Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Как подводник Федоров кинул банкира Лебедева

© "Компромат.Ru", 19.11.2003, Фото: "Коммерсант"

Сказ о том, как банкира поматросили и бросили

Андрей Курбанов

Знакомства с самыми влиятельными людьми не помогли хозяину НРБ избежать самого, пожалуй, обидного скандала: бывший моряк-подводник «кинул» Александра Лебедева на миллионы долларов. Эти деньги глава НРБ потом отсудил. А еще чуть позже решил не брать. И рассказал всем, что это не его, а, совсем наоборот, он кинул бывалого подводника. В итоге НРБ потерял миллионы, а Лебедев - репутацию.

Погружение

Жил да был Игорь Федоров. Родился он в 1 952 году в Ленинграде. Учился в военно-морском училище имени Попова в Петродворце. Затем был направлен для прохождения службы на подводную лодку ВК-193 Северного флота ВМФ СССР С 1981 года Федоров подрядился преподавателем в Военно-морскую академию. Ушел в отставку в 1985-м в чине капитана 3-го ранга. Спустя пять лет вместе с женой уехал в США, где занялся, как многие наши бывшие соотечественники, мелкой коммерцией. Такая вот присказка. Сказка для Федорова началась в 1994 году.

Именно тогда случай свел в Санкт-Петербурге Федорова с неким Романом Швецким, бывшим одно время советником председателя правления Национального резервного банка (его еще называли «серым кардиналом» банкира Александра Лебедева). Швецкому бравый капитан приглянулся: российского гражданства нет, валютному и налоговому законодательству России не подконтролен, - и он предложил подводнику непыльную, но выгодную работенку.

По словам самого Игоря Федорова, его обязанность перед НРБ заключалось в переводе денег за границу по распоряжению Лебедева и его первого заместителя Андрея Костина. Морячок называет и сумму, которая прошла через его незапятнанные руки, - 100 млн американских рублей, то есть все средства от реализации НРБ облигаций внутреннего займа 6-го и 7-го траншей.

Схема была такова. Деньги за вэбовки перечислялись на американский счет Мосбизнесбанка, партнера НРБ. Потом перекидывались на Каймановы острова - в EuroBank Corporaion на счет созданной под Федорова Edge Invetment Group. С островов шли уже по разным адресам.

В мае 1996 года, например. $8,5 млн появились на счету Consulting Industry в Royal Bank of Canada, а оттуда часть денег перекочевала на счет компании Lebec Holding S.A. # 69364 в Mercury Bank A.G., Gartenstrasse 26, Zurich, Switzerland, corresponding ace. at Morgan Garant Trust Company, New York, ace. 66751700 of Mercury Bank.

По утверждению Федорова, название фирмы Lebec, куда в итоге уходила часть вырученных за облигации средств, образовано от фамилий Лебедева и Костина, которым, по его информации, эта фирма и принадлежит.

Полный вперед

Всю работу с НРБ сам Федоров условно разделяет на два этапа: до 1996 года (то есть до начала активной предвыборной компании) и после.

Первый этап сотрудничества был скорее ознакомительным. Через счета в Jakobson & Assotiates проходили совсем смешные суммы. Так из 5 млн, сброшенных на счет фирмы, большая часть разошлась по мелким проплатам в 20-40 тыс.

С началом выборов работа закипела посерьезней, причем все банковские проводки заверялись подписью одного только Федорова.

Позже, в телефонном интервью «Коммерсанту», человек, представившийся Игорем Федоровым, рассказал детали:

- Деньги появлялись на счете НРБ в Нью-Йорке в результате продажи валютных облигаций 6-го и 7-го траншей. Между нами (МББ, НРБ и моей компанией J&A) было трехстороннее соглашение, в соответствии с ним я давал Мосбизнесбанку указания, куда переводить деньги. А указания эти я давал в соответствии с инструкциями, полученными от НРБ. Договора были подписаны Лебедевым. Настало время, когда мне инструкции от НРБ начали по-дружески передаваться по телефону. Я получал указания: переведи полтора миллиона туда, что-то там сюда и так далее. Я смотрю - получается не обмен вэбовок, а что-то еще. Деньги идут непонятным третьим лицам... У меня был маленький сейф, который ногтем открывался, да и не закрывался никогда. Так из него все документы о переводе денег вообще исчезли. Получается, что я странным образом перекачал куда-то $50 млн фирма и я, который может получить за это по голове, - вот он. Плюс к этому один из ребят НРБ под веселую руку дружелюбно сообщил, что, в общем-то, парень, дела сейчас будут закрыты вместе с тобой. Но я это и сам начал понимать. Недели за две перед выборами они ушли в загул, гуляли дня четыре. Я в это время пошел, сел на самолет и приземлился в Штатах.

Морская болезнь

Удивительно, но этому рассказу поверили даже в Генпрокуратуре РФ. А ведь целый ряд его моментов вызывает очень большие сомнения.

Начнем с того, что из сейфа зиц-председателя Федорова пропали важные документы. Позвольте, бизнесмен живет в гостинице «Метрополь» и держит ценные бумаги в сейфе, который даже не закрывается. Вы верите в это? Я - нет.

Ну, документы еще ладно, так ведь, если исходить из другого интервью Федорова, вместе с ними в распахнутом сейфе лежали и миллионы долларов: бери - не хочу. Кто-то захотел, допустим.

Потом один из НРБ-шников зачем-то (интересно, зачем) нашептывает капитану, что его хотят убрать, и тот верит на слово. Складывается такое впечатление, что наши отставные офицеры - люди порядочные и доверчивые просто до идиотизма. Ведь еще до этого Федоров переводил огромные суммы в валюте по чьим-то указаниям по телефону, хотя звонить мог кто угодно. А потом документы именно по этим банковским переводам пропали. Позвольте, какие документы? Распечатки телефонных переговоров? Что-то неясное произошло и с деньгами: то их Федоров брать не брал, то брал, но не крал, а заплатил их сам себе в качестве гонорара.

Даже подозрение закрадывается: а ну как наш морячок облапошил банкира, кинул многоуважаемого и всемогущего олигарха, как последнего лоточника, нагрел его на вышеупомянутые миллионы, При детальном рассмотрении эта версия обретает плоть и кровь.

Свистать всех наверх!

В октябре 1996 года американское детективное агентство «Интерфор» составило отчет о своем расследовании по поиску на счетах в швейцарских банках 7 млн долларов, похищенных из НРБ.

Из этого отчета следовало, что Мосбизнесбанк заключил контракт на проведение операций с вэбовками российского Минфина, включающих в себя перевод валюты в долларах США через посреднические компании, зарегистрированные на Каймановых островах. Посреднические компании получали средства от МББ на эту операцию, а затем переводили надлежащие суммы другому партнеру по контракту - Национальному резервному банку в Москве.

Первые три операции прошли успешно. Однако 7 июня 1996 года платежи, осуществленные МББ на общую сумму 7.228.750 долларов, в акватории Каймановых островов растворились.

МББ потребовал возврата денег от компании Федорова, но безрезультатно. Детективы выяснили, что с Каймановых островов деньги были переведены в Цюрих и размещены в Банк фон Ернст эт Си на имя Игоря Федорова.

«3 сентября 1996 года, - значится в отчете детективного агентства, - мы выяснили, что Банк фон Эрнст получили распоряжение поместить 1.685.000 на 48-часовой срочный вклад под 4,875 процента. Остаток был положен на сберегательный счет. на котором уже находились другие суммы на имя Игоря Федорова. 23 августа 1996 года общая сумма на этих счетах в Банке фон Эрнст составила 7.372.000 долларов».

То есть миллионами Федоров жонглировал уже после своего бегства в США а значит, к их краже Лебедев никакого отношения не имел. Туше.

Торпедная атака

В своих многочисленных интервью, опубликованных летом 1997 года во многих газетах. Александр Лебедев и не скрывал, что вэбовки 6-го и 7-го траншей в «добровольно-принудительном» порядке были выделены банку Минфином в апреле-мае 1996 года, когда срочно потребовались деньги на президентские выборы. НРБ эта предвыборная «благотворительность» обошлась в кругленькую сумму - порядка 200 млн долларов, ведь сами облигации тогда котировались невысоко. Вот, по словам Лебедева, банк и воспользовался предложенным Федоровым механизмом обмена 6-го и 7-го траншей на 5-й, на который у НРБ был покупатель. Несколько раз провернув подобную операцию, Федоров очередной транш НРБ не вернул и скрылся вместе с вырученными миллионами за океаном.

Разумеется, украденные деньги Лебедев пожелал вернуть. НРБ нанял несколько известных детективных агентств. Но из своего дома в Норфолке Федоров вместе с семьей благоразумно исчез. Правда, он то и дело появлялся перед журналистами, но для банкира, о длинных руках которого в России распускаются целые саги, он так и остался недосягаем. Лебедевцы даже пытались предлагать американским компаньонам и адвокатам бегунка фантастическое вознаграждение «за голову» подводника или хотя бы за информацию о ее местонахождении (сулили от 200 до 500 тыс. долларов) - впустую.

В конце концов. Лебедев сдался и решил попытать счастья в... суде. Он подал иски в Швейцарии и Великобритании. Правда, сделал это от имени Мосбизнесбанка, поскольку формально именно этой структуре Федоров задолжал, но это сути дела не меняет.

Иностранные судьи рассмотрели все документы по делу и постановили: иски Александра Лебедева удовлетворить, счета Игоря Федорова заморозить.

Андрей Костин даже на радостях сделал громкое заявление:

- Факт присвоения господином Федоровым денег, принадлежащих Национальному резервному банку, неоспорим и неоднократно доказан. Не случайно господин Федоров не может предоставить никаких документальных подтверждений своей правоты, в то время как НРБ располагает фактическими документами, включая решения арбитражных судов... Надеюсь, что Национальный резервный банк, целью которого яляется возвращение в Россию украденных и переведенных на свои частные счета денег, доведет возбужденные иски до конца и действительно виновный понесет наказание».

Страшная военная тайна

Зря Костин на это надеялся, зря. Иски НРБ до конца не довел, просто не захотел. Адвокаты Лебедева перестали появляться в здании судов, а Игорь Федоров в итоге остался с деньгами.

Но почему? Уж не потому ли, что $7.2 млн слишком уж смехотворная для преуспевающего банкира сумма, чтобы из-за нее мочить свою репутацию в судах? А подмоченной она у Лебедева оказалась в двух местах. Во-первых, его «развели на бабки», во-вторых, он так и не смог достать «кидалу». В авторитетных финансовых кругах уважение к таким дельцам тает. Тут же в прессе появились массовые публикации о том, что это не Федоров нагрел Национальный резервный банк, а совсем наоборот. В редакции как минимум десятка центральных газет звонил некто, представлявшийся Игорем Федоровым. Он рассказывал ужасные вещи. Будто с него требовали не 7, а 200 миллионов, которых он в глаза не видел (действительно, будет ли НРБ мелочиться из-за каких-то крох). Будто его адвокатам угрожали, а друзей пытались подкупить. Будто ФБР посоветовало ему лечь на дно:

- Там сказали, что это похоже на то, что меня любым способом пытаются высветить, чтоб я где-то официально появился. Тогда со мной легче будет расквитаться. Сейчас моя семья под охраной ФБР в Штатах. А я первые два месяца спал с пистолетом. Я думаю, что... Генеральная прокуратура должна начать расследование.

Не все редактора верили, что звонивший был тем, кем он назывался, то есть отставным капитаном-подводником Игорем Федоровым - слишком уж противоречивыми были его заявления, но все равно печатали: сенсация как-никак.

Тогда же в СМИ забросили очередную скандальную новость. Александра Лебедева и Андрея Костина, оказывается, вызывают в США для дачи показаний в суде Нью-Йорка. Глава Внешэкономбанка Андрей Костин и председатель правления Национального резервного банка Александр Лебедев, само собой, не поехали, ведь они приглашались в американский суд, чтобы рассказать о своем участии в... хищении денег своего недавнего партнера Игоря Федорова.

Речь шла о счете подводника в НРБ, который, по мнению американских юристов, глава банка Лебедев и его бывший заместитель Костин обчистили в свою пользу, обогатившись еще на 1,5 млн долларов. Получалось, российские бизнесмены не только обвинили Федорова в собственных финансовых махинациях, но и фактически разорили беднягу.

А для того, чтобы окончательно смешать отставного советского офицера с грязью, появилось на свет письмо на имя Геннадия Селезнева и за подписью Лебедева, в котором Федоров называется... американским шпионом. «После работы в США в 1989-1992 гг. агента переориентировали и вернули в Россию». Главной задачей шпиона Лебедев называет «возможность с помощью коллег в спецслужбах компрометировать крупный российский национальный капитал».

Пассаж, впрочем, вышел неудачный. Александр Лебедев не рассчитал, что его могут «неправильно понять». Долго еще в финансовых кругах каруселили байки о том, как банкир, который так любит кичиться своими связями в СВР проморгал под собственным носом американского «засланца».

В любом случае, в том, что касается компрометирования российского национального капитала, Федоров преуспел. Обыски, устроенные Генпрокуратурой по результатам его показаний в офисе НРБ и на даче Лебедева, хоть и не принесли следствию никаких ощутимых результатов, но нервы банкиру попортили. А Игорь Федоров на свалившиеся на него с неба миллионы зажил в Америке спокойной счастливой жизнью.

***

Генеральному прокурору 
Российской Федерации 
Г-ну Устинову В.В.

Копия:
Центральный Банк Российской Федерации 
Г-ну Геращенко В.В

 

Уважаемый господин Генеральный прокурор,

Написать это письмо было для меня нелегким решением, ибо оно абсолютно дезавуирует мое послание в адрес Вашего предшественника г-на Скуратова от 19 ноября 1996 года и опровергает содержавшиеся в нем факты. Тем не менее я иду на это, чтобы искупить вину перед оболганными мною людьми и восстановить покаянием свое доброе имя.

Я официально заявляю, что приведенные мною в письме от 19.11.1996 факты в отношении якобы имевших место противоправных действиях со стороны главы Национального Резервного Банка А.Е. Лебедева и главы Внешэкономбанка А.Л. Костина не имеют под собой никаких оснований и являются плодом измышлений, вызванных моим тяжелым моральным состоянием в те годы. Я вынужден признать несоответствующими действительности выдвинутые мной обвинения в адрес российских банкиров по поводу «махинаций» с 5,6 и 7 траншами валютных облигаций Минфина России, угроз в мой адрес и в адрес членов моей семьи, а также других якобы противоправных деяний, в которых я обвинял господ Лебедева и Костина. Очень надеюсь, что по возвращению в Россию я смогу лично извиниться перед вышеупомянутыми господами за причиненный ущерб их бизнесу и репутации и смогу рассказать о тех людях, которые использовали меня в этой нечистоплотной игре.

С уважением И. Федоров



 
Другие материалы раздела:
Как Федоров кинул Лебедева
Дело НРБ
Отчет дет. агентства "Интерфор"

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru