Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

В квартире у замминистра финансов Сторчака изъяли $1 млн. наличными

В следственном комитете сообщили, что обратили внимание на участие сотрудников Минфина в "криминальном погашении долгов" еще в 2004 году

Оригинал этого материла
© "Твой День", 21.11.2007, Фото: "Коммерсант"

Алексей Сторчак: У моего отца изъяли деньги, которые он копил на дачу. Сын арестованного замминистра финансов рассказал, как проходило задержание

Фото: Александр Миридонов/"Коммерсант"

"Ъ": "Тандем министр Кудрин (слева) — замминистра Сторчак, несмотря на задержание последнего, активно работает с документами"

По сведениям из Следственного комитета, при задержании замминистра финансов Сергея Сторчака, подозреваемого в попытке хищения из бюджета 43,4 миллиона долларов, у него в квартире изъяли миллион долларов наличными.

О том, что именно изъяли в квартире замминистра и как проходило его задержание, в минувший понедельник рассказал в телефонном разговоре его сын Алексей Сторчак. [...]

– К вам действительно приходили в квартиру?

– Не то что приходили. В четверг, в девять утра (меня, правда, не было, я уже потом приехал), задержали Сергея Анатольевича на выходе из дома и стали ломиться со всех сторон в квартиру. Целый день проводили обыск. Изъяли все, что нашли, включая часы, серьги, документы, деньги, причем не принадлежащие Сергею Анатольевичу, потому что я живу тоже в квартире. В общем, изъяли все, что могли из дома, – вообще все.

– Суммы серьезные?

– Я не знаю. Я не думаю, что они серьезные. Родители дачу собирались покупать. И тем более у меня отец долгое время работал во Внешэкономбанке заместителем председателя. Так что совершенно нормальные деньги лежали, на которые собирались в ближайшее время сделать какие-то покупки.

– Больше не приходили?

– Больше не приходили. Они рылись с девяти утра до восьми вечера, перерыли все вверх дном. Там ничего и не осталось дома. Мы сами не можем некоторые свои документы найти. Мама паспорт свой никак не может отыскать.

– Во время задержания предъявили ордер?

– Да, предъявили ордер. Все так происходило, что мы даже не смогли сориентироваться. Целый день без адвоката провели, потому что они сразу отключили Сергея Анатольевича от связи и с группой захвата рвались в дом. Сначала мама им не открывала, но потом пришлось открыть. В общем, все это выглядело очень некрасиво.

["Твой День", 20.11.2007: Расследование дела по обвинению Сергея Сторчака в покушении на хищение государственных средств из бюджета поручено старшему следователю Следственного комитета при Генпрокуратуре Валерию Хомицкому – тому самому, что занимался расследованием убийства первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова, в котором обвиняется экс-банкир Алексей Френкель. ... Сейчас Сергей Сторчак находится в двухместной камере в следственном изоляторе ФСБ «Лефортово», куда помещают подозреваемых по особо важным делам. Этот изолятор считается наиболее строгим по условиям содержания. Везде установлены камеры видеонаблюдения и аудиопрослушки. Полностью исключена возможность того, что подследственный встретит кого-то в коридоре во время конвоирования. В отличие от других изоляторов еду здесь разносят не заключенные, а прапорщики ФСБ. У заключенных изымают абсолютно все – даже очки, ручки, обувь. Чтобы их получить, нужно написать специальное заявление. Вместе с тем в «Лефортово» трехразовое питание и достаточно сносные условия содержания – камеры чистые и оборудованы стандартным набором удобств: две койки, стол, стул и туалет. Здесь также разрешены телевизоры и пользование душем раз в неделю.- врезка К.Ру]

***

Оригинал этого материала
© "Росбалт", 20.11.2007

Следователи: Сторчаку могли предложить «откат»

Более $40 млн, которые фигурируют в уголовном деле в отношении заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, могут быть скрытой формой так называемого «отката» — взятки для чиновников, участвующих во взаиморасчетах между государством и коммерческими структурами, считают следователи Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, во Внешэкономбанке отмечают тесную связь деятельности Сторчака с ВЭБом.

«По материалам уголовного дела, группа, в которую входили Сергей Сторчак, а также гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров и глава Межрегионального инвестиционного банка (МрИБ) Вадим Волков пыталась похитить у государства $43,4 млн. Как установлено следствием, именно на эту сумму был завышен долг «Содэксима», выкупленный ранее у государства — у одного из предприятий военно-промышленного комплекса, который должен был покрыть Минфин РФ», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к следствию.

По его словам, схема погашения долга государства перед «Содэксимом» должна была реализовываться через МрИБ, глава которого, Волков был знаком с Сторчаком по прежней работе в Минфине в качестве заместителя министра. «Сотрудники департамента экономической безопасности ФСБ, которые отслеживают все взаиморасчеты между государством и коммерческими структурами, обратили внимание на явное завышение долга перед «Содэксимом», который Минфин должен покрыть, и начали негласное расследование. Результатом этого стало возбуждение уголовного дела по статье «покушение на мошенничество в особо крупном размере организованной группой» и арест трех участников группы», — сказал собеседник агентства.

Он отметил, что именно данная схема будет лежать в основе обвинения, которое в ближайшее время должно быть предъявлено высокопоставленному чиновнику и двум предпринимателям. «Не исключено, что в ходе дальнейшего расследования может вскрыться неблаговидная роль и других лиц, в том числе высокопоставленных чиновников», — сказал источник.

По его данным, «немало важного для следствия материала получено в ходе проведенных обысков и выемок, которые будут тщательно исследованы и проанализированы». Ранее официальный представитель СКП Владимир Маркин сообщил, что участники группы подозреваются в создании преступной группы и попытке хищения $43,4 млн, причем преступление «не было доведено до конца по не зависящим от них обстоятельствам».

Между, тем, как отмечает «Интерфакс», председатель «Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)» (ВЭБ) Владимир Дмитриев считает замминистра финансов Сергея Сторчака одним из главных специалистов по проблеме внешнего долга РФ. «Это человек, который непосредственным образом имеет отношение к деятельности ВЭБа как агента правительства по обслуживанию внешнего долга. Естественно, мы работали в самом тесном контакте. Считаю Сергея Анатольевича одним из главных специалистов России по проблеме внешнего долга», — сказал он в беседе с журналистами. Отвечая на вопрос, были ли у него претензии к Сторчаку, Дмитриев заявил: «Думаю, что факт приглашения на должность начальника департамента, а потом замглавы министерства финансов говорит о том, что министр финансов также оценивает его как серьезного специалиста в области внешнего долга и доверяет ему». [...]

***

Участие сотрудников Минфина в "криминальном погашении долгов"

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 20.11.2007

Замминистра записали в преступную группу

Николай Сергеев, Юрий Сюн

[...] По сведениям источников Ъ, ЗАО "Содэксим", поставлявшее различное, в том числе и медицинское оборудование в страны третьего мира, в 2000 году купило долги перед одним из предприятий ВПК. Одним из его должников выступал Алжир, в который предприятие поставляло оружие. 2 июня прошлого года Россия ратифицировала соглашение с Алжиром, предусматривающее списание долга в размере $4,737 млрд под будущую закупку этой страной российской продукции на такую же сумму. После этого руководитель "Содэксима" Виктор Захаров и обратился в Минфин России с требованием урегулировать и доставшийся ему долг. После долгих переговоров вопрос был решен заместителем министра Сторчаком: требуемая "Содэксимом" сумма должна была поступить на счета компании в МрИБ. Однако в самый последний момент долг перед "Содэксимом" вызвал вопросы у сотрудников ФСБ, по расчетам которых сумма к выплате была завышена на $43,4 млн. Объяснения предпринимателя, что это проценты и пени, набежавшие по основной сумме, сотрудников ФСБ не удовлетворили, и те передали материалы в следственный комитет, сотрудники которого и провели задержание всех участников сделки. 

При этом в следственном комитете сообщили, что обратили внимание на участие сотрудников Минфина в "криминальном погашении долгов" еще в 2004 году, когда расследовали дело заместителя директора департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Дениса Михайлова, обвиняемого в получении взятки в виде автомобиля Mercedes SLK 350 стоимостью €87 тыс. По делу господина Михайлова заместитель министра Сторчак проходил свидетелем и давал показания в защиту обвиняемого. Тем не менее Денис Михайлов был приговорен Мосгорсудом к 10-летнему сроку. Впоследствии президиум Верховного суда скостил ему срок до пяти лет, после чего бывший чиновник подал в суд заявление об условно-досрочном освобождении и вскоре должен выйти на свободу. [...]

***

Оригинал этого материала
© "Время новостей", 20.11.2007

Цена вопроса

Екатерина Карачева, Алексей Гришин

[...] Источник, близкий к следствию, сообщил предысторию появления этого уголовного дела. Поводом для его возбуждения послужили материалы проверок налоговой службы, а впоследствии и ФСБ, которые еще в сентябре обнаружили, что компания «Содэксим» с 1996 года якобы ни разу не платила налоги в госказну. Между тем проверка показала, что с 2002 по 2003 год фирма занималась поставками медоборудования в Ирак, кроме того, на ее банковских счетах, в том числе в МИБ, постоянно аккумулируются крупные суммы как в рублях, так и в валюте.

Далее сотрудники ФСБ выяснили, что «Содэксим» будто бы принимал активное участие в решении вопросов по урегулированию внешних долгов ряда развивающихся стран перед Россией. «В ходе беседы с Захаровым было установлено, что его компания участвовала в реализации соглашений на межправительственном уровне по выкупу долгов, -- рассказал источник в спецслужбах. -- Упрощенно говоря, она перечисляла оговоренную сумму в бюджет и уже потом сама разбиралась с властями страны-должника. Это стандартная практика, распространенная во всем мире, -- кредитор, в данном случае Россия, получала возможность вернуть хоть часть долга, но сразу, а потом не беспокоиться, удастся ли вернуть его вообще. В принципе такие схемы, конечно, дают почву для коррупции, но прямого мошенничества в них нет».

Далее выяснилось, что очередное аналогичное соглашение с участием «Содэксима» по выкупу долга одной африканской страны на сумму порядка 100 млн долл. перед Россией готовилось еще с 2006 года. «Это работа не одного дня, такие соглашения готовятся годами, -- рассказал источник. -- Этот договор должен был быть утвержден всеми заинтересованными до конца ноября».

Впрочем, изначально спецслужбы этой сделкой заинтересовались лишь на предмет возможной неуплаты налогов со стороны «Содэксима» -- претензий к г-ну Сторчаку, насколько известно, не было. Однако когда материалы проверки были переданы в СКП, там решили, что речь идет все же именно о мошенничестве. По неофициальным данным, следствие решило, что раз «Содэксим» планировал «выкупить» 100-миллионный долг африканской страны примерно за 60 млн (цифры приведены условные), то остальные 40 млн у российской казны предполагалось украсть. Стоит отметить, что обычно такие «бонусы» посреднику при переуступке долгов как раз и списываются официально как «затраты по истребованию долга».

Впрочем, источник газеты в спецслужбах отметил, что и в таком виде обвинение весьма шаткое, даже помимо того, что это вполне распространенная и легальная практика разрешения долговых споров. Ведь г-н Сторчак как замминистра лишь курировал и готовил эту сделку, но сам не мог принимать решения о ее реализации. Такие вопросы утверждаются постановлениями правительства. То есть в данном случае никто ничего не скрывал, а именно обман или введение в заблуждение являются основной составляющей мошенничества.

Что касается банкира Волкова, то, согласно этой версии, ему следствие может инкриминировать, что он давал подтверждение властям того, что на счетах «Содэксима» достаточно средств для участия в подобной сделке.[...]

["Российская газета", 20.11.2007: Эти преступления укладываются в две статьи УК-159, часть 3 или 4, и статья 30. Первая статья - о мошенничестве, а вторая о покушении на преступление. Кстати, 30-я статья так и называется -"приготовление к преступлению и покушение на преступление". Это не такая редкая статья, как может показаться. В Следственном комитете МВД, куда корреспондент "РГ" обратился за комментариями, подтвердили, что подобных дел немало. Особенно в последнее время. Там разъяснили, что речь идет о разных стадиях преступления. Если преступление по терминологии юристов "окончено" и собственность - деньги или имущество - перешла от прежнего хозяина к новому, оно квалифицируется как мошенничество. А когда сделана вся подготовительная работа по завладению собственностью, к примеру, открыты фирмы и счета, но собственность взять не успели, применяется статья о покушении. Кстати, в статье о приготовлении к преступлению сказано, что уголовная ответственность наступает лишь за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению. По статье о мошенничестве, если, конечно, вину докажут, высокопоставленному чиновнику грозит до 10 лет. - врезка К.Ру]

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 21.11.2007

Минфин должен и всех прощает. Ведомство отсчиталось от обвинения Сергея Сторчака

Петр Нетреба

Министерство финансов вчера официально встало на защиту арестованных 16 ноября замминистра финансов Сергея Сторчака и гендиректора ЗАО "Содэксим" Виктора Захарова. Пресс-служба министерства раскрыла схему несостоявшегося погашения долга правительства РФ компании "Содэксим". Однако в ведомстве Алексея Кудрина считают действия чиновника законными, долг "Содэксиму" -- правомерным, и намерены его погасить даже в отсутствие замминистра.

Вчера пресс-служба Минфина через информационные агентства распространила заявление об отсутствии состава преступления в деле арестованных 16 ноября 2007 года замглавы Министерства финансов Сергея Сторчака, председателя совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МрИБ) Вадима Волкова и гендиректора ЗАО "Содэксим" Виктора Захарова. [...] В заявлении указывается, что поправками к федеральному бюджету на 2007 год предусмотрено, что правительство вправе урегулировать долг перед "Содэксимом". Сам факт задолженности государства перед компанией у министерства "сомнений не вызывает". По данным Минфина, "Содэксим" появился в схеме урегулирования алжирского долга в 1996 году, когда компания получила право реализовывать алжирские товары на российском и зарубежном рынках в счет погашения долга Алжира перед бывшим СССР в размере $26 млн. В качестве гарантии правительство обязало "Содэксим" перечислить эту же сумму в бюджет -- что, по данным Минфина, было сделано в 1996 году. Факт поступления денег на счет Минфина во Внешэкономбанке подтвержден и документами банка, и российско-алжирским межправительственным соглашением 2006 года, которое обязывает правительство России заниматься урегулированием таких долгов. "Сомнительности долга мы не видим, спорности нет, все обстоятельства достаточно прозрачны",-- подчеркивается в заявлении Минфина.

Однако в конце 1996 года Алжир перестал оплачивать своим экспортерам поставки товаров в адрес "Содэксима" для погашения долга перед Россией. "Содэксим" пытался самостоятельно урегулировать этот вопрос с алжирской стороной, но неудачно. После подписания в 2006 году упомянутого межправительственного соглашения об урегулировании (а фактически -- о списании) всего долга Алжира перед Россией в размере $4,737 млрд компания потеряла юридические права требовать от Алжира компенсаций. В 2007 году "Содэксим" обратился в российское правительство за компенсацией $26 млн и процентов. По распоряжению правительства этот вопрос изучали в Минфине, Минэкономразвития, Минюсте и Внешэкономбанке. После того как эти ведомства положительно согласовали вопрос, другим распоряжением правительства этим же ведомствам было поручено формулирование предложений по размеру компенсации.

По окончании переговоров окончательная сумма компенсации должна была быть закреплена постановлением правительства за подписью премьер-министра. Но это постановление так и не было подготовлено -- произошел арест Сергея Сторчака, который, в частности, готовил его со стороны Минфина.

Как заявили в Минфине, переговоры по поводу конкретной величины процентов на долг "Содэксиму" "еще предстоит провести". Стандартная практика предполагает расчет процентов по рыночной ставке, но окончательная их величина является предметом переговоров государства с компанией. Минфин пообещал вернуть "Содэксиму" долг в любом случае.

Прецеденты выплат подобных компенсаций в России есть. Так, в декабре 2004 года правительством было принято решение о компенсации расходов компании "Обуховский завод", понесенных в предшествующие годы в результате его участия в погашении задолженности России перед КНР.

Минфин и источники в следственном комитете расходятся лишь в одном. Минфин опровергает названную следственным комитетом сумму процентов в размере $43,4 млн -- следственный комитет считает, что это проценты по долгу "Содэксиму", которые господин Сторчак завысил. Минфин убежден, что сумма процентов пока не рассчитывалась, а сумма долга составляет $26 млн. В следственном комитете вчера не прокомментировали, будет ли заявление Минфина учтено в деле Сергея Сторчака, который по-прежнему ждет предъявления ему официального обвинения.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru