Оригинал этого материала
© solomin, 27.04.2009
Как АвтоВАЗ "выдурил деньги у правительства"
Руководство автогиганта за 3 года так и не сумело выстроить эффективную систему управления
Антон Короткевич
В минувшую пятницу генпрокурор Юрий Чайка заявил о том, что Генеральная прокуратура РФ приступила к анализу итогов эффективности управления имуществом АвтоВАЗа. Как следует из его слов, по результатам проверки следует ожидать соответствующих мер реагирования с точки зрения соблюдения законности. А месяц назад к проверке тольяттинского автогиганта приступили аудиторы Счетной палаты РФ. Пристальное внимание контролирующих органов к АвтоВАЗу связывают со значительными вливаниями госсредств в это предприятие.
Между тем, как выясняется, с имущественными и другими бюджетными вопросами у нынешнего руководства АвтоВАЗа имеются серьезные проблемы. Так, по сведениям главы "Румедиа" экономиста Михаила Бергера, недавно "Автоваз" передал свой комбинат питания на аутсорсинг некой компании без проведения тендера. С поставщиком питания был заключен контракт стоимостью 7,4 млрд рублей. Это третья часть помощи, выделенной государством "на восстановление платежеспособности АвтоВАЗа". Кроме того, как отметил в интервью "Эху Москвы" Михаил Бергер, выбранной без тендера коммерческой компании "АвтоВАЗ" предоставил в аренду свои помещения по цене аренды в 2-3 раза меньше "не то, что рыночной, а ниже стоимости содержания имущества". "Это означает, что "Автоваз" доплачивает коммерческой компании те самые деньги, которые они выдурили у правительства и премьера" - делает вывод экономист.
Решение о выделении беспрецедентной помощи АвтоВАЗу было озвучено премьером Владимиром Путиным, на совещании по вопросу развития автопрома в Тольятти 30 марта 2009 г. Кроме того, правительство предоставило гарантии по банковским кредитам АвтоВАЗу на сумму более 90 млрд. руб. Одним из основных условий щедрой господдержки была модернизация производства и выход на новый модельный ряд. Однако за годы пребывания у руля АвтоВАЗа нынешней команды управленцев публично звучал уже не один десяток обещаний, связанных с модернизацией производственных мощностей, разработкой новых моделей и двигателей к ним, реструктуризацией автогиганта, оптимизацией системы продаж, повышением прозрачности корпоративного управления и т.д. Фактически ни одно из этих обещаний так и не было выполнено, что ставит под серьезные сомнения и дальнейшие перспективы АвтоВАЗа в части эффективного использования выделенных средств.
Читатель может и сам легко убедиться в расхождении слов и дел у руководства АвтоВАЗа, сверив левую и правую графы прилагаемой ниже таблицы, в которой громадье заявленных планов автогиганта и результаты их выполнения для удобства приведены в хронологическом порядке.
Куда и на что пойдут деньги, выделенные государством, - покажет время.
***
Публичные обещания в СМИ топ-менеджеров АвтоВАЗа за период 2006-2008 года
№ | Обещано | Когда обещано | Кто обещал | Сделано |
1 | Программа поддержки российского автопрома. Выделение для АвтоВАЗа 5 млрд бюджетных денег на развитие и переоснащение завода, выпуск трансмиссий, шасси | янв.06 | Алешин | Деньги не выделены ввиду отсуствия четкой программы развития |
2 | Разработка новой модели класса С, полноприводная машина с дизельным двигателем | янв.06 | Не сделано | |
3 | Новая стратегия развития, мощность существуюещего завода будет увеличена до 1 млн. автомобилей/год. В течение 5 лет завод разработает 3 новые платформы, на их основе будет поставлено на конвейер 11-12 новых моделей. | фев.06 | Есиповский | Не сделано. Объемы производства падают. Новых моделей нет |
4 | Строительство нового завода мощностью 450 тыс. авто/год, который будет производить седаны, универсалы, кросоверы, купе: полноприводные и переднеприводные. Новый завод планируется построить за 2.5-3 года | фев.06 | Есиповский, Нагайцев | Не сделано. Нового завода нет. Новых моделей нет |
5 | Создание многопрофильной диверсифицированной корпрации путем объединения АвтоВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа. Новая корпорация должна выпускать полную линейку легковых и грузовых автомобилей и занять заметное место место в мировом автопроме с высоким уровнем капитализации | фев.06 | Алешин | Не сделано. |
6 | Реструктуризация компании, повышение прозрачности, создание отдельных бизнес-единиц, вывод непрофильных активов | мар.06 | Алешин | Не сделано. Структура управления стала более громоздкой. 30 вице-президентов |
7 | Привлечение поставщиков из ВПК для повышения качества комплектующих | мар.06 | Чемезов, Есиповский | Предприятия ВПК не смогли заниматься производством комплектующих для гражданского производства |
8 | Разработка нового двигателя объемом 1.4-1.6 л, мощность производства до 750 тыс. шт/год; объемом 1.8-2.3 л до 350 тыс. шт/год, производство автоматической коробки передач - до 350 тыс. шт/год, производство автомобиля особо малого класса до 100 тыс. шт/год | мар.06 | Алешин | Не сделано |
9 | Поиск завода по производству двигателей за рубежом или перенос завода в РФ. Переговоры велись: Daimler, BMW, Tritec Motors | мар.06 | Не одни переговоры успехом не увенчались | |
10 | Увеличение экспорта на 30% | мар.06 | Есиповский | Экспорт неуклонно снижается |
11 | Создание собственного центра по сертификации и центра лицензирование, регистрация в международных организациях | мар.06 | Алешин | Не сделано |
12 | Спасение АвтоВАЗа и улучшение фин. Показателей, выведение на новый технологический уровень | апр.06 | Есиповский | По итогам 2005 чистая прибыль сократилась в 4 раза до 1.4 млрд. рублей. По итогам 2008 года убыток достиг 6,5 млрд. рублей |
13 | Привлечени стратегического партнера для разработки новой платформы. Заявление о самостоятельной разработке новой платформы для автомобиля класса С | июл.07 | АвтоВАЗ отказал Renault в покупке блокпакета акций. Новой платформы так и не появилось. Не в партнерстве со стратегическим партнером, не самостоятельно | |
14 | Заложен первый камень в основание нового завода по производству двигателей мощностью 660 тыс. шт/год. Партнерство с GM | июл.06 | Есиповский | На этом месте нечего не построено. Отношения с GM разорваны |
15 | Заключение соглашения с новым стратегическим партнером, компанией - Magna. Договоренности о разработке новых моделей и строительстве мощность до 480 тыс. авто/год | дек.06 | Алешин | Нечего не построено. Соглашение с Magna разорвано |
16 | Строительство новой ТЭЦ для обеспечения нового завода э/энергией | дек.06 | Есиповский | Не сделано |
17 | Заявление об оптимизации системы продаж. Создание собственного дилерского холдинга | Постоянные остатки до 110 тыс. авто, падение доли рынка на фоне увеличения доли рынка др. производителями | ||
18 | Создание к 2010 году бюджетного автомобиля стоимостью до 10 тыс долларов | май.07 | Чемезов | Проект только на бумаге, никакие работы не ведутся |
19 | Привлечение в качестве технологического партнера FIAT. План по созданию автомобиля класса А и В. Создание СП по производству автомобилей .Создание производства по выпуску двигателей: 1.4, 1.6, 1.8, 2.0 - мощностью до 1,5 млн шт/год | июн.07 | Чемезов | Не сделано. Отношения с FIAT разорваны |
20 | Заявление о создании технопарка в которо будут объеденены поставщики АвтоВАЗа. Выделение участка 83,2 га. Заявление губернатора Артякова о создании 30 тыс. новых рабочих мест | мар.08 | Алешин, Артяков | Не сделано. Парка нет. |
21 | План по разработке нового кроссовера | мар.08 | Алешин | Не сделано |
22 | АвтоВАЗ намерен расширить производственные мощности и купить 50% Азия-Авто | май.08 | Алешин | Не сделано. Переговоры сорваны |
23 | Заявление о создании СП с компанией Caterpiller по выпуску строительной техники | сен.08 | Алешин | Никакие работы не ведутся |
24 | Борис Алешин заявил о том, что сделка по покупке АВтоВАЗом Ижавто завершится до конца 2008 года, а на площадке ижевского завода будут собирать модели альянса АвтоВАЗ - Renault-Nissan | Sep-08 | Алешин | Сделка не состоялась. По условиям подгготовки к сделке Ижавто отказался от продолжения сотрудничества с KIA-motors , а также отказался от сделок с китайскими компаниями и украинской компанией "Богдан". В итоге Ижавто оказался без инвестора и господдержки. Завод - на грани остановки, 5000 сотрудников рискуют остаться без работы, что чревато острыми социальными последствиями для региона. |
За время работы, для улучшения работы предприятия предпринимались поптыки вести переговоры с крупнейшими мировыми автомобильными компаниями: Magna, FIAT, Porshe и др. Не одни переговоры до конкретного сотрудничества не дошли