Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Признания с уголовным подтекстом

Абрамович платил Березовскому и Патаркацишвили сотни миллионов долларов, чтобы они помогли ему заполучить нефтяные и алюминиевые активы

Оригинал этого материла
© "Ведомости", 07.07.2008, Фото: "Коммерсант", Кому платил Абрамович

Михаил Оверченко

Роман Абрамович утверждает, что не заставлял Бориса Березовского задешево продавать активы. Наоборот, предпринимателю приходилось самому платить Березовскому и его партнеру сотни миллионов долларов, чтобы они помогли ему заполучить нефтяные и алюминиевые активы.

Березовский подал в Высокий суд в Лондоне иск против Абрамовича в январе. Опальный олигарх утверждает, что бывший партнер вынудил Березовского и его партнера дешево продать 49% акций ОРТ и 43% «Сибнефти». Кроме того, Абрамович, по версии Березовского, без согласования с ним продал 25% «Русала». После этого принадлежавшие ему и Патаркацишвили еще 25% акций компании упали в цене и пакет был продан Олегу Дерипаске всего за $450 млн, тогда как Абрамович за свою долю получил $1,578 млрд.

А на прошлой неделе в суд поступил 53-страничный документ, в котором Абрамович излагает свою версию событий. Корреспондентам британских газет Financial Times и The Times удалось ознакомиться с документом. До президентского указа от августа 1995 г. об учреждении ОАО «Сибнефть» ответчик, т. е. Абрамович, проинформировал Березовского, что хотел бы приобрести пакет акций «Сибнефти», говорится в документе: «В обмен на согласие ответчика предоставить Березовскому средства, которые нужны были ему для [подконтрольной ему телекомпании] ОРТ, Березовский согласился использовать личное и политическое влияние, чтобы поддержать проект и помочь в принятии необходимых законодательных мер, ведущих к созданию «Сибнефти» (цитата по The Times).

Березовский утверждал в иске, что в августе 2000 г. Александр Волошин, возглавлявший тогда администрацию президента, якобы озвучил ему пожелание Путина «передать» долю в ОРТ государству. Затем Путин повторил это при личной встрече. Березовскому и Патаркацишвили якобы предложили $300 млн, но уже после эмиграции Березовского подключившийся к переговорам Абрамович в декабре 2000 г. передал им новое предложение Путина: цена снижена до $175 млн, сделка должна быть совершена «незамедлительно», иначе акции будут «конфискованы». Березовский и Патаркацишвили вынуждены были согласиться, резюмируется в иске.

Абрамович описывает ситуацию следующим образом: Березовский после эмиграции сам попросил купить его и Патаркацишвили долю в ОРТ за $150 млн: «Ответчик согласился, хотя цена была увеличена примерно до $175 млн; это больше, чем стоимость этого пакета». Почему цена была увеличена, в документе не говорится.

Что касается приобретения алюминиевых активов, то, по признанию Абрамовича, он предложил Патаркацишвили $500 млн за защиту в алюминиевых войнах. («Ведомости», в частности, ранее видели копии документов, под которыми стоят подписи Патаркацишвили, о покупке Абрамовичем и Березовским у Льва Черного, Дэвида Рубена и их партнеров акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината, которые позднее вошли в «Русал». По версии Березовского, при создании «Русала» он с Патаркацишвили получили по 12,5% акций, Абрамович — 25%, Олег Дерипаска с партнерами — 50%.)

Березовский утверждает, что бывший партнер угрозами вынудил его продать акции ОРТ, «Сибнефти» и «Русала» дешевле их реальной стоимости. Абрамович же отрицает, что «прямо или косвенно принуждал, угрожал или запугивал» Березовского сам или участвовал в таких действиях. Что касается денежной стороны вопроса, то, по его утверждению, в 2001 г. во время последней встречи в аэропорту Санкт-Морица в Швейцарии Патаркацишвили потребовал выплатить Березовскому $1,3 млрд: «Истец согласился выплатить эту сумму при условии, что это будет последним требованием Березовского об уплате и что он и Патаркацишвили перестанут публично связывать себя с ним и с его деловыми интересами». Деньги были выплачены, утверждает Абрамович; кроме того, он произвел «окончательный платеж» Патаркацишвили в размере $585 млн. В иске Березовского говорится, что $1,3 млрд он и Патаркацишвили получили от продажи Абрамовичу доли в «Сибнефти».

В иске Березовский утверждал, что Абрамович близок к Владимиру Путину. Последний заявляет, что «у него были и сохраняются хорошие рабочие взаимоотношения с Путиным», однако отрицает свою близость с ним.

Еще один иск.
9 июля. На этот день назначено первое заседание Высокого суда в Лондоне по иску «дочки» Sibir Energy «Югранефти» (контролируется Шалвой Чигиринским и Игорем Кесаевым) против Романа Абрамовича, контролируемой им Millhouse Capital UK Ltd и Бориса Березовского. «Югранефть» считает незаконным размывание своей доли c 50% до 0,96% в «Сибнефть-Югре» – СП, созданном ею в 2000 г. на паритетных началах с «Сибнефтью».

***

["НГ", 07.07, Признания с уголовным подтекстом. Адвокаты Абрамовича посвятили Лондонский суд в подробности приватизации "Сибнефти": 

Российские юристы считают приведенные в пересказе Times сведения не такими уж безобидными. При желании они могут быть использованы в суде в России как против Бориса Березовского, так и против Романа Абрамовича. Впрочем, оправданием для них могут стать разночтения при расчете срока давности. «В 1995 году в России действовала старая версия Уголовного кодекса с более жесткими, чем сегодня, наказаниями за дачу взяток и хищение госимущества. Но и по новому кодексу получение взятки госчиновником может трактоваться как особо тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 15 лет. В свою очередь дача взятки может трактоваться как тяжкое преступление со сроком давности 10 лет. При этом срок давности исчисляется до момента вынесения приговора суда, а не до возбуждения дела. 

Однако, как показывает практика, обвинения могут быть предъявлены сразу по нескольким составам преступления, которые учитывают все детали происходившего и их разнообразную трактовку», – говорит юрист компании «ФБК-право» Александр Ермоленко. «Показания в лондонском суде сами по себе не могут быть юридическими доказательствами в России. Для рассмотрения дела о приватизации, например, «Сибнефти» российскому суду будут необходимы полноценные доказательства. Формально о возбуждении нового уголовного дела можно будет говорить только по особо тяжким преступлениям, срок давности по которым составляет 15 лет», – считает старший юрист юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Валерия Таглина. Значительная сложность при сборе доказательств, по ее словам, это невозможность допроса участников событий, находящихся за границей, в тех странах, которые не выдают осужденных или подследственных в Россию. 

«Срок давности для признания ничтожными сделок по приватизации уже истек, а «натянуть» этот срок до 15 лет по хозяйственному делу при всем желании будет крайне затруднительно», считает партнер консалтинговой компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща. Получить комментарий представителя Абрамовича Джона Манна «НГ» не удалось.- врезка К.Ру]

***

Оригинал этого материала
© The Times, Перевод: "Коммерсант", 07.07.2008, Roman Abramovich admits paying out billions on political favours

Роман Абрамович признал, что платил миллиарды за политическую благосклонность

Доминик Кеннеди (Dominic Kennedy)
Перевел Иван Никольский

Роман Абрамович, владелец футбольного клуба "Челси", признал, что заплатил миллиарды долларов за политическую благосклонность и протекцию, чтобы получить доступ к природным богатствам бывшего Советского Союза.

Загадка о том, как уличный торговец без гроша в кармане сумел нажить капитал в £11,4 млрд, впервые раскрыта им самим в судебных документах, которые попали в распоряжение The Times.

Господин Абрамович платил старшим по возрасту олигархам с тем, чтобы заполучить изрядную долю российских алюминиевых и нефтяных активов и остаться целым и невредимым после беспощадного постсоветского раздела собственности. Он блестящим образом вышел победителем из "алюминиевых войн", когда в борьбе за контроль над прибыльными металлургическими предприятиями, как полагают, погибло более 100 человек. Он избежал судьбы одного своего соперника-олигарха, раздражавшего Кремль и закончившего карьеру отправкой в сибирскую тюрьму на десять лет.

41-летний господин Абрамович был принужден рассказать свою историю, поскольку его наставник, 62-летний Борис Березовский, беженец, проживающий в Великобритании, подал на него иск на $4 млрд в Лондонский коммерческий суд. Изгнанник утверждает, что господин Абрамович стал своего рода инфорсером для Владимира Путина, якобы передававшим угрозы о конфискации имущества и отправившим в тюрьму своего друга, чтобы заставить того продать акции бывших госактивов по бросовой цене. Господин Абрамович ответил 53-страничным документом в свою защиту, в котором содержатся обвинения в адрес господина Березовского и некоего грузинского олигарха в том, что те требовали огромные суммы денег за то, чтобы помочь ему стать известным.

Человек из Грузии — Аркадий "Бадри" Патаркацишвили был ключевым посредником в контактах между бывшими друзьями. Господин Абрамович, как признает документ защиты, предложил господину Патаркацишвили $500 млн в обмен на защиту во время алюминиевых войн.

Грузин был найден мертвым в спальне своего загородного дома в Лезерхеде, графство Суррей, пять месяцев назад. Экспертиза установила, что у него была тяжелая болезнь сердца. Ему было 52 года.

Господин Абрамович начинает свою защиту с хладнокровного выпада в адрес своего старого приятеля. В подписанных господином Березовским подробностях иска утверждается, что футбольный босс был в прошлом его "верным другом и близким деловым партнером". Господину Абрамовичу не хочется признавать наличие доверительных отношений между ними. "Мы ничего не признаем, кроме допущения, что ответчик и господин Березовский были друзьями",— говорится в документе.

Основа огромного богатства господина Абрамовича — сибирская нефтяная компания "Сибнефть", которая была приватизирована президентом Ельциным в 1995 году в ходе аукциона, результаты которого, как подозревают некоторые эксперты, были подтасованы. Владелец "Челси" теперь признает, что заплатил господину Березовскому, прозванному "крестным отцом Кремля" за свое влияние на президента Ельцина, с тем, чтобы заполучить "Сибнефть".

"До августовского указа 1995 года ответчик сообщил господину Березовскому, что хотел бы приобрести контрольный пакет акций "Сибнефти" после ее создания,— говорится в документе защиты.— В обмен на согласие ответчика предоставить господину Березовскому средства, которые тому требовались в связи с движением наличности в (его телевизионной компании) ОРТ, господин Березовский согласился использовать свое личное и политическое влияние для поддержки проекта и оказать помощь в принятии необходимых законодательных шагов, ведущих к созданию "Сибнефти"".

Следующей целью владельца "Челси" стала алюминиевая промышленность. После приватизации, когда различные группировки боролись за контроль над этим сектором, управляющие комбинатами, торговцы металлом и журналисты, как сообщалось, часто становились жертвами убийц.

Теперь господин Абрамович признает, что своим успехом он обязан покойному грузинскому олигарху. "Господин Патаркацишвили действительно... предоставил помощь ответчику при поглощении ответчиком активов российской алюминиевой промышленности",— заявляет он.

Грузин имел репутацию посредника с организованной преступностью. По словам бывшего главы российской президентской службы безопасности Александра Коржакова, Патаркацишвили был нанят одной из автомобильных компаний для обеспечения выплаты долгов и предоставления защиты от гангстеров. Книга "Крестный отец Кремля" цитирует Коржакова: "Как у каждого бандита, у Бадри была кличка. В преступном мире он был известен как Бадар".

В иске господина Березовского господин Абрамович обвиняется в том, что он был "близок к президенту Владимиру Путину". В своем первом публичном заявлении об отношениях с бывшим президентом господин Абрамович заявляет, что "имел и продолжает иметь хорошие рабочие отношения с господином Путиным". Впрочем, он официально опровергает наличие близких отношений.

Господин Березовский бежал из России после того, как выступил с критикой в адрес президента Путина. Господин Абрамович заявляет, что господин Березовский попросил купить его долю в ОРТ за $150 млн. "Ответчик согласился это сделать, хотя цена, поднятая до примерно $175 млн, была выше стоимости этих активов". Никакого объяснения по поводу того, почему он заплатил выше предложенной цены, не дается.

Господин Абрамович рассказывает о встрече в аэропорту Санкт-Морица в Швейцарии в 2001 году, когда господин Патаркацишвили попросил его заплатить $1,3 млрд господину Березовскому. "Ответчик согласился заплатить эту сумму денег на основе того, что это будет последняя просьба о выплате со стороны господина Березовского и что он и господин Патаркацишвили прекратят публично ассоциировать себя с ним и его деловыми интересами". Оплата была произведена.

Господин Абрамович был готов откупиться и от господина Патаркацишвили. Он заявляет, что согласился заплатить $585 млн "в качестве последней выплаты".

Господин Абрамович опровергает то, что он прибрал к рукам долю господина Березовского в "Сибнефти" и алюминиевом секторе и угрожал одному из друзей изгнанника. "Настоящим опровергается, что господин Абрамович занимался или был соучастником предполагаемых открытых или скрытых принуждений посредством угроз или преследования",— заявляет он.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru