Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

 

Imperskie амбиции продавца "киндер сюрпризов"

Рустам Тарико, получив аудиенцию "на самом верху", пообещал превратить Россию в "водочную империю"

© "Трибуна", 29.09.2006, Фото: "Коммерсант", Imperskie амбиции водочного барона

Валентин Давыденко

Рустам Тарико

Сейчас уже не удивишь участвующих в выборах сограждан громкими высказываниями на тему «я завоюю весь мир!». Даже политик Жириновский в последние годы несколько обмяк и даже если грозится утопить инородцев в Индийском океане, то чаще по инерции, чем всерьез. Поэтому речь пойдет не о политике, а о бизнесе, в котором слова нередко расходятся с делом, но по-прежнему являют собой магическую силу.

Конечно, многое зависит от того, кто их произносит. К тому же оратор должен быть уверен в себе на 100%. И тогда можно годами морочить партнерам голову и многократно продавать одного и того же «кота в мешке». Иначе как объяснить, например, устойчивое доверие даже со стороны самых крупных игроков потребительского рынка с мировым именем к предпринимателю Рустаму Тарико.

Неизменное пребывание водки «Русский стандарт» на столах российских граждан, как символ семейного благополучия - вот что, в первую очередь, такое бизнес Рустама Тарико, известного тусовщика и любителя серебристых яхт. Собственно, и бог бы с ним, если бы не стремительно распространившийся слух, что на медовые речи Тарико позитивно отреагировала губернатор северной столицы и устроила предпринимателю аудиенцию «на самом верху». Бывший менеджер турфирмы и продавец «киндер сюрпризов» на встрече с большим начальством предложил сделку. Воспользовавшись ситуацией, связанной с долгим спором вокруг товарного знака водки Stolychnaya, правами на который в России вот уже на протяжении пяти лет владеет федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», Рустам Тарико обещал устроить невиданную экспансию водки на Запад, превратив Россию в «водочную империю». Как вариант, бизнесмен предложил поручить ему вести дела с французской Pernod Ricard, владельцем ряда самых распространенных в мире алкогольных брендов, которая является официальным дистрибьютором водки Stolychnaya во всем остальном мире. 

Чем закончились переговоры на высшем уровне – тайна за семью печатями. Однако закономерен вопрос: зачем Тарико переходить дорогу французской компании, а заодно и ФКП «Союзплодоимпорт»? Даже если предположить, что Рустам Васильевич обижен на Вадима Григоряна, который некогда работал на «Русский стандарт», а сейчас возглавляет отдел маркетинга в российском представительстве Pernod Ricard, должны быть очень весомые и сугубо личные мотивы, чтобы совершать такие необдуманные поступки. К тому же Тарико, будучи эмоциональным человеком и авторитарным начальником, в особой злопамятности не замечен.

Существует версия, что водочно-банковский барон таким способом хочет укрепить свои позиции на водочном рынке. Напомним, что Тарико недавно удалось отбить в Роспатенте товарный знак «Русский стандарт», на который претендует «Ливиз». Известно, что ликероводочное предприятие, контролируемое сенатором и предпринимателем Александром Сабадашем, поддерживает ФКП «Союзплодоимпорт».

А вот что действительно могло побудить Тарико действовать напролом, так это свойственный ему авантюризм и ощущение полной безнаказанности, к которому он привык со времен сотрудничества с другим мировым алкогольным лидером Bacardi-Martini. Как уж так вышло, что успехом Тарико на поприще торговли шоколадными яйцами заинтересовалась Bacardi-Martini, история умалчивает. Но расставание с детскими сюрпризами совпало по времени с созданием компании «Руст», которая стала эксклюзивным дистрибьютором Martini в России.

Следующим совпадением несколько лет спустя стало стремительное восхождение личного продукта Тарико – водки «Русский стандарт», которая мало чем отличалась по вкусу, но зато значительно превосходила собратьев по цене и разливалась на питерском «Ливизе», и резкое снижение популярности Martini у российских потребителей. Но прошло еще немало времени, прежде чем руководство Bacardi-Martini обратило внимание на то, что чем больше денег выделяется на продвижение Martini и другого элитного алкоголя в России, тем лучше дела идут у «Русского стандарта», а совсем не наоборот.

Такая линия поступков закономерно повлекла за собой расторжение контракта с «Рустом», но Bacardi-Martini почему-то предпочла не озвучивать истинные причины конфликта. Можно предположить, что здесь сработала корпоративная этика, элементарная для Запада и не прижившаяся у нас.

Сегодня дистрибьюторская деятельность «Руста» практически подошла к концу. В марте этого года стало известно, что компания А1, инвестиционное подразделение «Альфа-групп», в обмен на отказ от борьбы за торговую марку Smirnoff создает совместное предприятие с крупнейшим в мире производителем алкоголя Diageo, которому принадлежат права на водочный бренд. Задача СП – продвигать алкогольные напитки Diageo в России. Следовательно, и дистрибуция продукции Diageo переходит от «Руста» к А1. 

Таким образом, у Тарико единственным для реализации продуктом в России остается Cinzano, но он вряд ли сможет компенсировать Тарико потери, которые повлеки за собой разрывы отношений с Bacardi-Martini и Diageo. Ведь по разным оценкам специалистов, дистрибуция алкогольных брендов приносила Тарико не менее трети от прибыли всех компаний, входящих в холдинг «Русский стандарт». А продажи Cinzano эксперты оценивают примерно в $10 млн. в год.

Оказавшись в таком незавидном положении, предприниматель тем не менее решился на еще один авантюрный шаг – завоевать американский водочный рынок. Причем первая неудача водки «Русский стандарт» у американцев, (про который Рустам Тарико говорил: «На самом деле мы никогда не запускались на американском рынке – мы просто его анализировали на примере ряда второстепенных городов»), не остановил амбициозные планы бизнесмена. 

Потратив на продвижение «Русского стандарта» на Западе огромные деньги и осознав провал своего проекта, Рустам Тарико придумал новый ход – заменить отвергнутое название «Русский стандарт» на новый бренд в духе времени - Imperia. Но пока единственное, чем запомнились пышные презентации новой российской водки в Америке, так это опубликованное в Financial Times сообщение о том, что дистрибутор водки Stolichnaya в США Allied Domecq потребовал от «Русского стандарта» прекратить пиар-кампанию Imperia как «настоящей русской водки».

И все же Рустам Тарико привык добиваться своих целей любыми путями. Но, видимо, упомянутая встреча в «верхах» на сегодняшний день остается единственной возможностью для Тарико ввязаться в очередное совместное предприятие. Поможет ли это? Кто еще захочет иметь дело с бизнесменом, который, к примеру, сначала долго уговаривает иностранного партнера купить у него акции банка «Русский стандарт», а потом без тени смущения говорит: «Я передумал». 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru