Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Парламентская газета", 11.05.2007

Сор из избы на экспорт

"Альфа-групп" скомпрометировала российский бизнес на Украине

Виктор Тюлькин, депутат Государственной Думы

Недавно один товарищ с Украины, будучи проездом в Москве, обратился ко мне: Виктор Аркадьевич, у нас в Киеве в марте на всех улицах появились рекламные щиты с лозунгом «Норвежцы! Уважайте украинские законы!». Известно, что аренда одного такого щита стоит сотни, а то и тысячи долларов США в месяц — в зависимости от того, в центре или ближе к окраине он установлен. Не является ли это свидетельством, что на Украине складывается класс национальных предпринимателей, которые осознали противоположность интересов своих и зарубежных инвесторов? И не просто осознали, а готовы оплачивать дорогостоящие пропагандистские кампании, от чего рукой подать и до борьбы политической. Можно ли левым силам просчитывать возможности взаимодействия с таким «национальным капиталом»?

Я вынужден был пригасить энтузиазм украинского товарища. Вопрос о координации действий между коммунистами, социалистами и представителями так называемого патриотического спектра поставлен правильно. Подобным вопросом часто задаются и российские товарищи, стремясь поскорее перевести его в практическую плоскость — уж больно заманчиво найти идеологически верное решение вопроса о финансировании партийной работы. Однако, чтобы не попасть в политике впросак, нужно внимательно и досконально изучать конкретную ситуацию как минимум по общедоступным источникам, то есть по публикациям в прессе, в первую очередь своей, украинской. Увы, данный случай не имеет никакого отношения даже к «патриотам собственного кошелька». Дело в том, что заставить «норвежцев уважать украинские законы» пытаются вовсе не радетели национального предпринимательства, а с формальной точки зрения точно такие же «иностранцы» — представители интересов крупного российского бизнеса.

«Антинорвежские» рекламные щиты, которыми в марте был разукрашен Киев, действительно выглядят частью мощной информационной кампании — так, в феврале во многих украинских газетах появились публикации, в которых в предельно негативных тонах говорилось о норвежских бизнесменах. Конкретным поводом для «скандала с продолжением» стал конфликт акционеров крупнейшего телекоммуникационного оператора Украины «Киевстара». Но одна из сторон конфликта, норвежский оператор мобильной связи Telenor, «вычислила» заказчика платных публикаций не из числа «украинских националистов», а совсем в другом направлении.

В организации и финансировании масштабной кампании «черного пиара» в украинских средствах массовой информации норвежцы обвинили компанию Altimo — телекоммуникационное подразделение российского консорциума «Альфа-групп». Обиженные норвежцы, собрав веские, на их взгляд, доказательства, направили иск в арбитражный суд Нью-Йорка с просьбой признать недобросовестное поведение своих компаньонов, которые попытались подорвать авторитет норвежцев в глазах общественности. 

Норвежцы утверждают, что заказчиком и разработчиком всех этих материалов являются структуры «Альфа-групп». В качестве доказательств приложен «перехваченный» «план информационной кампании по дискредитации имиджа Норвегии на Украине» на I квартал 2007 года с указанием стоимости каждой планируемой публикации и копиями вышедших статей. Согласно представленным документам, расходы на дискредитацию конкурентов только за две недели, с 7 по 19 февраля 2006 года, превысили $86 тыс. 

Как заявил старший консультант iKS-Consulting на Украине Алексей Данилин, именно в этот период украинские СМИ проявляли повышенный интерес к деятельности норвежского акционера «Киевстара». По его словам, «дискредитация партнера в «Киевстаре»—Telenor со стороны Altimo была очень заметной, она проявлялась в многочисленных публикациях в украинских СМИ с нелицеприятным содержанием о норвежцах, в размещении рекламных постеров, а также во многих других элементах целенаправленной PR-кампании против Telenor».

От американских судей норвежцы ждут «справедливости» — в Telenor полагают, что поведение структур «Альфа-групп» противоречит нормам акционерного соглашения «Киевстара», которое гласит, что партнеры должны строить взаимоотношения исходя из принципа добросовестности. На сегодня же за одним из акционеров наблюдаются абсолютно противоположные действия, считают эксперты. Тот же Алексей Данилин заявил, что «подобные — нецивилизованные — действия со стороны Altimo ведут к разрушительным последствиям для телекоммуникационного рынка Украины в целом, а также дестабилизируют работу одного из крупнейших украинских операторов связи — «Киевстара».

К сожалению, никакой «большой политики» здесь нет, речь идет о банальном конфликте бизнес-интересов. И о том случае, когда одна из сторон решается подкрепить свои позиции оплаченной информационной кампанией в средствах массовой информации, направленной против конкурента. А несовпадение интересов структур «Альфа-групп» с норвежскими компаньонами-конкурентами имеет место быть не только на Украине, но и у нас в России. Кроме украинского «Киевстара» отношения норвежской Telenor и входящей в «Альфа-групп» компании Altimo накалились, по уверениям экспертов, и по поводу другого их совместного актива — российского мобильного оператора «ВымпелКома».

Банально и содержание конфликта между норвежскими и российскими собственниками украинской компании. Вначале Altimo увеличила долю в уставном капитале украинского оператора и потребовала от Telenor дополнительных полномочий в управлении компанией, потом разгорелась ссора из-за разногласий по поводу выхода «ВымпелКома» на украинский рынок… Вся изюминка в том, что норвежцы принципиально «не опускаются» до оплаченных публикаций в прессе против конкурентов, а вот некоторые российские предприниматели, похоже, для себя этот вопрос решают иначе.

Нельзя не заметить, что сегодня в отечественную прессу подковерная борьба за пакеты акций и прибыли в отличие от Украины почти не вырывается. В России люди постепенно начинают забывать, что такое информационные войны в прессе, когда конкуренты по бизнесу «мочат» друг друга руками журналистов в статьях и телевизионных сюжетах, размещаемых за деньги. «Воздух» стал почище, но дело здесь не в том, что с усилением роли государства конкуренция исчезла. Просто выстроена «властная вертикаль», и общественное мнение стало значить ничтожно мало в сравнении с полномочиями государственных чиновников принимать решения, которые оказывают существенное, а порой и решающее влияние на успех или вообще судьбу того или иного бизнеса.

Но если в России публичные информационные войны уступили место лоббированию, подковерной борьбе в кулуарах власти — как в политике, так и в бизнесе, то на Украине пока сохранились публичные формы столкновения интересов крупного бизнеса. «Правила игры» в России изменились, и многие былые приемы российские бизнесмены уже не могут позволить себе использовать. Сегодня в среде российского бизнеса «черный пиар» в прессе не котируется, а вызывает что-то вроде брезгливого отношения, быть публично уличенным в нем — дурной тон. Тем не менее некоторые российские бизнесмены, как мы видим, не брезгуют применять подобные приемы «в экспортном исполнении». И история с требованиями к норвежцам «уважать украинские законы» — яркий тому пример.

Анализ ситуации еще раз подтверждает и для украинских, и для российских «левых» старую истину: для большого бизнеса апелляция к «национальным интересам» — лишь инструмент в борьбе за собственность и за прибыли. Наиболее ловкие и хитрые представители крупного бизнеса с охотой будут и апеллировать к «национальному вопросу», и станут «патриотами». Лишь бы добиться желаемого результата — «подставить ножку» партнеру или обойти конкурентов, обеспечить перераспределение в свою пользу пакета акций или выбор выгодной бизнес-стратегии. Чтобы не быть обманутым, нужно, зная нутро подобных господ, соответственно к ним и относиться — мерить их собственной же их меркой. Просчитывая возможность координации действий, не обольщаться, а действовать поистине с бизнес-расчетом.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru