Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 05.03.2007

Регистраторы-помойки

ЗАО «ЦРК» - один из новых проектов Рейдерской группы «Союз» Максима Геберта и Василия Кириллова

Анатолий Рубленко

До сих пор в России кипят корпоративные войны, «войска» захватчиков осаждают и берут штурмом предприятия, причем стороны периодически меняются ролями: одни сегодня нападают, – а завтра уже защищаются. Обычным делом стало то, что у захватываемого предприятия появляются двойные реестры акционеров, двойные органы управления обществом, двойные директора. 

И тут нужно спросить – а с чего все начинается? Первым делом некая группа товарищей стремящихся к быстрому обогащению, ищет, и самое интересное - находит некие «могильнички», то есть регистраторов-преступников. Эти регистраторы-могильнички выполняют функцию закрепления прав акционеров, которые и стали акционерами только благодаря им. Далее «черный регистратор», наплевав на все законы и запреты, собирает подложные документы и властью, наделенною ФСФР, назначает своих акционеров. Затем новоназначенные акционеры быстренько перепродают пакеты акций в реестре, создавая тем самым «добросовестных приобретателей», которые ни сном, ни духом и не ведают, что акции-то – похищенные. «Как так?» – спрашивают они, - «Как похищены? Мы ничего не знаем. Это наши акции». 

И уже на следующий день «добросовестные приобретатели» соберутся и проведут собрание акционеров предприятия, где примут решение о назначении другого директора. Вот тебе и реестр от регистратора («т-с-с! никто ведь не знает, что это регистратор-могильничек или регистратор-помойка»), вот и протокол собрания, где избран новый руководитель. Да еще функции счетной комиссии выполнял как-никак профессиональный участник рынка ценных бумаг, а именно наш регистратор. Кому теперь поверят представители всевидящего государства: предприятию или регистратору? Пока идут споры новый директор под шумок распродает имущество, а та самая группа товарищей обогащается быстрыми темпами. И акционеры-миноритарии могут сколько угодно потом бегать по судам - все без толку, часть денег рейдеры уже «отстегнули» чиновникам и судьям за «правильное» решение. 

Так все было до недавнего времени. 

Но рынок слияний и поглощений с середины 90-х годов претерпел существенные изменения: с одной стороны, приблизился к международным стандартам, с другой - практически исчезли миноритарные акционеры, стала очень сложной открытая скупка акций, поэтому ей на смену пришли различные уголовные схемы. 

Казалось бы, эпоха «двойных реестров» для нас уже в прошлом, что теперь только на Украине, в которой с запаздыванием на 3-4 года повторяются типовые сценарии российских захватов, процесс набирает обороты. Но не тут-то было. 

В России с 2002 по 2004 гг. насчитывалось свыше 230-ти регистраторов, причем отследить недобросовестных было очень сложно. В эти годы «регистрационных войн» было пролито немало крови. Бесчинство регистраторов достигло апогея. Реестры акционеров принимались задним числом (иногда с двух-трехлетней давностью), и акции в них быстро перепродавались; реестры изымались правоохранительными органами, а затем документы, составляющие систему ведения реестра, куда-то пропадали; реестры перекочевывали от одного регистратора к другому по решению суда и т.п.

Отметим, что процедура получения лицензии для регистратора-помойки достаточно проста и состоит в следующем. Набирается команда сотрудников, имеющих сертификаты специалистов по рынку ценных бумаг; подбирается помещение, приблизительно отвечающее требованиям ФСФР; из различных баз составляются списки людей с паспортными данными, покупаются или учреждаются акционерные общества, в состав акционеров которых войдут данные «мертвые души». Таких предприятий с численностью акционеров более 500, согласно Порядку лицензирования утвержденного приказом ФСФР, должно быть свыше 50, иначе регистратор не сможет получить лицензию. «Мертвые предприятия» с «мертвыми душами» - это и есть те самые 50 компаний. Вот так создается регистратор-помойка, который, получив лицензию, может прятать похищенные реестры и акции. 

Услуги данных регистраторов обходятся рейдерам-мошенникам, от 50 до 300 тыс. долларов в зависимости от поставленных задач. Иногда, дабы не рисковать с базами данных людей, которые и не подозревают, что информация о них используется в качестве наполнения фирм, регистратор-помойка привлекает в качестве акционеров реальных граждан с реальными подписями. Это могут быть как студенты, которые за небольшие деньги согласны быть формальными Акционерами, так и бомжы. 

Сегодня на российском рынке действует 74 регистратора, из них всего лишь 7 имеют временную лицензию на три года. Это вновь созданные регистраторы, которые появились на свет в 2004-2006 гг. Все остальные 37 регистраторов – это регистраторы-«старички», укрупненные регистраторы с большой филиальной сетью. Большинство из них прошло все корпоративные войны, в их базах – солидные эмитенты, они чтят профессиональную этику.

Но до сих пор как среди новых, так и среди старых регистраторов, все еще присутствуют регистраторы-помойки. Их основной хлеб - это использование манипуляций с реестрами, и, как правило, они принадлежат рейдерским группам, так называемым холдингам, которые зачастую состоят из мелкого «банчка» и захваченных ранее предприятий. А сами рейдеры в этих холдингах уже стали солидными директорами компаний-клиентов черного регистратора.

«Регистраторо-помоечный» бизнес очень выгоден. Так, в случае обращений рейдерских компаний, а их может быть порядка 10 за год, регистратор-помойка зарабатывает в среднем около 1,5 млн.$. Причем создать такого регистратора стоит примерно 200 тыс.$. Простая арифметика – прибыль в этой схеме составляет свыше миллиона долларов. 

Нельзя забывать про неучтенную прибыль, которая извлекается из поглощенных предприятий самим холдингом, реестры которых вдруг оказались в регистраторе-помойке. Информацию о таких регистраторах найти практически невозможно: они не входят ни в какие рейтинги: в этом преступном бизнесе им не нужна известность. Компании-эмитенты лишь случайно могут узнать, что реестр акционеров, который они ведут, уже давно находится в специализированном регистраторе.

Подобный случай произошел недавно с питерским предприятием ЗАО «Санаторий «Сестрорецкий курорт». 

2 февраля 2007 года до генерального директора ЗАО «Санаторий «Сестрорецкий курорт» дошла информация, что на сайте ЗАО «Центральная регистрационная компания» www.creg.ru (ЗАО «ЦРК», 101000, г. Москва, Армянский переулок, д.1/8 стр.3, лицензия №10-000-1-00334 от 22.03.2005) в разделе «Клиенты» появился в качестве одного из клиентов Санаторий «Сестрорецкий курорт». 

Решив проверить, что обозначает понятие «клиент», Общество направило соответствующие запросы в ЗАО «Центральная регистрационная компания» (далее ЗАО «ЦРК»). Официальный ответ пришлось ждать достаточно долго, и только через две недели Санаторий получил письмо, что на самом деле реестр курорта уже давно ведется ЗАО «ЦРК», аж с 3 ноября 2006 года. На остальные запросы руководство ЗАО «ЦРК» не стало отвечать, давая понять, что и данной информации будет достаточно.

Что оставалось делать санаторию, расположенном в маленьком курортном городке Сестрорецк Ленинградской области, основными акционерами которого являются Профсоюзы России и Санкт-Петербурга? Единственной надеждой для руководства санатория показалось обращение в Федеральную службу по финансовым рынкам по факту наличия второго реестра, в результате чего удалось все же получить Предписание ФСФР о приостановке операций в реестре. Однако в это время стало известно, что количественный и качественный состав акционеров в том реестре, который ведет ЗАО «ЦРК», уже сильно изменился. 

К сожалению, Служба по финансовым рынкам не может принимать решения о том, кто здесь прав, а кто виноват. У ФСФР нет таких полномочий. Единственное, что может сделать Федеральная служба, так это проверить ЗАО «ЦРК» на предмет правильности принятия документов, связанных с системой ведения реестра.

Теперь, чтобы вести систему учета прав акционеров в реестре, санаторий должен выиграть не один суд, причем не на своей территории. Откуда у неискушенного в корпоративных спорах санатория из провинциального города Сестрорецка найти силы и ресурсы на борьбу с опытным «черным регистратором», представляющего, по слухам, интересы рейдерской группы из Тюмени?

Митинг профсоюзов возле ФСФР

Очень часто в таких сражениях, устав от долгих изнурительных тяжб, защищающаяся сторона либо откупается от агрессора за бешеные деньги, либо продает свои акции. И здесь бесполезно писать письма в разные инстанции - у захватчиков, как правило, есть «крыша» в коррумпированных органах власти. И сложно участвовать в судебных баталиях – у агрессора в столице всегда найдутся лояльные судьи, а в случае чего - сгодится и решение какого-нибудь тюменского районного суда.

Рейдерская группа «Союз» Максима Геберта и Василия Кириллова (известны как «ТЮМЕНСКИЕ») до сих пор занимается таким черным регистрационным бизнесом, выполняя как и самостоятельные, так и подрядные проекты. Что удивительно: Кириллов возглавлял в 2003 году скандально известный «Энергорегистратор», который участвовал в войне за реестры ОАО «Братский ЛПК» и ОАО «Котласский ЦБК», и в итоге лишился лицензии ФКЦБ.

ЗАО «ЦРК» - это один из новых проектов регистратора-помойки Максима Геберта и Василия Кириллова. После ознакомления со списком эмитентов, передавших систему ведения реестра данному регистратору, выяснилось, что среди немногочисленных клиентов ЗАО «ЦРК» значимую часть составляют те, названия которых в последнее время часто мелькали в СМИ в качестве субъектов корпоративных конфликтов и рейдерских захватов, а по остальным информации в открытых источниках нет. 

Среди эмитентов ЗАО «ЦРК» числится пользующаяся дурной славой ЗАО «Информтехнология». Набрав в Интернете запрос «информтехнология захват» находим: «захват завода информтехнология в Санкт-Петербурге», «фокус с исчезновением», «прокуратурой Петербурга возбуждены уголовные дела» и т.д. – список их темных дел бесконечен. Вот лишь один характерный эпизод из этой истории. В ходе борьбы за сферы влияния между акционерами, группа «Союз» в лице ЗАО «АКБ «Алекскомбанк», разработала следующую преступную схему. Питерское оборонное предприятие ООО «Информтехнология», производящее локаторы и имеющее в собственности 9 производственных корпусов, расположенных на Малом проспекте Васильевского острова общей площадью 3 га, при поддержки ТЮМЕНСКИХ вдруг переехало в Тюмень и при этом сменило производственную форму на ЗАО. При этом на стороне нападения участвовал их тюменский земляк - на тот момент заместитель прокурора Санкт-Петербурга, Владимир Владимиров. Конечно же, при поддержке прокуратуры агрессоры легко расправились с предприятием. И вскоре после этого Владимиров покинул свой пост и уехал обратно в Тюмень.

«Одно из ключевых правил отечественного рынка участий гласит: «упустите реестр – потеряете компанию», - пишет в своей книге «Защита компании от недружественного поглощения» О.В. Осипенко. Так или иначе, общество всегда отвечает перед своими акционерами за реестр, вне зависимости от того, где он хранится – на предприятии или у регистратора. Для предотвращения хищения и манипуляций с реестром он и должен передаваться регистратору. И здесь самое важное - тщательно выбирать профессионального участника рынка ценных бумаг, чтобы, не дай бог, не нарваться на регистратора-помойку, подобного ЗАО «Центральная регистрационная компания».

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru