Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Путин обвинил главу "Мечела" Игоря Зюзина в налоговой минимизации с помощью трансфертных цен

Состояние Зюзина уменьшилось на $5 млрд.

Оригинал этого материала, 24.07.2008

Путин: А маржа где?

***

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 25.07.2008, Фото: РИА "Новости", Речь ценой в $5 млрд

Мария Рожкова, Глеб Столяров, Екатерина Дербилова, Филипп Стеркин

"Ъ": "Заявления Владимира Путина уменьшили состояние Игоря Зюзина на $5 млрд"

Жертвой борьбы с ростом цен на металлы и сырье для их производства может стать «Мечел». Необычайно резкое заявление премьер-министра Владимира Путина в адрес компании и ее владельца Игоря Зюзина вчера обрушило капитализацию горно-металлургического холдинга на 30%

Рядовое совещание, посвященное проблемам в металлургической отрасли, поначалу не предвещало бури.

Первые две минуты министры Виктор Христенко и Эльвира Набиуллина, вице-премьер Игорь Сечин, руководитель ФАС Игорь Артемьев и бизнесмены Олег Дерипаска («Базэл»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), Владимир Лисин (НЛМК), Александр Абрамов (Evraz), Сергей Когогин («Камаз»), Сергей Занозин (группа ГАЗ) слушали, как премьер говорил о росте цен на металл и спросе на него на внутреннем рынке. Производители должны продавать сырье по адекватным ценам, но не все это делают, продавая сырье за границу по заниженным ценам, отметил Путин и вдруг заговорил о «Мечеле».

«Есть у нас такая уважаемая компания “Мечел”. Кстати, ее основного владельца Игоря Владимировича Зюзина мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел. Так вот в I квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в 2 раза ниже внутренних», — сказал Путин.

["Время новостей", 25.07.2008: При экспорте металлургической продукции очень часто используются «серые» схемы, доля посредников, даже при поставках на внутренний рынок, достигает 25%. «Влияние криминала здесь очень сильно», -- заявил премьер. ... В первом квартале текущего года компания ["Мечел"] продавала сырье за границу по ценам в два раз ниже внутренних, а значит, и мировых», -- произнеся это, Путин осмотрелся и спросил: «А маржа где, в виде налогов для государства?». Перспектива маржи г-на Зюзина после следующих слов премьера стала выглядеть крайне плачевно. - врезка К.Ру]

«Конечно, болезнь есть болезнь», — отметил премьер и посоветовал владельцу «Мечела» поскорее выздороветь, «иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы». Он потребовал от Федеральной антимонопольной службы и Следственного комитета Генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья «Мечелом».

Все присутствовавшие притихли, склонив головы. Только Когогин сидел, не дрогнув. А Дерипаска закрыл лицо рукой и начал что-то набирать на мобильном.

Так жестко Путин не высказывался ни об одном бизнесмене, кроме Михаила Ходорковского.

Сразу после выступления Путина АДР «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже рухнули на 13%. К 22.00 МСК падение достигло 31%. Капитализация компании составила $10,5 млрд против $15,2 млрд на закрытие торгов в среду. Таким образом, рецепт, который Путин выписал Зюзину, инвесторы оценили в $4,7 млрд. «Мечел» планирует разместить привилегированные акции на $2,77-3,3 млрд (перенесено со среды на 11 августа).

Мысль Путина после совещания разъяснил Христенко. Замечания премьера, по его словам, касались справедливости цен поставок коксующихся углей на внутренний рынок. «Мечел» — крупный поставщик сырья на свободном рынке для компаний, у которых нет своей угольной базы, сказал министр, и теперь ФАС разберется, какие могут быть причины и последствия действий «Мечела».

Речь идет о старом контракте Якутугля, который был заключен еще прежними владельцами и истек в апреле рассказывает источник, близкий к Зюзину.

В 2007 г., говорится в отчете «Мечела», экспорт коксующегося концентрата принес $99,7 млн. Сейчас на экспорт идет около 50% объема добычи «Якутугля» (3,88 млн т).

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин сказал «Ведомостям», что ФАС уже рассматривает факты завышения внутренних цен по сравнению с экспортными в рамках дела в отношении Торгового дома «Мечел», «Южного Кузбасса» и ОАО «ХК «Якутуголь», входящих в группу лиц ОАО «Мечел». Дело возбуждено за злоупотребление доминированием по фактам повышения цен на коксующийся уголь и угольный концентрат. Если нарушения будут доказаны, компаниям грозят штрафы в размере 1-15% выручки от продаж кокса, но не более 2% от совокупной выручки.

Представитель «Мечела» отказался от комментариев. В офисе «Мечела» сказали, что секретаря Зюзина в офисе уже нет, потому что самого Зюзина тоже нет. «Интерфакс» сообщил, что Зюзин со среды находится в кардиологической больнице.

Служба протокола премьер-министра вела переговоры с представителями Зюзина, рассказывает источник в аппарате правительства. Ему в «Мечеле» тоже сообщили, что Зюзин в больнице, но диагноз не назвали и не сообщили, каково его состояние.

«Путин был хорошо информирован о ситуации в “Мечеле”, у него были данные проверки ФСБ по экспортным отгрузкам руды компаниями “Мечела”, которые осуществлялись по заниженным ценам», — сказал источник в правительстве.

Факты продажи кокса по низким ценам были выявлены в ходе подготовки вчерашнего совещания, констатирует источник в аппарате правительства. В материалах Путину, конечно, не было столь жестких формулировок, это своего рода экспромт, продолжает он. Готовил материалы Игорь Сечин, говорит собеседник «Ведомостей».

В последние месяцы Сечин плотно взялся за металлургию и уголь. Это произошло после того, как в начале апреля «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и Фонд развития трубной промышленности пожаловались в ФАС на рост цен на металлы. Служба начала проверку «Северстали», «Уральской стали», а также Магнитогорского и Новолипецкого меткомбинатов.

Сечин дал металлургам и чиновникам месяц, чтобы придумать решение проблемы. За это время в министерствах прошел не один десяток встреч и совещаний на эту тему. Владелец НЛМК Владимир Лисин предложил перейти на долгосрочные контракты по всей производственной цепочке — металлурги, трубники, производители руды, угля, лома. Чиновники эту идею тоже поддержали. Министерства единодушно выступили против введения экспортных пошлин на металлы, а ФАС предлагала ввести экспортные пошлины на коксующийся уголь.

Кстати, в протоколе первого совещания у Сечина (есть у «Ведомостей») ФАС было поручено проанализировать рост цен в том числе на коксующийся уголь. 15 июля служба возбудила дело в отношении компаний Торговый дом «Мечел», «Южный Кузбасс» и «Якутуголь». Признаки нарушения антимонопольного законодательства она усмотрела в необоснованном прекращении поставок угля в адрес НЛМК и монопольно высоких ценах на него.

«Я думаю, что это уникальный случай, когда компания на рынке начинает себя вести несколько отличительно, чем все остальные», — сказал после совещания «Ведомостям» Владимир Лисин. «Мечел» отгружал сырье по трансфертным ценам, так делают и некоторые другие металлургические и угольные компании, — говорит совладелец угольной компании. — Ошибка Зюзина в том, что он нарушил правила игры: сначала снабжать внутренних потребителей сырьем, а потом экспортировать«.

По сути, «Мечел» обвинили в налоговой минимизации с помощью трансфертных цен, говорит юрист металлургического холдинга. Если налоговики докажут, что экспортные цены были ниже мировых более чем на 20%, то они смогут пересчитать выручку «Мечела» и доначислить налоги, говорит партнер Deloitte Владимир Гидирим. Рассчитывая цены, налоговики должны учесть стандартные скидки, применяемые по таким контрактам, надбавки и поправки к цене, которые отражают условия поставок, сроки контрактов, риски и логистические расходы, которые принимает на себя трейдер, отмечает он. Нужно также проанализировать и бизнес трейдера, объясняет Гидирим: есть ли в работе компании деловая цель, есть ли у нее необходимый персонал, офис, оборудование, ресурсы или это пустышка. Нужно сравнивать не с мировыми ценами, а с ценами страны, где реализуется товар, считает Галина Акчурина из «ФБК-право», и только со сделками в сопоставимых условиях, учитывая, в частности, сроки и размер поставок, страну происхождения товара.

К «Мечелу» и без того много претензий, говорит замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, «дочка» «Мечела» — «Южный Кузбасс», получив в собственность лицензию на угольный участок «Урегольский 1-2», в 2006 г. получил от Ростехнадзора по Кемеровской области так называемый горноотводный акт, по которому они смогли добывать уголь за пределами этого участка. «Со 2 ноября 2006 г. по конец 2007 г. они незаконно добыли 1,1 млн т угля на 1 млрд руб., который фактически принадлежит государству, — говорит Митволь. — На 90% уверен, что уголь этот был продан за границу». Он сказал, что прокуратура Кемеровской области в этом году уже возбудила против «Мечела» уголовное дело по статье 255 (незаконная предпринимательская деятельность и нарушение правил использования и охраны недр).

В последние годы «Мечел» активно скупал активы в металлургической и угольной сферах (см. врез) и желающих купить у него часть активов будет предостаточно, говорит совладелец другой угольной компании.

["Время новостей", 25.07.2008: Как напоминает Интерфакс, «призрак испорченных отношений с государством» впервые витал над компанией г-на Зюзина в декабре 2004 года, когда «Мечел» до последнего боролся за приватизировавшийся госпакет ММК с основным владельцем Магнитки -- Виктором Рашниковым. Тогда победа досталась г-ну Рашникову, и Владимир Путин выразил удовлетворение тем, что госпакет акций ММК не попал в «чужие, недобросовестные руки». Название «Мечела» не прозвучало, но намек был более чем прозрачен.
Тогда Игорь Зюзин, что называется, отделался легким испугом. Что ждет его теперь, когда Владимир Путин назвал все своими именами, да еще упомянул СКП, - предсказать невозможно.
Между тем, премьер-министр вчера не ограничился наведением порядка в бизнесе «Мечела». Правительство планирует взять под контроль «игры» с ломом черных и цветных металлов.. - врезка К.Ру]

Что купил «Мечел»
Март 2007 г. 93,35% Южно-Кузбасской ГРЭС
Август 2007 г. 100% Братского завода ферросплавов (БЗФ)
Октябрь 2007 г. 75% минус 1 акция «Якутугля» и почти 70% «Эльгаугля». В аукционе также участвовали «Алроса» и ArcelorMittal
Апрель 2008 г. Акционеры Oriel Resources согласились продать ее «Мечелу»

«Мечел» Горно-металлургический холдинг
Владельцы: около 70% акций принадлежит Игорю Зюзину, остальные – в свободном обращении.
I квартал 2008 г., US GAAP:
Выручка – $2,3 млрд;
Чистая прибыль – $500 млн.
Капитализация – $10,49 млрд (NYSE, 22.00 МСК).

 
Другие материалы раздела:
Путин обвинил Зюзина
Путин привел цифры

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru