Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Век", 28.12.2010, Иллюстрация: Slon.Ru, Фото: yust.ru, "Спорт-Экспресс"

Ашот Хачатурянц — Новая угроза для Олега Дерипаски

Друг и зять генерала ФСБ Проничева за 2 года выстроили под крышей Германа Грефа бизнес на должниках ценой в 14 млрд долларов

Петр Трифонов

Compromat.RuCompromat.Ru
Ашот Хачатурянц
Игорь Кондрашов
Глава «Сбербанка России» Герман Греф гордится своей незапятнанной репутацией либерала и рыночника. Принято считать, что возглавляемая им кредитная организация, при всех её масштабах и при всей широте интересов, остается одной из самых «цивильных», — т.е. открытых и ориентированных исключительно на цивилизованные средства ведения дел. Но за старательно выстраиваемым фасадом «нового Сбербанка», как выясняется, могут вырастать структуры, неподконтрольные даже самому Грефу и далеко не всегда разделяющие его принципы. Одной из таких структур уже стала компания «Сбербанк — Капитал», наводящая ужас на заёмщиков «Сбербанка России» по всей стране — от влиятельнейшего Юрия Качмазова до малоизвестных региональных бизнесменов. Следующим, кто может познакомиться с железной хваткой сбербанковских коллекторов, может стать непотопляемый, на первый взгляд, Олег Дерипаска.

Компания «Сбербанк Капитал» была создана в 2008 году специально с целью аккумуляции «проблемных активов». Не известно — то ли сказался глобальный экономический кризис, то ли «Сбербанк» сильно ужесточил отношение к своим не очень благонадежным заёмщикам, но сразу после создания «Сбербанк — Капитала» активность материнской кредитной структуры на рынке корпоративных слияний и поглощений выросла в разы.

Одним из первых «железную хватку Сбера», подкрепленную мерами прокурорского реагирования, ощутил на себе владелец группы «СОК» Юрий Качмазов, быстро и со скандалом лишившийся своего основного актива — завода «ИжАвто» в Удмуртии. Забавно, но до этого на протяжении нескольких лет ничего не мог поделать со строптивым Качмазовым даже такой казалось бы всесильный оппонент, как глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Позднее, летом 2009 года «Сбербанк Капитал» внезапно оказался владельцем довольно внушительных нефтяных активов — работающая в России британская структура Urals Energy передала Сбербанку 100% нефтяной компании «Дулисьма» и 35,3% акций «Таас-Юрях Нефтегазодобычи» в счет погашения долга по кредитам на $630 млн. Любопытно, что одним из руководителей и акционеров этой «британской компании» являлся Леонид Дьяченко, бывший зять Бориса Ельцина. Как прямо указывали СМИ, для того, чтобы «выбить» акции у Дьяченко, «Сбербанк — Капитал» тогда обратился за помощью в Генпрокуратуру, которая вызывала акционеров Urals Energy на «профилактические беседы».

Аналогичную практику «профилактических бесед» с прокурорскими работниками, сотрудниками ДЭБ МВД и оперативниками ФСБ пришлось испытать на себе и другим незадачливым должникам банка. В результате, уже к концу 2009 года имущественный портфель «Сбербанк Капитала», по подсчетам СМИ, перевалил за 14 миллиардов долларов.

Особенно удачно компании удаётся работать со строительными активами. Сегодня ей принадлежит контрольный пакет акций DB Development, доля в капитале проекта "Рублево-Архангельское", а также ряд проектов компаний "Дон-Строй" и "Капитал Груп": "Город столиц", "Город яхт" и проекты по строительству доступного жилья, которые ведет ГВСУ "Центр". По неподтвержденной информации, компания также контролирует порядка 7% акций ГК «ПИК», — рыночная стоимость этого пакета даже после кризиса составляла свыше 200 млн. долларов. Герман Греф долгое время не признавал своего интереса в ПИКе. Но на минувшей неделе стало известно, что Сбербанк намерен создать собственную девелоперскую компанию, а возглавит её может основатель и совладелец группы ПИК Юрий Жуков.

В чем же секрет головокружительных успехов «Сбербанк — Капитала», наращивающего свой портфель проектов на 5-6 миллиардов долларов ежегодно? Отметим, что такими темпами роста не могут похвастаться даже иные госкорпорации. А таким лоббистским влиянием на силовые структуры, готовые проводить «профилактику должников» по первому требованию, ранее не мог похвастаться даже сам глава «Сбербанка» Герман Греф.

Как это часто бывает, 90% успеха бизнеса в России зависит от личности и связей его управленца. Бессменным руководителем компании «Сбербанк Капитал» с момента ее основания является Ашот Хачатурянц.

Начало профессиональной карьеры Ашота Хачатурянца скрыто в тумане ранних 90-х. По его собственному признанию, в тот период он занимался неким нефтетрейдинговым бизнесом. Внезапно, перспективный предприниматель оставляет собственное дело ради довольно скромной должности советника министра экономического развития (т.е. Грефа). В 2003 Хачатурянц неожиданно для многих становится руководителем департамента инвестиционной политики МЭРТ, однако уже в следующем году совершает очередной карьерный кульбит и на целых 4 года становится руководителем ФЦП «Государственная Граница РФ» ФСБ России.

По официальной версии, своим назначением Хачатурянц обязан именно совместной работе с Германом Грефом в Правительстве РФ в период 2003-2004 года. Неофициальная же версия гласит, что основным лоббистом назначения Хачатурянца выступил другой его давний знакомец — первый заместитель директора ФСБ Владимир Проничев. Руководитель Пограничной службы РФ сумел по достоинству оценить деловые качества Хачатурянца в период работы на должности руководителя Управления по реализации ФЦП «Государственная Граница».

Про Владимира Проничева известно поразительно мало. Его фамилия оказывалась в центре скандала только один раз — после того, как закрытым указом Владимира Путина в 2003 году (по другим данным — в декабре 2002 года) генерал-полковнику было присвоено звание Герой Российской Федерации за руководство оперативным штабом при массовом захвате чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке 23-26 октября 2002 года. Газеты, считавшие спасательную операцию под руководством Проничева провальной, сильно тогда негодовали по этому поводу, однако на карьере героя это не сказалось. В том же 2003 году он возглавил вновь созданную Пограничную службу ФСБ РФ, а в 2005 году получил звание генерала армии.

Помимо прочего, Владимир Проничев является бессменным председателем спортивного общества «Динамо», где его советником долгое время трудился Виктор Патрушев — брат бывшего директора ФСБ и действующего секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева. Немаловажный штрих: личным другом Проничева считается генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

Compromat.Ru
Владимир Проничев
Связь Хачатурянца с влиятельным генералом Проничевым не ограничивается опытом совместной работы в рамках ФЦП. Как говорят сведущие люди, одним из ключевых советников и личным другом руководителя «Сбербанк — Капитала» является некто Игорь Кондрашов — партнер юридической фирмы «ЮСТ» и по совместительству — зять Владимира Проничева. Любопытно, что юридическая фирма ЮСТ и лично Кондрашов официально оказывали поддержку Заявочному комитету «Россия-2018/2022» в рамках борьбы за право проведения Чемпионата мира по футболу в 2018/2022 гг. Т.е. зять, как и его высокопоставленный тесть, довольно профессионально интересуется вопросами спорта.

Информированные источники утверждают, что именно связка Хачатурянц-Кондрашов-Проничев является мозговым центром «Сбербанк — Капитала». И что якобы сам руководитель Сбербанка Герман Греф сегодня причастен к деятельности этой структуры лишь «постольку, поскольку». Некоторое время Хачатурянца пыталась отслеживать и направлять директор по работе с проблемными активами «Сбербанка» Светлана Сагайдак, но реального влияния на деятельность компании она не оказывает. В этом нет ничего удивительного, поскольку непосредственное прикрытие Хачатурянцу внутри Сбербанка обеспечивает человек, которого побаивается даже сам Герман Греф — это директор Управления безопасности Сбера и бывший зам. директора ФСБ (на тот момент — Патрушева), добрый приятель Владимира Проничева генерал-полковник Борис Мыльников.

Схему работы «Сбербанк — Капитала» знакомые с ней люди обрисовывают довольно смело. На первоначальном этапе (ответственный — Хачатурянц), из числа должников «Сбербанка» отбираются те, чьи активы могут представлять интерес для дальнейшей перепродажи. В идеале, на этом же этапе уже подбирается потенциальный покупатель на них. Подчеркнем, что на этой стадии долги вполне могут быть «хорошими», — т.е. своевременно обслуживаться и погашаться.

Затем, происходит разработка вполне законной и профессиональной схемы по отчуждению этих активов в счет взыскания задолженности (Ответственный — Кондрашов). Стартовая позиция идеальна — ведь кредитной структуре всегда досконально известны все сильные и все слабые стороны заемщика. В схеме учитывается необходимость ведения судебных процессов, а также любые особенности взаимоотношений с властями, правоохранительными органами, партнерами и покровителями «жертвы».

Затем, эта схема реализовывается с использованием всего имеющегося в распоряжении связки Хачатурянц-Кондрашов-Проничев потенциала. По сути дела, у внезапно «испортившегося» должника так и не появляется никаких формальных поводов предъявлять претензии к своему кредитору. Ведь внезапно активизировавшиеся запросы и проверки по линии силовых структур (Генпрокуратура, ДЭБ МВД, ФСБ), необъяснимые срывы контрактов с клиентами и поставщиками, иные процессы, серьёзно осложняющие жизнь и препятствующие обслуживанию долга, можно считать лишь неудачным стечением обстоятельств.

До недавнего времени, деятельность данной креативной группировки в целом оставалась в рамках приличий, поскольку в целом формально соответствовала интересам «Сбербанка России» и основному направлению его политики. Новый крутой поворот в судьбе Хачатурянца наметился после того, как на него обратил внимание лично глава «Интерросса» Владимир Потанин, уже долгое время ведущий беспощадную войну с Олегом Дерипаской за 25% акций «Норникеля».

Началось все с того, что люди Потанина (в окружении которого также достаточно высокопоставленных отставников из ФСБ времен Патрушева, в том числе и добрых знакомцев генерала Проничева) получили команду организовать давление на ключевого члена команды Дерипаски — гендиректора «ОК РУСАЛ Управление инвестициями» Максима Сокова. Известно, что бюджет, выделенный на проведение данной операции, составляет 180 миллионов рублей. Напомним, что в настоящее время именно возглавляемая им компания является держателем скандального пакета акций «Норникеля». У Потанина резонно рассудили, что Соков, при должной разработке, может стать тем самым «слабым звеном», через которое можно выйти непосредственно на Дерипаску. Ситуация зашла довольно далеко: после обращения в ДЭБ МВД начальника службы безопасности Норильского Никеля генерал-маойра ФСБ Валерия Пронина, в настоящее время на основе собранных сведений уже рассматривается возможность возбуждения против Сокова уголовного дела по статье 159 УК РФ (Мошенничество). В ходе организованных оперативных мероприятий, был осуществлен сбор компрометирующих материалов на данного фигуранта, включая довольно обширные и пикантные сведения из его личной жизни. На какой-то стадии, привлеченным к решению вопроса генералам дополнительно понадобились сведения о «слабых местах» в бизнес-повадках Сокова.

И вот здесь-то, как теперь рассказывают сведущие люди, на сцене появился отрекомендованный генералом Проничевым профессионал экстра-класса Ашот Хачатурянц. Для людей Потанина он стал настоящим сокровищем. Во-первых, Хачатурянц по необъяснимым причинам владел довольно полной информацией об одной из крупных личных бизнес-неудач Максима Сокова, а именно — о вынужденной продаже им и его братом Дмитрием сети «Пивоварен Тинькофф», случившейся в ноябре этого года. Условия сделки оказались крайне невыгодными, а покупатель франшизы и бренда до сих пор не назван. Одни эти, неведомо откуда известные Хачатурянцу интимные подробности помогли нащупать несколько совершенно новых направлений для разработки Сокова и его связей. А во-вторых, и в главных, Хачатурянц по сути оказался идеальным агентом влияния группировки Потанина внутри «Сбербанка», традиционно дружественного интересам Олега Дерипаски.

Взаимоотношения Олега Дерипаски и «Сбербанка» имеют серьёзную историю. В 2008 году банк и принадлежащая Дерипаске «Группа ГАЗ» совместно с австрийской компанией «Magna» анонсировали проект по приобретению у GM автопроизводителя Opel. Сделка, в которой «ГАЗ» выступал промышленным партнером, сорвалась в последний момент в связи с коварством американцев. А в 2010 году «Сбербанк России» осуществил выпуск РДР ОК РУСАЛ — первую в истории программу российских депозитарных расписок, по которой «Сбербанк» выступает депозитарием-эмитентом РДР, а также советником ОК РУСАЛ. Помимо прочего, это означает, что «Сбербанк» на сегодняшний день остается едва ли не единственной сторонней структурой, которая обладает столь высокой степенью доверия, что ей хорошо известна вся «корпоративная кухня» Дерипаски.

В ноябре текущего года в СМИ вероятно по линии Дерипаски даже была допущена утечка, согласно которой UC Rusal якобы почти сформировал консорциум банков во главе со «Сбербанком России» для выкупа пакета акций «Норникеля» у «Интерросса» за $9,5−9,7 млрд. Позднее, впрочем, ни в «Сбербанке», ни в «Русале» эту информацию официально не подтверждали. Факт, однако, остается фактом — история взаимоотношений Олега Дерипаски с таким серьёзным финансовым институтом не может не нервировать Владимира Потанина. И он, со своей стороны, готов использовать любую возможность для того, чтобы эту историю «подпортить».

В чем может заключаться дальнейшая функция Ашота Хачатурянца по работе против Максима Сокова и, в конечном счете, Олега Дерипаски? Помимо предоставления бесценного инсайда команде Потанина, в его резерве есть и инструменты прямого влияния на ход событий. Напомним, что возглавляемый Хачатурянцем «Сбербанк — Капитал» пользуется повышенной автономией от Германа Грефа. И именно туда могут попасть заложенные Дерипаской активы в случае, если с обслуживанием долга у него (по странному стечению обстоятельств) вновь возникнут какие-либо проблемы. На сегодняшний день, объём признаваемых долгов Дерипаски перед «Сбербанком России» не так велик, — порядка 8 миллиардов рублей. Но если информация о создаваемом Дерипаской консорциуме для выкупа акций «Норникеля» окажется не блефом, уже в скором времени он может увеличиться как минимум на порядок.

Проблема Олега Дерипаски видится в том, что он слишком давно, активно и настойчиво ищет деньги на выкуп акций «Норильского Никеля» у Владимира Потанина. И отказываться от идеи выкупа не намерен. Со стороны оппонентов, было бы абсолютно правильным использовать это маниакальное желание Дерипаски в своих интересах. Ясно, что ему все равно придется занимать. Так почему нельзя сделать так, чтобы этот новый долг привел бы Дерипаску не к победе, а к итоговому поражению?.. Даже если принять за аксиому безусловную лояльность главы «Сбербанка России» Германа Грефа, — приведенные выше факты свидетельствуют, что крайнее слово в ситуации с долгами Дерипаски может оказаться вовсе не за ним. А «Сбербанк Капиталу», как показывает его богатая двухлетняя история, уже вполне под силу сегодня поучаствовать в истории вокруг «Норильского Никеля» и словом, и делом.

Другие материалы раздела:
Хачатурянц и Сбербанк-Капитал
Рейдерские схемы Хачатурянца
📁 Хачатурянц и Росграница =>
Лелюх берет у рейдеров

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru