Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 07.11.2007

Калининградский спрут

Как глава "Автотора" Владимир Щербаков паразитирует на бюджетных деньгах и коррумпирует чиновников?

Роман Леонидов

Калининградское ЗАО «Автотор», на котором ежегодно собираются тысячи автомобилей Kia, Chevrolet, BMW, Chery, а также «Хаммеры» и «Кадиллаки» - это воплощенная в жизнь мечта Бориса Абрамовича Березовского. Налаживая прибыльный бизнес на реэкспорте «Жигулей» под крышей своего «ЛогоВАЗа», опальный олигарх и думать не мог, что в России найдется человек, который в этом секторе бизнеса отыщет еще более эффективный способ паразитирования на отечественной экономике. Таким человеком оказался председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков. Бывший вице-премьер рыжковского правительства, бывший соучредитель скандально известного фонда «Интерприватизация», а ныне – успешный предприниматель с состоянием, по достоинству оцененным экспертами журнала «Форбс». Если Березовский обманывал государство путем таможенных манипуляций с партиями относительно дешевых тольяттинских машин, то его последователь Щербаков решил не мелочиться. Добившись в 1996 году от правительства Черномырдина выделения государственных кредитов на строительство автосборочного предприятия в Калининградском анклаве, Владимир Иванович ухитрился за казенный счет создать и узаконить самую настоящую «черную дыру» на западной границе, через которую хлынул поток импортной автопродукции, практически не облагаемый никакими таможенными и налоговыми пошлинами. Бедолага Зуев, владелец мебельных магазинов «Три кита» и «Гранд», сидя сейчас в тюремной камере, должно быть, кусает локти, изучая передовой опыт своего коллеги по внешнеэкономическому ремеслу. Ведь то, за что арестовали Зуева и его компаньонов, Щербакову не только сходит с рук, но и ставится в заслугу. И заметьте: при этом - никакого шума, никаких скандальных эпопей с противостоянием спецслужб и арестами генералов бульбовых, никаких отставок в прокуратуре. 

Напротив : внешне калининградское ЗАО «Автотор» выглядит чинно- благородно. Подписываются контракты с иностранными автопроизводителями, растут продажи машин, председатель совета директоров предприятия Владимир Щербаков авторитетно заседает в общественных структурах, наведывается по делам в правительство и Госдуму, ездит в загранкомандировки. 

Нынешний глава Калининградской области Георгий Боос, ознакомившись в начале своего губернаторства с реальным положением дел на ЗАО «Автотор», чуть было не испортил эту благолепную картину своим резким заявлением об отсутствии производства на этом странном заводе. Губернатор тогда с удивлением обнаружил, что единственной деталью, которую прикручивают автоторовцы к импортируемым автомобилям BMW, является … крышка от ящика для перчаток. Глава региона на первых порах даже публично пообещал прекратить эту вольницу и лишить ЗАО «Автотор» льгот по платежам в местный, и без того скудный бюджет. Впрочем, до выполнения этих обещаний дело так и не дошло. 

Как высказался в недавнем интервью газете «Аргументы и факты» директор Института проблем рынка РАН академик Николай Петраков («Легкий автошантаж с отверткой в кармане», АиФ, 14 октября 2007 г.), на льготы, дарованные ЗАО «Автотор», можно было построить и запустить несколько автосборочных производств. Это значит, что стартовавший в 1996 году проект «Автотор» опустошил казну на миллиарды рублей. 

После того, как в апреле прошлого года вступил в силу подписанный президентом Владимиром Путиным закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», чиновники правительства Михаила Фрадкова решили разобраться с «Автотором». Ведь закон был нацелен на то, чтобы превратить анклав из «черной таможенной дыры» в инвестиционную площадку с высокоразвитым производством. Коммерческое же детище Владимира Щербакова в этот план никак не вписывалось. С 2000 года против калининградского предприятия неоднократно возбуждались различные уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов. Однако, «таланты» Щербакова и его покровителей позволили сделать так, что ни одно из этих дел до суда не дошло. Однако новые претензии Федеральной таможенной службы к ЗАО «Автотор» (в настоящее время в Арбитражном суде Калининградской области идет разбирательство по искам таможни к компании Щербакова на общую сумму в 2 миллиарда рублей) свидетельствуют о решимости все-таки заставить «Автотор» платить по закону. 

На прошлогоднем «круглом столе» в Госдуме, посвященном обсуждению нового закона о калининградской ОЭЗ, замглавы МЭРТ Иван Матеров был вынужден жестко заявить о том, что деятельность ЗАО «Автотор» противоречит постановлению Правительства № 166 «О промышленной сборке». Согласно этому постановлению все автосборочные производства, действующие на территории страны, обязывались перейти на полный производственный цикл. И только калининградское ЗАО «Автотор», которое гнало на внутренний рынок тысячи импортированных в анклав иномарок, было свободно от всяких обязательств и при этом пользовалось небывалыми преференциями. 

Казалось бы, после таких заявлений Правительство было обязано пойти на самые жесткие меры в отношении компании, злоупотребляющей своим статусом резидента ОЭЗ. 

И действительно: в начале нынешнего года кабинет Михаила Фрадкова вроде бы бесстрашно пошел с рогатиной на калининградского спрута. Ключевые министерства согласовали проект Постановления, который отменял все льготы калининградскому предприятию. 24 мая 2007 года Михаилом Фрадковым было подписано постановление № 317. Казалось все наконец встало на свои места и «умельцам» обходить законы из самой западной области России наконец-то дали по рукам. В тексте постановления ясно написано об отмене режима таможенных льгот на крупноузловую сборку, которым в течение длительного времени пользовалось зарегистрированное в Калининградской области автосборочное предприятие ЗАО «Автотор». Однако не все так просто. В последний момент в тексте Постановления необъяснимым образом появилась маленькая сноска, которая меняло смысл постановления на прямо противоположный. Фактически она означала, что отмена преференций распространяется на уточненный перечень автосборочных операций, осуществляемых лишь по контрактам, заключаемым после вступления в силу данного документа. Но ведь всем было известно, что исключительные преференции калининградскому ЗАО «Автотор» как раз связаны с контрактами, заключенными этим предприятием именно до вступления в силу постановления № 317. 

Финт с внесенной поправкой в правительственное постановление, ловко проделанный за спиной кабинета министров Михаила Фрадкова, был настолько вопиющим даже по меркам нынешней бюрократической вседозволенности, что грозил вылиться в крупный скандал. Ведь вопросы к правительству, закрывающему глаза на неравные конкурентные условия в автопроме, возникли не только у терпеливых отечественных промышленников, но и у иностранных инвесторов, которым в России были обещаны прозрачность, законность и понятные правила игры. Вместо этого должностные лица в который раз пошли на поводу у «Автотора» в очередной раз подыграв непотопляемому бизнесмену чиновничьих кровей Владимиру Щербакову. 

Все лето и начало осени из Белого дома доходила информация о том, что готовятся очередные поправки в постановление, которые должно отменить существующие льготы. Свою позицию по этому вопросу высказало и Объединение автопроизводителей России, которое летом обратилось с открытым письмом к экс-прмьер-министру Фрадкову с требованием уравнять всех производителей в правах и отменить преференции ЗАО «Автотор». В который раз были собраны визы всех ключевых министерств и ведомств, которые согласовали проект постановления об отмене с 1 января 2008 года всех льгот калининградскому предприятия. 

Однако, в Белом доме среди чиновников вдруг начали ходить упорные разговоры о том, что найдена та потайная дверь, через которую бывшему вице- премьеру рыжковского правительства Щербакову удалось тайком войти в коридор власти и выйти назад с гарантией продления льгот. 

В конце концов процесс межведомственного согласования поправок, отменяющих преференции «Автотору» во фрадковском правительстве как-то стыдливо сошел на нет. То ли снова зловеще скрипнула потайная дверь под натиском щербаковского каблука, то ли попросту махнули рукой на проблему белодомовские чиновники, засобиравшись в близящиеся отставки? 

Как бы там ни было, но с приходом новой правительственной команды застарелую болезнь «Автотора» все же решено было попытаться вылечить хирургическим путем. Не зря новый глава кабмина Виктор Зубков на первом же проведенном им заседании правительства высказался о том, что «необоснованные льготы – это путь к злоупотреблениям». Некоторые руководители ключевых ведомств поначалу взялись за «черные дыры» резко и всерьез. Смрадным выхлопам «Автотора» уже прочили скорый конец к Новому году. Но калининградский спрут, задергавшись было в судорогах, похоже, опять сумел простереть щупальца в направлении неплотно запертых правительственных дверей. 

И вот уже директор департамента МЭРТ Баландина, которая всего лишь год назад твердо заявляла об обеспокоенности правительства недобросовестной конкуренцией «Автотора», сегодня занимает совсем иную позицию. И вот уже другие высокопоставленные чиновники Минэкономразвития, хватавшиеся за головы при виде противоречий между льготами «Автотору» и постановлением № 166 «О промсборке», стыдливо тупят взоры, уходя от неудобных вопросов. А губернатор Калининградской области Георгий Боос, обещавший прекратить налоговую вольницу не развивающему производство «Автотору», во время одной из недавних встреч вполне определенно высказался о поддержке бизнес- команды Щербакова. 

Говорят, сохранение нынешнего статус-кво нелегко дается Щербакову. Бывший перестроечный вице- премьер постарел, осунулся, часто бывает раздраженным. Эксперты связывают перемены в настроении бизнесмена, в том числе и с «внезапным» изменением собственников. Возможно, это простая случайность и нет никакой связи с изменившимися в одночасье критическими высказываниями некоторых чиновников по ситуации вокруг «Автотора». 

По оценке экспертов, портфельные затраты по поддержке статуса исключительных преференций обошлись главе «Автотора» не менее, чем в 5 миллионов долларов не считая изменений в структуре акционерного капитала. В общем, сходная цена для того, чтобы и дальше, не обращая внимание на закон гнать на внутрироссийский рынок иномарки, за которые почти что не надо платить никаких пошлин…

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru