Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Вслух.Ру", 02.11.2005, Фото: "Коммерсант"

На пороховой бочке

Нравы родственников и друзей президента Карачаево-Черкесии оскорбляют религиозные чувства жителей республики

Петр Аппаров

Мустафа Батдыев

Жители республик Северного Кавказа привыкли жить на пороховой бочке. Социальный взрыв может вызвать здесь любое неловкое движение власти. К примеру, в Дагестане причиной непрекращающихся терактов стала повальная коррумпированность местных правоохранительных органов. Налет боевиков на столицу Кабардино-Балкарии был спровоцирован высоким уровнем безработицы: террористы явно рассчитывали на поддержку со стороны отчаявшегося населения. В соседней Карачаево-Черкесии к обычной для этого региона нищете и коррупции добавился новый, еще непривычный для кавказского менталитета фактор риска. Дело в том, что некоторые представители правящего в республике клана президента Мустафы Батдыева не скрывают своей нетрадиционной сексуальной ориентации. А значит, местная власть сама предоставляет экстремистам повод для развязывания войны под лозунгами нравственного очищения общества в духе воинствующего ваххабизма.

Такую репутацию принято называть «подмоченной». Мустафа Батдыев, президент Карачаево-Черкесии, стал известен широкой российской публике год назад, в связи с громким криминальным скандалом. Поводом для массового народного возмущения стала резня, которую устроил на своей даче его зять Али Каитов. Жертвами высокопоставленного родственника президента стали семь человек. В знак протеста на улицы Черкесска вышли тысячи жителей республики. Несколько раз восставшие штурмовали кабинет главы Карачаево-Черкесии. И всякий раз, забыв гордость, Батдыев прятался от собственных избирателей в глубинах президентского дворца. Тогда только чудом ему удалось сохранить свой пост. Сегодня, в случае повторения массовых беспорядков, мирный исход конфликта практически исключен. 

Хобби для президента

Российский народ известен своим долготерпением. Жители Карачаево-Черкесии давно смирились с беспросветной нищетой и безработицей. Вывести на митинг протеста их может только явное пренебрежение власти к принятым на Кавказе нормам морали. Такое, что демонстрирует не только сам президент Батдыев, но и его ближайшее окружение.

Жизненный уклад традиционного общества суров. Здесь нет места обычной для Запада распущенности. К сожалению, власти Карачаево-Черкесии этого не понимают. Иначе никогда бы не стал сенатором представитель республики в Совете Федерации Ратмир Умарович Айбазов. В КЧР с большим удивлением встретили назначение этого ближайшего друга и родственника Батдыева членом Совета Федерации. После того, как Айбазова избрали сенатором, в Карачаево-Черкесии поползли слухи о том, что представитель республики в свое время провел семь лет в колонии в Саратовской области якобы за изнасилование. Однако пока никаких подтверждений или опровержений на этот свет противники или сторонники сенатора не предъявили. Если эта информация правдива, то такого человека вряд ли пустили бы на порог в любом приличном доме Черкесска: изнасилование считается в консервативной мусульманской республике одним из самых страшных грехов. 

Сложно предполагать, что сам глава республики Мустафа Батдыев не осведомлен о темном прошлом своего ставленника. Если так, то его снисходительное отношение к сенатору Айбазову можно объяснить несколькими способами: либо главе республики чрезвычайно важен именно этот родственник на хорошем посту, либо президент и вовсе не считает случившееся чем-то постыдным и неприличным. И то, и другое особой чести президенту Батдыеву не делает. 

Криминальная вертикаль власти

Известно, что бурный досуг мешает работать. Глава республики, не имея прочного авторитета, фактически отдал Карачаево-Черкесию на откуп своей семье. Все «хлебные места» в республике принадлежит его родственникам и друзьям. И просто так они их не уступят. Так, сын Батдыева заправляет Управлением по инвестиционной политике, двоюродный брат получил в откуп прибыльный туристический комплекс «Домбай – Архыз». Республиканская таможня досталась одному из племянников, зять стал транспортным прокурором КЧР. И так везде: представители многочисленной родни Батдыева руководят Департаментом госимущества, Управлением по налоговым преступлениям местного МВД, Центром тестирования Министерства образования… Из общего ряда родственников – чиновников выбивался только подозреваемый в массовом убийстве Али Каитов. Его высокопоставленный тесть сделал начальником богатейшего предприятия «Кавказцемент». Жадные родственники президента отбирали у народа последнее, бессовестно наживаясь на общем горе: одной из самых громких афер местной власти стала спекуляция на последствиях вспышки гепатита в Зеленчукском районе республики, благодаря которой близкие к клану Батдыева коммерсанты заработали миллионы рублей. 

Понятно, что такой масштабный «распил» государственных средств не обошелся без участия республиканского криминалитета. Тем более, что здешний воровской мир имеет в высших органах власти своего полномочного представителя. По некоторым данным, роль «крестного отца» сегодня играет ни кто иной, как Председатель Верховного суда КЧР Ислам Бурлаков. Именно на него ссылался главарь одной из преступных группировок, бывший заместитель начальника Усть-Джигутинского РОВД Салпагаров, называя Бурлакова своим прямым покровителем. Если верить неосторожным словам бандита, главный судья республики прямо контролирует местный криминалитет. А еще – добрую половину республиканской недвижимости. В Карачаево-Черкесии хорошо помнят некого Азетяна, который с помощью Ислама Бурлакова прибрал к рукам наиболее привлекательные строения. По словам самого Азетяна, половину он отдавал «крышующему» его председателю ВС. А тот, в свою очередь, улаживал криминально - приватизационные дела в подведомственном ему суде.

Предчувствие войны

Сегодня группировка Салпагарова находится в розыске. В числе выдвинутых против него обвинений - убийство работника тепличного комбината «Южный», бандитизм, многочисленные угоны автотранспорта. Потерял часть своего влияния и председатель Верховного Суда. Жителям Карачаево-Черкесии прекрасно известно, что именно Ислам Бурлаков стоял за прошлогодним погромом республиканского Белого дома. Пытаясь снова набрать политический вес, сегодня он вмешивается в работу всех структур власти, пугая чиновников непременной «посадкой». Тем временем экономика республики уверенно идет к полному краху. Уровень общей безработицы в сельской местности Карачаево-Черкесии достигает 25,3 %. При этом наиболее многочисленную категорию безработных (44,3 %) составляет молодежь. Средний доход на душу населения в республике был более чем вдвое ниже среднероссийского показателя. Здесь не газифицирован каждый третий населенный пункт. А каждый второй не имеет даже водопровода.

О том, что в республике назревает социальный взрыв, известно всем. Бесправный народ Карачаево-Черкесии уже не может мириться с прогнившим режимом. Самый радикальный вариант предлагают представители местных ваххабистских джамаатов. По мнению религиозных экстремистов, правление Батдыева лишний раз продемонстрировало неспособность светской власти противостоять соблазнам западного мира. Доказательств у ваххабитов хватает. Для того, чтобы всей душой возненавидеть клан главы республики, даже простому мусульманину-жителю КЧР достаточно поверить в реальность уголовного дела насильника Айбазова, ставшего сегодня сенатором. Ведь по законам шариата такое преступление карается смертью. Что уж говорить о так называемых ваххабитах, то есть радикальных мусульманах? Потенциальные террористы, думается, готовы исполнить приговор немедленно. Вот только осудили они не только развратного родственника президента Батдыева, а всех, без исключения, представителей и сторонников федеральной власти.

Конечно, пока еще не все жители Карачаево-Черкесии готовы выйти на митинги протеста. Воевать не хочет никто. Мустафа Батдыев имеет шанс мирно уйти в отставку, тем самым избежав обострения конфликта. Преимущества этого варианта наверняка понимает даже сам президент республики. Беда в том, что Мустафа Батдыев стал фактическим заложником собственного криминализированного клана. А значит, спасти ситуацию может только немедленное вмешательство верховной власти. Иначе вместо протестующего народа лозунги оппозиции могут повторить автоматы боевиков Шамиля Басаева.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru