Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Технологии зомбирования

Dni.Ru ответили Dolboebу

Оригинал этого материала
© "Дни.Ру", 24.06.2005

Невзлин клиент, а Березовский заказчик?

Игорь Абросимов

Многие материалы Дней.Ру, особенно политические, вызывают самые разные читательские отклики. В нашу почту приходят и разгневанные письма, и слова поддержки, и чьи-то пространные рассуждения. Так всегда. 

Материал Елены Калашниковой "Ходорковский торговал Россией", опубликованный 23 июня, вызвал неожиданную реакцию одного известного в журналистских кругах человека – Антона Носика (главный редактор Mosnews). Господин Носик в своем сетевом дневнике "Живого журнала" высказал мнение, не ответить на которое мы посчитали невозможным. Дело в том, что мы, авторский коллектив издания Дни.Ру, с искренним уважением относимся к коллеге по интернет-медиа, а в этой среде существуют некоторые неписанные правила, нарушение которых требует адекватной реакции. 

Перейдем к предмету. 

Талант видеть, что хочется, вместо того, что есть

Запись Антона Носика озаглавлена со значением: "Технологии зомбирования". Процитируем некоторые фрагменты. 

В сегодняшних Днях заголовок: Ходорковский торговал Россией. Начинаешь читать, и выясняется, что в 2003 году в ходе переговоров с неназванной иностранной компанией 45%-ный пакет акций ЮКОСа был оценен в $25 млрд (об этом утром рассказывал на совете директоров Геращенко). В конце статьи с удовлетворением констатируется, что Ходорковский самим фактом ведения переговоров заслужил "рубашку... в знаменитую тюремную полоску". 

На самом деле материал заканчивается так: "Однако национальная идея оказалась недостаточно сильным аргументом для Михаила Ходорковского. Собственный финансовый интерес перевесил все остальные доводы. Оно и понятно – своя рубашка ближе к телу. Только теперь эта рубашка, пусть даже сшитая на заказ, будет в знаменитую тюремную полоску". 

Насчет "самим фактом ведения переговоров заслужил рубашку… в знаменитую тюремную полоску" Антон Борисович банально соврал. Такое не написано, в чем нетрудно убедиться. 

В приведенном примере почти ничего особенного. Бывает, читатель не согласен с мнением автора, и, вступая в дискуссию, по мелочи передергивает. Как говорится, бумага (клавиатура) все стерпит. Однако в следующих абзацах знаменитый медийщик уже злоупотребляет, и банальное вранье принимает форму привычной некоторым пиарщикам (не будем показывать пальцем) стратегии: сначала ты приписываешь оппоненту слова, мысли, выводы (etc), не сказанные им, а затем успешно их разоблачаешь. Некрасиво, но эффективно. Но не в этом случае. В этом – просто некрасиво. 

Переходим к принципиальным вопросам. Их ставит господин Носик. 

Ходорковский – это не Россия

Вопрос №1: Если, по мнению автора (Елены Калашниковой - ДниРу), продажа 45% ЮКОСа равнозначна продаже России, значит ЮКОС=Россия. Если так оно и есть, то, наверное, интересы ЮКОСа и России совпадают. И действия, направленные на снижение капитализации ЮКОСа (читай: России) с 55,5 млрд до нынешних 1,15 млрд есть тяжелейшая экономическая диверсия в новейшей истории страны. Почему Дни.Ру не ловят диверсантов и не поднимают вопроса об их привлечении к уголовной ответственности? 

При чтении обсуждаемой статьи невозможно обнаружить тождество "ЮКОС=Россия". Возможно, потому что там его нет. Носик, как любой другой читатель, может в этом убедиться – можно все перечитать медленно и даже дважды. Но именно отталкиваясь от этого несуществующего утверждения автора, Носик делает дальнейшие построения. И получается, что падение котировок акций нефтяной компании есть убытки России. 

Напоминает старый анекдот про чукчу. Чукча, сидящий за столом, стучит по нему. Жена: "Кажется, стучат, пойду открою". Чукча: "Не ходи, я сам открою"… У Носика получается, простите, какая-то крайне-северная логика: сам постучал по столу ("ЮКОС=Россия"), сам же от этой глупости, так сказать, идет открывать дверь ("Если так оно и есть…"). Хотя ведь, вроде бы, не чукча. 

Между тем, если серьезно, обсуждаемые субъекты – ЮКОС и Россия – не являются цельными. Ладно, положим, ЮКОС это собственность акционеров, его обесценение – их убытки. На самом деле сложнее, да бог с ним. Понятие "Россия" куда сложнее. Если от развала ЮКОСа пострадал его владелец Ходорковский, то кричать об ужасных потерях России, мягко говоря, странно. Ходорковский не есть Россия. Итоги "дела ЮКОСа" многогранны, фондовая биржа отражает не все. После ЮКОСа нефтяники, до того бессовестно зажимавшие прибыль в оффшорах, стали давать в бюджет на-гора миллиарды. Крупный бизнес, очумевший в девяностые годы от чувства собственного всесилия, вернулся на грешную землю – ребята поняли, что кроме добывающих активов есть и обязательства. Бюджетные, социальные, например. Российские бюджетники – они, кажется, тоже Россия, не правда ли? 

Наша точка зрения на "дело ЮКОСа" многократно изложена на сайте Дней.Ру. Мы считаем итоги "дела" в целом крайне позитивными. У нас есть твердые аргументы, а у Минфина – того департамента, что фиксирует рост "нефтяных" поступлений в казну – есть факты. Можно много говорить об итогах "дела", но в этот раз чрезмерно вдаваться в детали не будем. Речь-то не о них. 

Это не уголовщина. Всего лишь предательство

Вопрос №2: Если всякая продажа крупной российской НК есть продажа России, уголовное деяние, за планирование которого положена рубашка "в знаменитую тюремную полоску", то как нам быть с состоявшейся сделкой по продаже ТНК компании British Petroleum? Не следовало ли привлечь к ответственности российских участников этой сделки — и продавцов, и высочайшего посредника... По-моему, логичный вопрос к людям, смело объявляющим привлечение иностранных инвестиций в российские сырьевые бизнесы уголовщиной. 

Опять же, жонглирование словами, передергивание. Привлечение иностранных инвестиций в российские сырьевые бизнесы не есть уголовщина, и в обсуждаемой статье об этом ни слова. Речь шла о понятиях более высокого порядка. Видите ли, не все в этой жизни описывается Гражданским кодексом. Понятие "национальные интересы" там точно отсутствует. Но оно есть в реальной жизни. Для лучшего понимания позвольте напомнить одну историю. 

Когда господин Ходорковский руками коррумпированных депутатов завалил закон "О соглашениях о разделе продукции (СРП)", он обрубил канал огромных инвестиций в Россию. Сам олигарх говорил, что данный закон плохой, порождает коррупцию, etc (и это кое в чем, возможно, правда), но в реальности мотив МБХ был совсем иной. Для специалистов ясный, как слеза Невзлина. Невозможность инвестировать в СРП подталкивала иностранцев к покупке существующих "российских сырьевых бизнесов". Кто не знает, я подскажу, каких, точнее, какого – "самого прозрачного". Удар Ходорковского по СРП тащил спекулятивные котировки ЮКОСа в небеса и одновременно привлекал к нему интерес всяких уважаемых ЭкксонМобилов. Как теперь известно, МБХ хотел продать блокирующий пакет ЮКОСа – им. То есть МБХ бил кувалдой по правовому полю с абсолютно личной, эгоистической целью. Ну и – где интересы Ходорковского и где интересы России? 

Заметьте: я говорю об абсолютно четких, понятных, хотя и сложных, материях. Ходорковский хотел "слить" крупнейший добывающий актив страны под контроль американской бизнес-элиты – это ясно? Вполне. Но с точки зрения УК и УПК вроде и нет, грубо говоря, продажи Родины, так как вроде бы нет никакого национального интереса. 

Что касается ТНК-ВР, эта компания в разы меньше ЮКОСа, да и отношение ее владельцев к Налоговому кодексу (особенно в последнее время) более почтительное, чем у Ходорковского. Тот думал, что круче него только яйца. Так что сравнение неуместное. 

Ничего личного, только…

Третий вопрос – о том, как вообще мог кто-либо продать НК ЮКОС без прямого разрешения российских властей на такую сделку (и зачем было вообще обсуждать продажу, не имея гарантий, что высочайшее одобрение она получит), – является риторическим и требует от читателя знания процедур (на примере хотя бы сделки с Siemens). Но первые два вопроса напрашиваются при самом поверхностном уровне знакомства с сюжетом. Не возникнуть они могут лишь у читателя, у которого способность мыслить и задавать вопросы атрофирована в принципе, а осталась лишь жажда получения руководящих установок в форме лозунгов: "Россию продали, слона замучили"... Интересно, в самом ли деле много есть читателей, предъявляющих на подобное спрос. 

Антон, уверяю Вас: читателей, предъявляющих спрос "на подобное", – много. Но Вы же снова врете. 

Может, не по умыслу, а лишь по простому незнанию Антон Носик приравнял возможности властей по ограничению отчуждения ЮКОСа в пользу иностранцев к сделке Владимира Потанина по продаже компании "Силовые машины" немецкому концерну Siemens. Сделка Потанина не прошла, так как в "Силовых машинах" много российской "оборонки", которую продавать иностранцам запрещает закон. С ЮКОСом другое: Ходорковский в принципе мог поставить российские власти перед фактом: мол, мои акции теперь принадлежат оффшору, который принадлежит такой-то американской компании. Точка. Так что сравнение с нефтяной компанией неуместное. 

Все. Вроде бы по содержанию вопросов все. Напоследок, как говорят обитатели Рунета, небольшой оффтопик. 

Приятно знать, что тебя читают. Некоторые читатели шлют письма – хвалят, ругают, спорят с нами. Значит, издание пользуется кое-какой популярностью, вызывает мысли и эмоции. Словом, живет. И не так уж важно, кто нас читает и обсуждает – внимательный к политике чиновник, недалекий сельский парень, утомленный тяжким бытом отец семейства или опустившийся из-за злоупотребления коньяка с кокаином яппи. Мы уважительно относимся к читателям. 

Не менее уважительно мы относимся к коллегам-медийщикам. Бизнес есть бизнес – понятно, бывают разные обстоятельства, клиенты, аудитория, специфика. Кто-то профессионально ревет навзрыд о "потерянной" России в лице Ходорковского. Кому-то и Невзлин клиент, и Березовский заказчик. Но переходить на личности, говорить гадости о коллегах – нехорошо. Просто по-человечески обидно. 

Желаем Антону Носику успехов. Пока Юкос исправно платит зарплату своим журналистам, мы уверены - все у них будет хорошо. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru