петрович отличался хорошими организаторскими способностями, знал людей и, став таможенником, успешно вписался в формировавшуюся рыночную экономику. И, приняв дела заместителя начальника ДВТУ, В.П. Вугляр в грязь лицом не ударил. Так что Москве колебаться не пришлось, доверяя пост руководителя одной из крупнейших в стране таможенных структур этому человеку.

Получив назначение, В.П. Вугляр с присущим ему упорством и дотошностью ушел в работу. Буквально через год стали видны результаты его усилий. Таможенные платежи в федеральный бюджет увеличились в два раза, Еще через год - в три. И это при прежних общих объемах ввозимых в Россию товаров. Отток валютной выручки за границу сократился в 1000 раз. Построено 4 таможенных терминала. Успешно внедряются современные методы таможенного контроля. 

Налажено тесное сотрудничество с большинством участников внешнеэкономической деятельности. И этот союз с бизнесом дает положительные результаты обеим сторонам.

Увлекшись делами управления, Виктор Петрович как-то упустил из виду, что его успехам могут завидовать. Мало того, эта зависть будет иметь серьезные последствия. Но все оказалось именно так. С. Н. Мурашко оказался не удовлетворен должностью начальника Дальневосточной оперативной таможни, считая, что именно он, а не В.П. Вугляр должен возглавлять ДВТУ. И эта мысль не давала Сергею Николаевичу покоя. Но изменить ситуацию в его пользу могла только Москва. Поэтому все свои силы Мурашко направил на то, чтобы войти в полное доверие к руководству ГТК. Путь для этого избрал один - слепое исполнение указаний, идущих из столицы и не только их.

Они не заставили себя ждать. От него потребовали направлять потоки импортных товаров с Дальнего Востока на конкретные таможенные терминалы Москвы. Причем предписали делать это так, чтобы сами владельцы поняли, откуда ветер дует и для чего это делается. Для неукоснительного выполнения этого явно незаконного распоряжения, нужны были преданные люди. И они быстро появились в Дальневосточной оперативной таможне, сменив прежний оперативный состав. Новые кадры быстро поняли свою задачу. Из этого следовало, что ДВОТ должно стать вотчиной С. Н. Мурашко и его московских покровителей.

Результаты такой переориентировки сказались довольно быстро. Железнодорожные составы с импортными товарами стали следовать в Москву. Там они без всяких задержек проходили таможенное оформление и товаром возвращались обратно на Дальний Восток. Суть этой операции довольно простая. Она заключается в том, что компании, торгующие, например, бытовой техникой, произведенной в Южной Корее или Японии, вынуждены приобретать ее в Москве. И это притом, что любой школьник знает насколько ближе эти страны к Приморью, чем к российской столице. Тем не менее, эта география в расчет не принимается. В результате сегодня телевизор "Сони" стоит в Москве дешевле, чем во Владивостоке. Это понятно, ведь покупателю приходится оплачивать его многосуточную доставку по Транссибу.

Поступление дорогостоящих товаров с Дальнего Востока на определенные столичные терминалы преследовало и другую цель. Там они нередко оформлялись как бакалейная, малоценная продукция. В результате таможенные пошлины взимались копеечные, принося владельцам терминалов и их покровителям баснословные барыши. 

Все это начальник ДВОТ прекрасно понимал, но заботился главным образом о том, чтобы население региона было широко информировано о его достижениях на ниве борьбы с контрабандой, делая выводы, кто есть кто в рядах таможенников Дальнего Востока.

Однако "победными" достижениями ДВОТ неожиданно заинтересовалась Приморская края прокуратура. Она провела несколько скрупулезных проверок и выявила множество нарушений в работе как самого руководителя, так и его подчиненных. К такому же выводу пришла и специалисты контрольного управления полпредства Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, которые проверяли работу таможни.

Так по данным прокуратуры края контрабанда действительно выявлялась и арестовывалась. Однако при проведении следственных мероприятий как сам начальник ДВОТ, так и его подчиненные допускали такие элементарные следственные «ошибки», что адвокаты нарушителей в судебных процессах спасали своих клиентов. 

Большинство дел, как об уголовных так и об административных нарушениях, как правило, прекращались и не получали судебной перспективы. Иными словами, контрабандный товар, полежав некоторое время под арестом, следовал по своему первоначальному назначению. Причем стоимость этого товара нередко превышала несколько миллионов американских долларов. В тех же случаях, когда встречались несговорчивые бизнесмены, таможенные процедуры искусственно затягивались. Товары в это время приходили в негодность, предприниматели несли огромные убытки. В конце концов, они понимали, что нужно делиться, иначе ничего не получишь.

И тут нужно отдать должное С. Н. Мурашко. Он не стал каяться в грехах, а, будучи уверен в поддержке московских покровителей, перешел в атаку. Так Сергей Николаевич громогласно обвинил комиссию К.Б. Пуликовского в предвзятости, а прокурора Приморского края В.В. Василенко, решительно потребовавшего навести в ДВОТ порядок, в связях с контрабандистами. 

Расчет на столицу оказался верным. Комиссии, которые приезжали оттуда по поручению Б.М. Гутина, никаких серьезных нарушений в действиях С.Н. Мурашко не находили. 

Более они отметали претензии краевой прокуратуры. И это было в унисон с борьбой, которую в ту пору вел Б.М. Гутин с Генеральной прокуратурой России по нашумевшему делу о мебели, оформленной таможней для московской фирмы "Три кита".

Такая мощная поддержка породила у С. Н. Мурашко уверенность в своей правоте. И он стал подумывать о собственных интересах. Создается компания ЗАО " Ростэк-Приморье", которая становится владельцем лицензии на право проводить брокерские операции с импортными товарами. Подобная лицензия стоит 50 миллионов рублей. Сумма солидная, но она нашлась благодаря тому, что фирма владела монопольным правом продажи конфискованного сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни контрабандного товара по заниженным ценам. Более того, ЗАО "Ростэк- Приморье" не без поддержки Сергея Николаевича с завидной легкостью выигрывало все тендеры за право обслуживать объекты обширной таможенной инфраструктуры. 

Сегодня "Ростэк"- Приморье" осуществляет крупномасштабные сделки по насыщению Дальнего Востока и всей России китайским ширпотребом. Причем тут следует подметить одну существенную деталь. Там, где через границу проходят товары, к которым имеет отношение "Ростэк-Приморье", там ДВОТ, как правило, не проводит никаких оперативных мероприятий. Если же случается, что товар задерживается, дела очень быстро "утрясаются" в пользу компании. При этом работникам таможни популярно объясняют, что ЗАО "Ростэк - Приморье" нужно помогать. Складывается впечатление, что «помощь» в первую очередь должна заключаться в том, чтобы не замечать, что в вагонах из Китая вместо унитазов и водопроводных труб находятся меховые и кожаные изделия, дорогая бытовая техника.

Одним из тех, кто последовал совету об оказании "помощи" был начальник Гродековской таможни Р. К. Башко. Он разрешил провести вагон с контрабандой своим друзьям, надеясь, что под крышей ДВОТ все обойдется благополучно. И обошлось бы, не окажись на его пути работников краевой прокуратуры, поймавших Р. К. Башко, что называется, с поличным. Правда, они почему- то не заметили на путях семь вагонов ЗАО "Ростэк- Приморье". О том, что они были набиты контрабандой, говорит тот факт, что на следующий день состав в спешном порядке перегнали обратно в КНР. 

Безнаказанность руководства ДВОТ и его, скорее всего, не бескорыстное покровительство некоторым коммерческим структурам, не могли не породить последователей. В частности, в настоящее время приморская транспортная прокуратура расследует уголовное дело по обвинению начальника отдела по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте В. Г. Рябова. 

Находкинская транспортная прокуратура ведет уголовное дело по обвинению сотрудника ДВОТ в производстве незаконного обыска. Кроме того, в производстве Приморской транспортной прокуратуры находится уголовное дело по обвинению в организации контрабанды и уклонению от таможенных платежей начальника отдела материального снабжения ДВОТ В. Старовойтова Дела, творящиеся в Дальневосточной оперативной таможне, наконец, заставили и В. П. Вугляра отвлечься от текущих дел и обратить на них серьезное внимание. То, что Виктор Петрович узнал, повергло генерала в шоковое состояние. Однако, понимая, что унять С. Н. Мурашко не в его силах и власти, Вугляр несколько раз обращался в ГТК России с просьбой все расставить по своим местам. Однако там остались глухими к этим обращениям. 

Догадаться почему, не трудно. Ориентированные на Дальний Восток московские таможенные терминалы могли оказаться в сложнейшем финансовом положении, а то и вовсе закрыться. Это значило и конец кормушкам для их высоких покровителей. 

Поэтому в ответ началась разнузданная кампания по очернению В. П. Вугляра. В Генеральную прокуратуры стали поступать анонимные письма, где рассказывалось о "якобы" неблаговидных делах начальника ДВТУ, о его неспособности руководить крупным коллективом. Вдобавок и жители Владивостока не раз находили в своих ящиках листовки с негативной информацией о работе и личной жизни генерала.

Не трудно предположить, чем бы закончилась развязанная против В.П. Вугляра война, и кто стал бы следующим начальником Дальневосточного таможенного управления. Но случилось непредвиденное: из ГТК России был уволен Б. М. Гутин - главный покровитель С. Н. Мурашко. 

Это привело к тому, что уже три месяца все ждут новых назначений и вместе с ними новых указаний. В ЗАО "Ростэк -Приморье" тоже заметное уныние. Оно и понятно, в омуте, который был создан С.Н. Мурашко и его покровителями, легко было ловить дорогую и прибыльную рыбку. Однако известно и другое: сколько веревочке не виться, конца не миновать. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru