Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 30.11.2007

Лом из чистого золота

Необоснованное уголовное преследование грозит более ста пятидесяти ювелирным предприятиям

Никита Иванов

Крупнейшие российские ювелирные предприятия обратились к председателю Госдумы РФ с просьбой ускорить принятие важнейшего законопроекта, который корректирует некоторые устаревшие нормы законов, касающиеся золотых, в прямом смысле слова, отходов производства.

Производители благородных металлов предлагают снять некоторые ограничения на их переработку и точнее прописать ряд норм. Сегодня некоторые положения закона можно прочитать двояко, из-за чего у солидных и законопослушных предприятий возникают проблемы с правоохранительными органами. Как сообщили в Гильдии ювелиров России, необоснованное уголовное преследование грозит более ста пятидесяти ювелирным предприятиям. Они, по мнению некоторых сотрудников Следственного комитета при МВД, уклонились от обязательного аффинажа: специальной очистки благородного металла, при котором содержание золота в сплаве доводится до государственных стандартов.

Сами ювелиры считают, что действуют в рамках закона, и спор, по их мнению, носит не уголовный, а терминологический характер. Поэтому решаться он должен не на допросах в кабинете следователя, а в Государственной думе в ходе законодательной работы. Дело в том, что по закону ювелирные предприятия обязаны сдавать лом и отходы ювелирного производства, содержащие драгоценные металлы, на специальные аффинажные заводы. Их список утвержден правительством. На всю страну всего десять таких заводов, и именно там ставят на золото пробу.

Но кроме аффинажа бывает еще и обычная переработка. Именно ей занимается московское предприятие «Пирит-М». Из сплавов, бракованных изделий, отходов шлифовки-полировки и прочего там выделяют золото, серебро, палладий, и платину. Содержание драгоценных металлов в полученных на предприятии слитках или гранулах выше девяносто девяти процентов. Казалось бы, примерно тем же занимаются и аффинажные заводы, но разница все-таки есть. Главное, что после обычной переработки нельзя ставить штамп с указанием ГОСТа.

Не так давно против руководителей этого предприятия Чантурия А.В., Породнова В.П. и Масликова С.Т. было возбуждено уголовное дело. Расследованием стал заниматься Следственный комитет при МВД РФ. По мнению следователя, предприятие помимо переработки стало заниматься аффинажем, не имея на то никаких прав. При этом он стал задавать каверзные вопросы и руководителям ювелирных предприятий, которые имели договорные отношения с «Пирит-М». Основная претензия следователя заключалась в том, что ювелиры не отправляли на аффинаж металл, полученный после переработки на «Пирите». В числе тех, кого вызвали на беседу в органы, были представители известных предприятий, давно присутствующих на рынке и заработавших высокую репутацию. Например, в Следственном комитете побывали представители завода «Адамас». 

Представителю предприятия было заявлено, что в отношении руководителя ООО «Столичный ювелирный завод Адамас» планируется выделение материала с последующим возбуждением уголовного дела. Кроме этого следователь пояснил, что намерен провести обыски на территории предприятия и по месту жительства его руководства в рамках уже возбужденного уголовного дела по компании «Пирит-М».

Вообще-то, хорошие следователи, как принято считать, приходят с ордером на обыск без предупреждения. Интересно, это что, новая практика Следственного комитета - заранее извещать об обысках? Или намек на то, что вопрос можно быть решен иначе? 

Не удивительно, что после этого ювелиры сделали вывод, что их дело может стать прецедентным. Если «Адамас», как говорится, засудят, у Шадрина и ему подобных появится возможность шантажировать всю ювелирную промышленность России. В уголовном кодексе есть статья, карающая за уклонение от сдачи на аффинаж благородных металлов, добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных. По ней руководителю предприятия грозит срок до пяти лет.

– В нашем же случае следователи МВД подгоняют под понятие вторичного сырья отходы промышленного производства, - поясняют юристы Гильдии ювелиров России. – На самом же деле под вторичным сырьем понимается лом и отходы переработки именно минерального сырья, содержащего драгоценные камни и металлы. Предприятие «Адамас» использует в работе сертифицированное золото в слитках 999,9 пробы, а никак не минеральное сырье. Являясь собственником драгоценного металла, предприятие может передавать его для переработки всем юридическим лицам, поставленным на специальный учет и имеющим разрешение на данный вид деятельности, то есть производство драгоценных металлов, обработку их отходов и лома.

Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» разрешает ювелирным предприятиям собирать лом и отходы производства. Завод может оставить золотые остатки у себя для вторичного использования: сделать из них ювелирные изделия по какой-то своей технологии. А может отдать лом благородных металлов на ту же переработку.

Как раз для этого «Адамас» и отдавал продукцию на «Пирит-М». Последнее предприятие неоднократно проверялось сотрудниками Центральной государственной инспекции пробирного надзора по Москве и Российской государственной пробирной палаты. Претензий к предприятиям, сдававшим на завод лом, инспекторы не предъявляли. Вряд ли можно сомневаться в компетентности представителей пробирного надзора. Тем не менее, следователь Шадрин в ней усомнился, и попросил провести внеплановые проверки ювелирных предприятий.

Вскоре после того, как милицейское представление ушло по адресу, в Российской государственной пробирной палате прошло важное совещание. На нем руководители палаты согласились, что при прочтении некоторых статей закона «О драгоценных металлах», касающихся аффинажа, есть противоречия. Как было сказано, в настоящее время деятельность по сбору и переработке лома драгметаллов не лицензируется, а существующий закон позволяет трактовать ее как аффинаж, осуществлять который могут только организации, входящие в перечень, утвержденный правительством.

- Однако позволяет трактовать и трактует, это разные вещи, - говорит юрист Гильдии ювелиров России. – Из-за этого возникают разночтения закона у нас и правоохранительных органов. Мы считаем, что при внимательном чтении ясно, что переработка и аффинаж  разные вещи, и путать их нельзя. 

Чтобы не возникало разных вариантов прочтения закона, Гильдия ювелиров вместе с известными юристами и депутатами Госдумы разработала поправки в закон «О драгоценных металлах и камнях». Они, по мнению разработчиков, помогут снять многие наболевшие проблемы. Согласно готовящимся изменениям, право определять способ переработки и транспортировки лома и отходов ювелирных изделий может предоставляться собственнику, читай, ювелирному заводу. 

- Общеизвестно, что несовершенство законов и применение устаревших норм приносит неоправданный ущерб предпринимателям в частности и государству в целом,  говорят в Гильдии ювелиров. – Подобная ситуация значительно ущемляет интересы российских производителей на фоне иностранных компаний и противоречит политике по вступлению России в ВТО. Мы надеемся, что законопроект будет принят как можно скорее. Задержка наносит ущерб российской ювелирной промышленности и, как следствие, государственному бюджету, сокращает рабочие места и уменьшает налоговые поступления.

Необходимо отметить, что практика сдачи лома и отходов собственного производства ювелирными заводами была заведена еще во времена советской власти. Тогда это было, по крайней мере, объяснимо, а в условиях рынка 21 века выглядит откровенным анахронизмом. Ни в одной развитой стране мира такой системы нет, поскольку она не просто удорожает процесс производства, но и тормозит развитие всей отрасли. То есть российских ювелиров пытаются поставить в заведомо проигрышное положение по сравнению с зарубежными конкурентами. Несложно предвидеть, что станет с нашей ювелирной отраслью после того, как Россия, вступив в ВТО, полностью снимет таможенные барьеры для иностранных конкурентов. Очевидно, что с таким «государственным подходом», демонстрируемым отдельными чиновниками, она долго не протянет. 

В Гильдии ювелиров ситуацию, в которой оказалась компания «Адамас» и другие ювелирные компании, сравнивают с началом 90-х, когда еще действовала одиозная уголовная статья против так называемых валютчиков. Законодательство тогда явно не поспевало за изменениями, происходившими в стране. У людей на руках появились наличные доллары, а Уголовный кодекс по-прежнему беспощадно карал за «незаконное хождение валюты». Этим весьма активно пользовались нечестные милиционеры, сначала хватавшие «счастливых обладателей» иностранной валюты, а затем вымогавшие у них деньги. 

Сейчас время другое, да и речь идет не о подпольных ювелирах, а целой отрасли, которая исправно платит налоги в бюджет, и украшает (в прямом смысле) жизнь людей. Хочется надеяться, что руководство Следственного комитета при МВД, наконец, разберется, что инициатива следователя Шадрина не имеет ничего общего с реальной борьбой с преступностью.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru