Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Убийство Феликса Львова. "Черный передел" цветной металлургии

© Новые известия, 10.12.1998

Конкурентов не щадили, особенно тех, кто слишком много знал

Александр Потапов

Исполнители, а главное — заказчики большинства из «резонансных» заказных убийств 90-х годов (иных уж нет, а те - далече?), несмотря на все старания следователей и сыщиков, так и не предстали перед судом.

«Общим знаменателем» этих заказных убийств, похоже, является то, что все они стали кровавым прологом к завершающей фазе передела собственности и сфер криминального влияния в ключевых и наиболее прибыльных областях бизнеса, производства, власти.

Нынче же последствия былых «разборок» проявляются с приходом новых хозяев бандитского «черного передела», неумолимо подводя к ответам на вопросы, которые кое-кто хотел бы забыть или закрыть навсегда...

Из оперативных документов: 8 сентября 1995 года на 107-м километре Волоколамского шоссе в пяти метрах от асфальтированной площадки для отдыха на куче мусора с пятью огнестрельными ранениями обнаружен труп Феликса Львова, 1944 года рождения.

В карманах Львова, в частности, были обнаружены 205 тысяч рублей, визитная карточка члена совета директоров Альфа-банка на его имя, удостоверение сотрудника МИД с фотографией Львова. Позже проверкой было установлено, что к МИД Львов никакого отношения не имел.

Как сообщали газеты, 6 сентября 1995 года Феликс Львов, прибывший в московский аэропорт «Шереметьево», чтобы вылететь в Алма-Ату, был задержан в зоне спецконтроля двумя неизвестными. Представившись сотрудниками ФСБ и предъявив удостоверения, те двое предложили Львову следовать за ними. А два дня спустя тело расстрелянного предпринимателя нашли на обочине Волоколамского шоссе.

Это преступление, как и многие другие заказные убийства тех лет, так и осталось нераскрытым и пополнило длинный список таких же «висяков». В их числе в том же «черном» 95-м фигурировали столь же жестокие убийства деловых партнеров Феликса Львова по алюминиевому бизнесу, за которым к тому времени прочно закрепилась слава одного из самых криминальных и опасных.

В начале 90-х Феликс Львов стал представителем американской финансовой компании АIOС, которая к тому времени уже имела солидный опыт работы с металлургическими предприятиями в СССР, в том числе с заводами алюминиевого комплекса.

В те годы развернулась беспощадная борьба за контроль над ведущими алюминиевыми предприятиями бывшего Советского Союза, в которую активно включилась базирующаяся в Лондоне посредническая компания торговцев металлами Trans World Group. Представляющая интересы TWG фирма Tranc-CIS Commodities (ТСС), которую возглавлял скандально известный в России выходец из бывшего СССР Лев Черной (ставший впоследствии совладельцем и фактическим хозяином TWG), соперничала с А10С за контроль над Новосибирским электродным заводом, основным поставщиком электродов на Красноярский алюминиевый завод, а также за приобретение крупного пакета акций самого КрАЗа.

В конце 1994 года обновленное руководство КрАЗа во главе с гендиректором Юрием Колпаковым расторгло заключенный до 2003 года контракт с фирмой Льва Черного и занялось поиском новых зарубежных партнеров, которые бы заменили ТСС в обеспечении завода сырьем и сбыте произведенного алюминия. Выбор руководителей КрАЗа пал на А10С, которая тесно сотрудничала в Москве с коммерческим банком «Югорский». Президент этого банка Олег Кантор рассчитывал через своего заместителя Вадима Яфясова привлечь КрАЗ в качестве клиента, а затем и акционера «Югорского» и поправить пошатнувшееся положение банка за счет переориентации на обслуживание алюминиевых заводов.

Переговоры Львова и его партнеров с руководством КрАЗа, похоже, продвигались успешно, и уже в марте 1995 года Яфясов даже был назначен заместителем гендиректора Красноярского алюминиевого по внешнеэкономическим связям. Попутно Львов, который к тому времени уже плотно работал с руководством КрАЗа и отвечал за связи с силовыми структурами, добился переключения на А10С практически всех товарно-сырьевых потоков КрАЗа, а также вел дело к тому, чтобы в руки американской компании был передан в управление с последующей продажей 20-процентный госпакет акций Ачинского глиноземного комбината - поставщика сырья на КрАЗ.

Вот тут-то борьба между компанией Льва Черного и его конкурентами за ключевые предприятия российского алюминиевого комплекса перешла в «горячую» фазу. Причем, как утверждают хорошо осведомленные источники в правоохранительных органах, перейти к «активным действиям» против соперников Черной мог только договорившись с одной из самых «авторитетных» фигур в Красноярском крае - Анатолием Быковым, в сферу влияния которого входят металлургические предприятия края. 10 апреля 1995 года, вскоре после своего назначения на КрАЗе и за четыре дня до собрания акционеров Ачинского глиноземного комбината, которое должно было переизбрать гендиректора, Яфясов был убит в собственной машине у подъезда своего дома в Москве. Как установили оперработники, за несколько дней до расправы над строптивым конкурентом за автомобилем Яфясова постоянно следовал «БМВ» красного цвета. Выяснилось также, что за два дня до убийства с жертвой наемного киллера разговаривал по телефону некий представитель фирмы Льва Черного, и после этого разговора Яфясов был явно напуган.

Тем временем Львов пытался привлечь на свою сторону (в поисках защиты?) представителей властных структур, разоблачая криминальный характер бизнеса Льва Черного в России. В конце мая он выступил на слушаниях в Госдуме, где прямо обвинил Черного в незаконной скупке акций алюминиевых заводов, противодействии развитию российского рынка алюминия и в тесных связях с оргпреступностью в Узбекистане и России. Знал ли тогда Львов, что уже обречен?

Между тем события развивались с неотвратимостью оползня. 20 июля на территории подмосковного дачного комплекса (круглосуточно охраняемого) средь бела дня был зарезан президент банка «Югорский» Олег Кантор. Кольцо вокруг последнего оставшегося в живых активного и ставшего слишком опасным конкурента ТСС сжималось.

В конце июля Львов получил последнее предупреждение: водитель его фирмы «Форвард» был похищен неизвестными, а через несколько дней выпущен на свободу...

Финал этой кровавой разборки известен: Феликс Львов был похищен 6 сентября 1995 года в «Шереметьево» и увезен в неизвестном направлении, а затем убит и брошен на обочине Волоколамского шоссе.

К этому осталось лишь добавить, что Юрий Колпаков был изгнан из совета директоров КрАЗа, который перешел под контроль давних партнеров Льва Черного по алюминиевому (и не только) бизнесу, в том числе Анатолия Быкова («Толя Бык»).

Ачинский глиноземный комбинат также оказался «под колпаком» команды Черного—Быкова, хотя борьба за него продолжается.

Тем временем на АГК за недолгий период управления под контролем «черной братвы» только за август—сентябрь нынешнего года выпуск глинозема и других видов продукции снижался ежемесячно в среднем на 20 процентов. Тогда как прежней команде управляющих удалось всего за год увеличить производство глинозема более чем втрое, а работники АГК впервые стали получать зарплату «живыми» деньгами. Вскоре после прихода нового управляющего было объявлено о сокращении на 20 процентов персонала предприятия, а продажные цены упали по сравнению с июльским уровнем на 10-20 долларов за тонну глинозема. При этом 70 процентов глинозема направлялось на КрАЗ, тогда как другие алюминиевые заводы Сибири сидели на голодном пайке. Ущерб, нанесенный комбинату за этот период, составил порядка 140 млн. рублей. На днях на пресс-конференции в Красноярске Анатолий Быков высказался по поводу утверждений о том, что на КрАЗе «правит мафия»: «Отдайте такой мафии все неработающие сегодня заводы, и, поверьте, государству от этого хуже не будет». Что ж, нынешнее плачевное состояние АГК — наглядное свидетельство того, чем может обернуться для отечественных предприятий «правление мафии».

Расчет, видимо, был прост: создать для конкурентов искусственный дефицит сырья и вынудить их идти с протянутой рукой к посредникам и биржевым спекулянтам, отдавая им за бесценок произведенный металл в обмен на поставки сырья и дефицитные оборотные средства. А на этом пути им, вероятнее всего, никак не обойти «общак» Льва Черного и Анатолия Быкова, который мертвой хваткой держит попавшие в сферу его контроля алюминиевые заводы и не щадит конкурентов. Удавка, наброшенная «черной братией» на предприятия российского алюминиевого комплекса, затягивается все туже и, похоже, не ослабнет, в каком бы обличье («благодетеля», «строителя новой России» или «бескорыстного спонсора») ни пытались предстать сегодня перед обществом Лев Черной и его компаньоны. Впрочем, проводникам и вдохновителям криминального беспредела в России не удастся заполучить индульгенцию на прошлое, за которым тянется кровавый след.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru