Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Русский курьер", 16.02.2005

Пичугина хотели оправдать

Почему распустили коллегию присяжных

Зоя Светова

Первая коллегия присяжных по делу Пичугина, распущенная в Мосгорсуде в декабре прошлого года, была готова оправдать подсудимого. Такое мнение складывается после разговоров с самими присяжными, которые своего мнения от корреспондента "РК" решили не скрывать. 

" Я была присяжной больше двух месяцев, а потом нашу коллегию распустили. Но знаете, на тот момент, у меня сложилось однозначное мнение: я бы подсудимого оправдала", -говорит Наталья Васильевна, бывший присяжный заседатель, а ныне - рядовой московский житель. (ее имя , как и имена других присяжных, по понятным причинам, изменены) 

Доказательства вины - неубедительны

"Те свидетели , которых мы слышали, не могли дать каких-либо конкретных показаний против подсудимого. Не смогли они и пролить свет на это дело. Все так вокруг, да около. Где-то видели, что-то слышали, а конкретно никто ничего сказать не мог. Совершенно неубедительно. И вот как пройдет заседание, мы, бывало, соберемся в совещательнй комнате и спрашиваем друг друга : "Ну, и что сказал этот свидетель? И получается, что ничего конкретного он не сказал". 

Я позвонила Наталье Васильевне с одной лишь целью: удостовериться в том, в чем, похоже, уже ни у кого не осталось сомнений: первую коллегию присяжных по делу Алексея Пичугина распустили , потому что обвинение не смогло убедить "судей улицы" в виновности подсудимого. Напомним, начальника службы безопасности ЮКОСа" обвиняют в организации убийства и в организации совершения покушения на убийство нескольких лиц. Очевидно, что для подтверждения таких тяжких обвинений нужны серьезные доказательства. А для того, чтобы разобраться в виновности по подобному делу вовсе не требуются особые юридические познания. Достаточно опыта и житейской мудрости. Вердикты присяжных по таким делам, как правило, бывают достаточно взвешенными. 

Скамья присяжных заседателей по "делу Пичугина" была сформирована в сентябре прошлого года. Слушания начались 4 октября. Процесс проходил в закрытом режиме. Генеральная прокуратура РФ наложила гриф "секретно" на материалы уголовного дела, включив в него несколько "секретных" документов. По мнению адвокатов, это было сделано специально - для того, чтобы отсечь журналистов, которые , присутствуя на процессе, смогли бы убедиться в слабости и ничтожности обвинительной базы. Теперь понятно, что неудовлетворительную оценку следствию и обвинению поставили сами присяжные заседатели. 

"Сырое" дело

По официальной версии, коллегия была распущена потому что рассмотрение дела слишком затянулось и шесть присяжных просто не выдержали этого срока. Кому-то предложили хорошую работу, у кого-то заболел родственник, у кого-то заартачился начальник, который под угрозой увольнения стал требовать возвращения своего сотрудника на службу 

"Я, вот, например - пенсионерка, - объяснила мне одна из присяжных - у меня есть время. А другие люди работают в коммерческих фирмах. Я знаю, что начальство было недовольно их длительным отсутствием. Мы бы довели дело, если бы не эти проволочки: то обвиняемый заболел, то судья заболел, то адвокат заболел". 

И действительно в ноябре , после целого месяца судебных заседаний, слушания стали постоянно откладываться. "Мы весь ноябрь не работали, - вспоминает Анна Григорьевна.- То судья болела две недели, потом заболел защитник не нашего подсудимого- москвича, а другого, который из Тамбова.(по делу Пичугина проходит Алексей Пешкун (З.С.) Я сожалею, что мы дело не дослушали. Дело -то не такое уж и сложное. Хотя мы еще не выслушали ни подсудимых, ни адвокатов. Еще рано говорить, что мы были склонны к тому или другому: оправдать или обвинить", - осторожничает Анна Григорьевна.

То, что ей очень хочется поговорить о своем "судейском" опыте, я поняла сразу. Но на протяжении всего разговора чувствовалась некая скованность: Анну Григорьевну явно сдерживала подписка о неразглашении тайны совещательной комнаты, которую присяжные дают перед началом судебного процесса. Другое дело, что поскольку , ни ей, ни ее коллегам по "скамье" не удалось вынести вердикт, строго по закону, они больше не связаны этой подпиской. 

"Мы, конечно, подозревали, что в совещательной комнате нас могут подслушать, поэтому больше говорили на улице, - продолжает Анна Григорьевна. - Никаких статей в газетах по этому делу мы не читали, ничего по телевизору не смотрели, только "кипели" в своем кругу. Мы хотели довести дело до конца. Люди приходили на суд до последнего. В нашей коллегии собрались люди независимые. Когда мы узнали, что нас распускают, мы даже хотели позвонить тем, кто ушел, уговаривать их вернуться. Но, кажется, так не положено".- Анна Григорьевна говорит все так же осторожно, но вдруг срывается: "Если сказать честно, это дело- сырое..." 

"Человек по пьянке разбил дверь..."

Сергей Иванович более категоричен. На мой прямой вопрос, почему он и другие присяжные не смогли вынести вердикт, он отвечает без обиняков: "Этого и не могло быть. По простой причине: дело было подготовлено бездарно. Вот нас там было 16 человек и ни у кого не создалось определенного впечатления о виновности Пичугина. Второй подсудимый частично признал себя виновным и те доказательства, которые были приведены, сомнений не вызывали. А вот, по поводу Пичугина, вообще ничего". Далее Сергей Иванович изложил мне те доказательства вины подсудимого, которые ему показались заслуживающими внимания: "Человек по пьянке разбил дверь, поранил руку. Вот и все. Я думаю, нас и распустили-то потому, что не было достаточных улик вынести такой вердикт, какой хотелось бы прокуратуре". 

Удивительно, но большинство из присяжных с охотой отвечали на мои вопросы. Насторожились только те, кто вышел из коллегии . Одна из таких "отказниц" была особенно возмущена моим звонком: "Я бы хотела узнать, откуда вам стало известно о моем участии в процессе? Я ведь в праве не отвечать на ваши вопросы?" Я, естественно, нисколько не настаивала на праве этой заседательницы оставить при себе ее собственное мнение о суде присяжных. Об этом же меня попросил и другой бывший "судья улицы": "От участия в этом деле у меня остался очень приятный осадок, так что я не хотел бы делиться ни с кем этой личностной информацией", - заявил этот мужчина вполне загадочно. 

Кто узнал тайну совещательной комнаты?

Впрочем, и по тому беглому опросу, который удалось провести, очевидно, что первая коллегия присяжных по делу Пичугина была распущена не из-за судебной волокиты . Как уже было сказано, присяжные не скрывали своего недоумения по поводу слабости обвинительной базы и это показалось опасным тем, кто внимательно отслеживал их реакцию . Можно только догадываться, был ли среди "судей народа" специальный "смотрящий", который докладывал об их настроениях заинтересованной в осуждении Пичугина стороне, или, действительно все разговоры в совещательной комнате прослушивались и становились известны стороне обвинения. 

Во всяком случае, решение о роспуске "ненадежной " коллегии присяжных под каким-либо благовидным предлогом было, очевидно, принято через месяц слушаний. После того, как сторона обвинения практически закончила представление своих доказательств. Остается загадкой: было ли решение шести присяжных, отказавшихся продолжить свое участие в процессе спонтанным или некоторые из них были вынуждены сделать это по указке из вне. Но это и не столь важно. 

Очевидно, что первую коллегию присяжных не удалось убедить в виновности Пичугина. Ее распустили за месяц до Нового года. И новую коллегию набрали уже из нового списка присяжных для Мосгорсуда. По аналогичному сценарию развивалось и слушание дела по обвинению Игоря Сутягина. Та коллегия присяжных была распущена до Нового 2003 года. А вторая - формировалась уже по спискам 2004 года. Проверить, фигурируют ли новые "судьи улицы" в официальном списке адвокаты Пичугина не смогут, так же, как не смогли этого сделать адвокаты Сутягина. Список не опубликован, как не был до конца опубликован и список присяжных для Мосгорсуда на предыдущий, 2004 год. 

И все-таки, один урок, преподанный распущенной коллегией присяжных, обвинение учло: в новом процессе участвуют два новых прокурора. На новый отбор, который состоялся в конце января, пришло всего 28 человек. Адвокатов удивил возраст кандидатов - от 30 до 45 лет. Такие люди, обычно получая повестку в суд с приглашением в присяжные, не раздумывая отправляют ее в мусорную корзину. Такой контингент перспектива провести месяц или больше в роли присяжного заседателя, как правило, не вдохновляет. Как известно, присяжным заседателям оплачивают их работу в размере средней зарплаты из госбюджета. А поскольку многие наши сограждане помимо "белой " зарплаты получают деньги в конверте, они вряд ли могут быть настолько сознательными, чтобы добровольно отказаться от этого пресловутого "конверта". Если моя версия верна, и первая коллегия присяжных была распущена потому, что могла оправдать Пичугина, возникает вопрос: почему "кураторы" этого дела так боялись оправдательного приговора? 

Вполне вероятно, что Верховный суд РФ с легкостью нашел бы причину, по которой этот приговор мог бы быть отменен. Статистика свидетельствует: оправдательные приговоры, вынесенные с участием суда присяжных, отменяются в пять раз чаще обвинительных. 

Ответ напрашивается простой: в случае Пичугина заинтересованные лица решили "перестраховаться". Ведь дело начальника службы безопасности ЮКОСа - дело знаковое. И возможное оправдание Пичугина - это не просто "брак" в работе прокуратуры. Это - скандал. Значит, пускать это дело "на самотек" было невозможно в любом случае. 

По прогнозам судьи Натальи Олихвер, новая коллегия должна провести процесс за 4-5 недель. Так что, поживем, увидим. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru