Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

20.04.2005

"Агентство подписки и розницы" и Роспечать решили "задавить" ФГУП "Почта России"

С использованием "подручных средств"

Вениамин Сидоров

В пятницу 15 апреля 2005 г. в здании ОАО "Агентство "Роспечать" прошло собрание глав ведущих подписных агентства страны. ФГУП "Почта России" - ключевого игрока рынка подписки - на встречу не позвали. Более того, по свидетельству очевидцев, руководство Агентства подписки и розницы (АПР) оказывало жесткое давление на участников, заставляя их подписать обращение к Президенту РФ В.В. Путину о "неудовлетворительной работе ФГУП "Почта России". Оно и понятно. Роспечать и АПР развязали против Почты России настоящую корпоративную войну.

Из истории

Сегодняшний рынок подписки на периодические печатные издания, по мнению экспертов, является одним из самых непрозрачных сегментов российской экономики. Его ежегодный объем, по данным Минпечати, колеблется в пределах $500 млн. Подписка занимает лишь треть от объема отечественного рынка распространения печатной продукции, который оценивается в $1,5 млрд. 

Какие-либо другие достоверные цифры на этом рынке абсолютному большинству его участников недоступны. На Западе, к примеру, издаются специальные справочники, в которых подробно указано количество экземпляров, проданных в розницу, количество экземпляров, распространенных по подписке, тираж издания, а также - сколько экземпляров было возвращено. Однако, в России все иначе. Распространители жалуются на то, что отсутствуют даже независимые оценки объема их услуг.

Считается, что основная конкурентная борьба ведется между тремя сильнейшими игроками - агентством "Роспечать", "Межрегиональным агентством подписки" (МАП) и "Агентством подписки и розницы" (АПР). Однако последнее агентство в позапрошлом году приобрела "Роспечать". И, по сути, основная конкурентная борьба на рынке подписки сегодня ведется всего между двумя крупнейшими компаниями на рынке распространения прессы. Доля остальных подписных игроков очень мала. 

"Роспечать" известна, как правопреемник центрального рознично-подписного агентства "Союзпечать". В мае 2002 г. "Базовый элемент" Олега Дерипаски купил контрольный пакет акций "Роспечати". Летом 2003 года контроль над компанией перешел к "Видео Интернешнл" Михаила Лесина. Сегодня "Роспечать" активно скупает региональные сети по распространению прессы. 

Кроме целей занять доминирующее положение на рынке подписки, по словам правления "Видео Интернешнл", - "компания должна быть готовой предложить своим клиентам-рекламодателям и новые проводящие каналы доставки печатной рекламы непосредственно клиентам". 

В 2001 году на рынке подписки появился МАП. Это агентство уже ко второму полугодию 2003 г. умудрилось организовать подписную кампанию уже на всей территории РФ. 

Следующим логичным шагом стало предложение ФГУП "Почта России" заключить договор о партнерстве. МАП также начал активно завоевывать новых подписчиков невысокими (близкими к розничным) ценами. И, естественно, такими темпами МАП довольно быстро стал основным конкурентом и головной болью "Роспечати" начавшей терять свои позиции.

ФАС!

По мнению экспертов, выход на рынок "МАП" по сути нарушил благополучие "клуба" крупнейших операторов. В последствии специалистами по недружественному поглощению был инициирован в ФАС процесс, в который кроме "МАП" вовлекли почту и Федеральное агентство связи (Россвязь). Рейдеры (специалисты по заказным бизнес-конфликтам) воспользовались тем, что многие чиновники до сих пор воспринимают почту как монополиста на рынке подписки, а Россвязь - как контролера их действий. Однако, любой юрист, вникнув в ситуацию, поймет, что роль почты в сегодняшнем подписном бизнесе сведена к минимуму. ФГУП "Почта России" в 2004 году избавилась от непрофильных функций, среди которых была и организация подписки. Теперь почта является лишь агентом (посредником) для подписных агентств. То есть почтовики выполняют только малую часть по агентским договорам (по сути договора поручения) - собирают деньги с подписчиков и первичную информацию о собранной подписке. Но этот факт на судебных разбирательствах почему-то не воспринимается. А почте по старинке клеится ярлык "злоупотребляющего монополиста". Решения ФАС суд оставляет в силе и обязывает почту вернуться к своим старым обязанностям по организации подписки, разорвав при этом предыдущие соглашения с МАП. 

Арбитражный суд г. Москвы 28 марта 2005 года отклонил иск ФГУП "Почта России" и ООО "Межрегиональное агентство подписки" к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и признал законным их решения и предписания в сфере подписки на периодические печатные издания, вынесенные осенью прошлого года. Специалисты недоумевают, почему же антимонополисты так настаивают на том, чтобы почта сохранила монопольное положение на рынке подписки и вынуждают предприятие вновь как в советские времена заняться непрофильным бизнесом. 

Понятно, что возвращение почте функций по организации подписки сильно пошатнет сегодняшние позиции "МАП". Альянсу "Роспечать - "АПР" конкурировать с архаичной и неповоротливой почтой будет просто милым делом. Почта, ведь не сильный рыночный игрок, применяющий современные подписные технологии. В итоге почта, вынужденная заниматься непрофильной деятельностью, окончательно уступит свои позиции на рынке подписки. Какая компания вскоре станет истинным монополистом подписки, догадаться совсем не сложно.

Однако, 8 апреля Северо-Кавказский окружной суд отменил решение Арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Ростовской области о признании ФГУП "Почта России" нарушившей антимонопольное законодательство. 

Кассационная инстанция рассмотрела заявление "Почты России" об отмене этих решений и признала их противоречащими действующему законодательству. Согласно решению Северо-Кавказского окружного суда, дело отправлено на новое рассмотрение в новом составе судейской коллегии.

Голь на выдумки хитра

Помимо судебного и антимонопольного давления у "заговорщиков" хватает ума лишь на бредовые открытые письма и обращения в адрес госорганов, а также на содействие ряду бизнес-структур в давлении на Мининформсвязи посредством квази-акций общественного недовольства. На любые попытки Почты России начать конструктивный диалог АПР и Роспечать отвечают отказом. 

Более того, случившийся в ночь с 12 на 13 апреля пожар в здании столичного Главпочтамта многие наблюдатели также связывают с разразившимся конфликтом на рынке подписки. Дескать, "давление с использованием подручных средств".

Между тем, и у другой стороны наверняка, как говорил булгаковский Шариков, "револьверы найдутся". На предновогодней встрече с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом Президент Путин поручил усилить социальную и ведомственную защиту как почтальонов, так и ФГУП "Почта России". 

 

Другие материалы раздела:
Пришли за Роспечатью
Роспечать vs. "Почта России"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru