Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 21.07.2006

Заповедный край

Группа РАТМ (Новосибирск) пытается осуществить силовой захват Ангарского горно-цементного завода

Виктор Соболев

Борьба государства с рейдерами пока не занесла их в «красную книгу». Флибустьеры от бизнеса не только находят новые способы захвата чужой собственности, но используют методы, которые, казалось бы, уже отжили свой век.

Небольшой Михайловск городом стал сравнительно недавно, оставаясь долгое время мирным селом Ставропольского края. До последнего времени мало кто из сибиряков достоверно знал о его существовании. Ситуация резко поменялась после того, как расположенный здесь Шпаковский районный суд вмешался в затянувшийся конфликт акционеров ОАО «Ангарскцемент».

Судья Владимир Ананьев вынес определения, которые по существу дают благословение на любые силовые действия одному из акционеров предприятия – новосибирской ГК «РАТМ». И не то, чтобы таких попыток РАТМ не предпринимал раньше. Они были и в 2004-ом, и уже в нынешнем году. Однако рейдерам все время приходилось сталкиваться с противодействием правоохранительных органов. Рейды заканчивались для представителей РАТМ открытием уголовных дел, но ни на йоту не приближали их к цели. 

Теперь ситуация иная. Суд далекого от Ангарска Ставрополья запретил «сотрудникам правоохранительных органов и частных охранных предприятий чинить препятствия Фоменко Н.И. (истцу – прим.ред.) в проходе на территорию ОАО «Ангарскцемент» и обязал ответчиков «предать Фоменко все документы ОАО, включая устав Общества, все лицензии, сертификаты, документы о собственности, бухгалтерские документы и печати». При этом никаких доказательств (писем, расписок, приказов и т.п.) содержащихся в иске утверждений в материалах дела почему-то нет. А любому юристу понятно, что судья Ананьев совершенно незаконно квалифицировал иск Фоменко, как вытекающий из трудовых правоотношений, а не из корпоративных. Если же судья продолжает считать, что это «трудовой спор», то становится совершенно не понятно, почему он выносит абсолютно несоразмерные подобному спору «обеспечительные меры». По существу они блокируют деятельность законного и действующего директора и останавливают деятельность предприятия.

Чем в дальнейшем обернутся подобные «обеспечительные меры» для добросовестного собственника остается только гадать. Однако интересен сам рейдерский механизм. Для того чтобы его понять, нужно подробнее остановиться на действующих в процессе лицах.

Итак, истцом выступает Николай Фоменко, который называет себя «генеральным директором» «Ангарскцемента». Из документов, подтверждающих этот статус – «решение» собрания, проведенного 3 марта с.г. акционерами, представляющими интересы РАТМ. Легитимными эти решения считаться не могут, поскольку собрание проводилось с нарушениями действующего законодательства и в отсутствие кворума (у ГК «РАТМ» по-прежнему менее 50% акций предприятия). Легитимность Фоменко пока не была подтверждена ни одним судом. Но это не смутило ни его самого, ни, что довольно странно, судью Ананьева. Более того, судья просто проигнорировал ложные заявления Фоменко о том, что тот якобы «являлся работником «Ангарскцемента» и был уволен».

Еще большее недоумение вызывает личность одного из ответчиков – некоего Алексея Крайних. Из иска Фоменко следует, что этот человек «является доверенным лицом другого ответчика по делу – действующего генерального директора «Ангарскцемента» Александра Пушилина и располагает уставными документами ОАО». Официальный документ, предоставленный Шпаковскому суду «Ангарскцементом», опровергает эти утверждения, но… на судью Ананьева не производит никакого впечатления. Не убеждает судью и заявление матери Крайних, Аллы Кузьминовой, о том, что ее сын никогда не только не работал на «Ангарскцементе», но и в Иркутской области не бывал. На момент подготовки статьи не было и встречи судьи с этим ответчиком. Зато точно известно, что на момент подачи искового заявления у А.Крайних не было… паспорта. То ли потерял, то ли украли. Так или иначе, но при подаче иска Н.Фоменко использовал данные находящегося в розыске документа.

Словом, ответчик – личность таинственная. Но, тем не менее, абсолютно необходимая. У него есть одно неоспоримое достоинство – регистрация в г. Михаиловск. Вот именно эта регистрация – и ничего больше – дает возможность проводить судебный процесс не в Иркутске (рядом с предприятием), не в Новосибирске (прописке ГК «РАТМ»), ни в Кемерово (центральный офис основного акционера «Ангарскцемента» – ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент»), а в Михаиловске. Но почему именно здесь? Замдиректора по правовым вопросам ОАО «Ангарскцемент» Станислав Голотвин не без оснований считает, что «РАТМом применен один из наиболее распространенных и неоднократно осужденных Верховным судом РФ рейдерских приемов в виде получения заинтересованными лицами судебного акта в удобной для себя юрисдикции». Кстати, по сведениям, просочившимся из правового отдела РАТМ, Шпаковский районный суд стал по крайней мере пятым по счету, который рассматривался как удобная площадка для атаки на «Ангарскцемент» – в предыдущих четырех Николаю Фоменко дали от ворот поворот. Не исключено, что там были больше осведомлены об этом истце, который уже засветился в подобных делах. Так, в мае 2005 года в Великом Новгороде, он называл себя гендиректором ООО «Октава» и не скрывал, что действовал в интересах захватчиков оптико-механического завода «Юпитер» – ГК «РАТМ». Последствия бесплодной для рейдеров акции – немалый материальный урон предприятию и необходимость личного вмешательства губернатора Михаила Прусака. Так же, как и в атаках на «Ангарскцемент», в Великом Новгороде Фоменко опирался на небезызвестное ЧОП «РОДОН».

Судья Шпаковского районного суда В.Ананьев мог всего этого и не знать. Или забыть. В свое время он ушел на пенсию и занялся адвокатской практикой. Но год назад передумал и вернулся к любимому делу. Так или иначе, но Фоменко (а если уж быть более точным, то занесенный в «черный список рейдеров Сибири» президент РАТМ Эдуард Таран) оказался прав – отмирающий прием, за допущение которого уже сняты несколько судей, в Михаиловске оказался «в новинку» и сработал. Юристы «Ангарскцемента» считают, что Н.Фоменко «умышленно ввел в заблуждение Шпаковский районный суд». Однако не исключено, что роковую роль сыграла заповедная вера местной Фемиды в чистоту помыслов гонимого из других судов рейдера.

Справка:
С осени 2004 года группа РАТМ (Новосибирск) активно претендует на управление «Ангарскцементом» (крупнейшим поставщиком цемента в Восточной Сибири). Первая попытка установить контроль над заводом была предпринята представителями РАТМа в октябре 2004 года. 14 марта 2006 года представители группы РАТМ, в числе которых находился и истец – Николай Фоменко, вновь пытались осуществить силовой захват Ангарского горно-цементного завода. Эта попытка «захода» Николая Фоменко на «Ангарскцемент» под силовым прикрытием ЧОП «Родон» закончилось возбуждением уголовного дела по ч.2 ст. 330 Уголовного кодекса РФ («самоуправство, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения»).

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru