Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Из "Базы данных СБ Группы "Мост", 1998

О расстановке сил в "Российском кредите" и перспективах банка

Борис Иванишвили прочно удерживает руководство банком в своих руках, хотя во время его частых и длительных отлучек банком управляет Малкин. Стратегически важных вопросов последний не решает, часто ездит за рубеж для консультаций с "боссом" выполняя роль связующего звена между ним и банком. После таких поездок, как правило, начинается решение кадровых вопросов, изменение Финансовой политики и т.д.

Что касается высших руководителей, то обязанности между ними распределяются следующим образом: Виталий Малкин осуществляет наиболее важные для интересов банка внешние контакты с властными, политическими и хозяйственными структурами, по существу являясь представителем деловых интересов Иванишвили из-за отказа последнего "светиться в большом свете". В число главных "объектов заинтересованности" руководства РК входят:

* аппарат правительства, в тон числе лично Сосковец, Пансков, Вавилов, Головатый, вплоть до Черномырдина. Изменения в правительстве существенно подорвали "лоббистские" возможности Малкина - из кабинета били выведены "коренники" из числа его связей - Шахрай (РК по-крупному Финансировал его ПРЕС), Чубайс (тесные связи по линии"демороссов"), Козырев (известный прием в посольстве РФ в Вашингтоне за счет РК).

* мэрия Москвы, включая Лужкова, Ресина и Орджоникидзе
* руководство Центробанка (до последнего времени Парамонова)
* Федеральное собрание - заместитель председателя думы Артур Чилингаров (ранее был председателем совета "Российского кредита" и советником Хасбулатова), а также остатки депутатского корпуса от "демороссов", ПРЕС, сторонников Шумейко в Совете Федерации.
* главы крупнейших банковских и предпринимательских структур:
Родионов (Империал), Авен (Альфа-банк), Виноградов "Инкомбанк). Ходорковский (МЕНАТЕП), Гусинский (МОСТ-банк), Смоленский (Столичный СБ), Березовский (ЛогоВАЗ), Зеленин и Ефанов (Микродин), Бендукидзе (Биопроцесс), Вайнберг (Ассоциация предпринимательских и промышленных структур), Егоров (АРЕ), Масарский (Русское золото).
Во время отсутствия "босса" Малкин курирует Службу безопасности банка.

Александр Любинин (отец) поддерживает контакты с руководством предприятий, акциями которых владеет (либо планирует владеть) банк. Он же корректирует и направляет действия сына - Дмитрия Любинина, который - как официальный-председатель правления банка, подписывает документы по холдингу и курирует их подготовку. В поckеднее время Любинин-сын начал активно выполнять "репрезентативную" функцию, представляя интересы банка в средствах массовой информации (особенно на телевидении), а также на официальных "тусовках" банкиров.

Эдуард Сахаров (зампред наблюдательного совета) осуществляет управление системой фирм "Триада" и прочих структур, созданных с личным участием Иванишвили и других руководителей банка и его подразделений (например, ГОО "УНИКОР", ТОО "РК", ТОО "ДОВЕРСО", АОЗТ "ПРИВАТВЕСТ"), которые реально владеют контрольным пакетом акций банка и всего холдинга "Российский кредит". Сейчас к работе на этом направлении подключается сын Сахарова.

Алексей Максимов: (начальник Службы безопасности) бывший командир роты в дивизии МВД, уроженец г. Жуковский). Костяк СБ набран из военнослужащих этой дивизии, проживающих в г. Жуковском.

Полностью зависим от Иванишвили и подчинен ему напрямую. Ему отводится особая роль в обеспечении внутренней безопасности банка: осуществляет скрытый контроль над высшими руководителями банка и информирует лично Иванишвили. Это позволяет "хозяину" использовать принцип "разделяй и властвуй" - искусственно поддерживать (в том числе за с абсолютной преданности Максимова) противоречия "на всех уровнях" между "тандемом Любининых" и Малкиным, между Малкиными и Максимом между Максимовым и "тандемом Любининых". Иванишвили нацеливает начальника СБ на сбор информации, в том числе интимного порядка, с одной стороны, на Любининых, а с другой - на Малкина.

Подобная система "многослойного контроля" в известной мере подтвердила свою продуктивность; после отъезда Иванишвили за рубеж летом 1994 года Малкин попытался взять кадровую ситуацию под свой личный контроль, отодвинув от практических дел "назначенцев Иванишвили" лину и Ряузову. По докладу Максимова "босс" лично занялся этим вопросом, "поставил на место" Малкина и восстановил полномочия обеих руководительниц.

Учитывая подобные настроения Иванишвили, против Малкина начинает "интриговать" Любинин-младший. Последний, имея ввиду перспективу стать президентом банка, пытается возложить на Малкина вину за нынешние трудности. Упор делает на непродуманную поддержку заявления трех банков о неправомерности проведения залоговых аукционов.

- Любинин, как считают специалисты, занял тактически правильную линию, приспосабливаясь к смене настроений у Иванишвили.

Последний пришел к убеждению, что поддержка Малкиным угрозы "Инкомбанка" и "Альфа-банка" обвалить рынок ГКО нанесла ущерб интересам РК - банк нажил противников в государственных структурах и прежде всего Службе безопасности президента, Госкомимуществе и Центробанке. Пользуясь их покровительством, соперники - ОНЭКСИМ-банк и МЕНАТЕП - быстро приобрели пакеты акций высокорентабельных промышленных предприятий, практически лишив "тройку" рычагов влияния на ход аукционов.

В результате Иванишвили был вынужден " наступить на горло своим принципам" (одна из воровских заповедей - "ничего не проси") и искать контакты с соперниками. На состоявшейся по его инициативе встрече в оазисе РК с руководителями Инкомбанка, ОНЭКСИМ-банка, МФК, МЕНАТЕПа и "Альфа-банка" было принято решение о таком порядке аукционов в 1996 году, который не ущемлял бы интересов участников совещания. Тем не менее, по оценкам специалистов. встреча проходила на фоне вполне отчетливого высокомерия "победителей" и поэтому его результаты расценены как тактический и стратегический проигрыш Иванишвили.

В этом контексте беспрецедентное решение руководства "Норильского никеля" перенести валютные счета в Инкомбанк оцениваются специалистами как закулисное маневрирование Виноградова, Иванишвили и стоящего з ними "металлургического клана". В дальнейшем, полагают наблюдатели следует ожидать обострения скрытой борьбы между противостоящими банковскими группировками, хотя не исключены и примирительные жесты обеих сторон и даже партнерство в отдельных, крайне узких сферах.

- Малкин участил деловые поездки в Париж. Недавно он получил канадское гражданство (хотя обращался за израильским). Став замом Гусинского в Российском еврейском конгрессе, Малкин, с одной стороны определился на "антикоржаковских позициях", а с другой - упрочил свой вес в кругах международного еврейского капитала. Поэтому ожидается, что на деятельность банка будут оказывать большее влияние важные для Малкина связи с деловыми кругами Израиля и еврейской общиной в Москве - Косвенным подтвреждением тому служит наличие в РК счетов одной из крупнейших израильских финансовых групп, имеющей тесные связи с еврейским лобби в конгрессе США.

Важным для прогнозирования действий Малкина эксперты считают установление тесных связей с американской фирмой "Транс Комодитис" (один из лидеров на мировом рынке акций металлургических предприятий). В свое время она начинала с партнерства с Кобзоном, оказывая ему финансовую поддержку, однако, осталась недовольной результатами сотрудничества и переключила свое внимание на Малкина. В начале 1995 года в Москве состоялась встреча с руководством этой Фирмы, в ходе которой была оформлена продажа Малкину принадлежавших "Транс Комодитис" акций корпорации Тулачермет и оговорены контуры сотрудничества. Как отмечают специалисты, подобная связь достаточна для того, чтобы "сбить" амбиции Любинина-сына, но слаба, чтобы "отвести от дел" Иванишвили.

Ряд экспертов предупреждает о вероятном осложнении условий деятельности РК. При этом называют следующие факторы:

1. В области металлургии придется противостоять натиску конкурентов с возможным. неблагоприятным исходом противоборства: на совещании глав металлургических предприятий России, проведенном в августе 1995 года под эгидой Сосковца, в предварительном порядке были согласованы планы создания ФПГ "Росмет". Среди возможных участников - банковских структур Фигурировали МЕНАТЕП, Металлинвестбанк и "Российский кредит". Однако недавняя "война" осложнила отношения РК с властями и поэтому шансы двух первых банков кажутся более предпочтительными. Во всяком случае, полагают наблюдатели, чтобы вновь претендовать на членство в "Росмете" РК необходимо срочно уладить отношения с госструктурами.

2. Драгоценные металлы. РК стал одним из первых банков, которому удалось наладить сотрудничество с "Роскомдрагметом" и подчиненными ему производственными структурами. Более того, была разработана программа финансирования золотодобывающей и перерабатывающей промышленности, по которой все предприятия комплекса должны обслуживаться либо самим РК, либо уполномоченными им региональными банками. Однако поспешное заявление Малкина в прессе о деталях программы вызвало негативную реакцию со стороны как самих структур, так и банков, их обслуживающих. Усилиями тех же ОНЭКСИМ-банка и МЕНАТЕПа реализация данной программы практически сорвана: они добились специального решения правительства и Центробанка, запрещающего подобные эксперименты. В конце 1995 года ситуацию для РК усугубило постановление правительства, определяющее порядок получения права на проведение залоговых и других операций с драгметаллами.

Оба решения стали предметом крупных разногласий между аппаратом президента (Лившиц фактически сыграл роль "лоббиста" интересов РК). одной стороны, и правительства - с другой. По мнению специалистов продолжение этого конфликта еще впереди с возможнымикрупными кадровыми перестановками в кабинете Министров.

Хотя позиции Малкина поддерживаются влиятельным в сфере драгметаллов Вайнбергом, тек не менее, считают специалисты, ему придется приложить много усилий, чтобы восстановить "утраченную монополию" на обслуживание золотодобывающей промышленности. При этом не исключается, что эта сфера может стать предметом компромисса РК с ОНЭКСИМ-банком и МЕНАТЕПом, как шага по сглаживанию противоречий. По заключениям экспертов, "Российскому кредиту" придется решать следующие противоречия, вытекающие из столкновения интересов с другими банками:

- ТОКО-банк, стоящий за действиями руководства Лебединского ГОКа и местных властей Белгородчины (по некоторым данным, обе стороны готовы к компромиссам);

- МЕНАТЕП (также обслуживает интересы алюминиевой и золотодобывающей промышленности);

- ОНЭКСИМ-банк (химическая промышленность, АО "Норильский никель";

- драгметаллы: из-за монополистских амбиций РК сталкивается с объединенными усилиями отраслевых банков, а также ОНЭКСИМ-банка, МЕНАТЕПа, "Империала" и "Столичного банка сбережений".

О ситуации в руководстве

В руководстве банка обостряется борьба, прежде всего между Малкиным и Любининым-младшим. Последний, имея ввиду перспективу стать президентом банка, пытается возложить на Малкина ответственность за нынешние трудности. Упор делается прежде всего на "непродуманную" поддержку заявления трех банков.

Любинин, как считают специалисты, занял правильную тактическую позицию, приспосабливая свои действия к смене настроений у Иванишвили Последний пришел к убеждению, что линия Малкина на поддержку позиций "Инкомбанка" и "Альфа-банка" по поводу неправомерности проведенных залоговых аукционов в форме "заявления трех" с угрозой обвалить рынок ГКО нанесла серьезный ущерб интересам РК. В результате появились мощные противники в лице государственных структур и прежде всего Служб безопасности президента, Госкомимущества и Центробанка. Пользуясь покровительством последних, соперники в банковской среде - ОНЭКСИМ-банк, МЕНАТЕП быстро и успешно приобрели пакеты акций высокорентабельных промышленных предприятий, практически лишив "тройку" возможностей оказывать влияние на этот процесс.

В результате Иванишвили был вынужден "наступить на горло своим принципам" (одна из первых воровских заповедей -- "ничего не проси") в ноябре- декабре 1995 года искать контакты с руководством соперничающих банковских структур. По его инициативе, в частности, на встрече офисе РК с руководителями Инкомбанка, ОНЭКСИМ-банка, МФК, МЕНАТЕПа, "Альфа-банка" было принято предварительное решение о таком порядке проведения аукционов в 1996 году, которое отвечало бы интересам каждого участника совещания. Тем не менее, по оценкам специалистов, совещание проходило на фоне хотя и не отчетливого, но достаточно высокомерного поведения "победителей" и поэтому его результаты были расценены как тактический и стратегический проигрыш Иванишвили.

В этом контексте разворачивающаяся сейчас борьба руководства "Норильского никеля" против доминирования ОНЭКСИМ-банка в управлении комбинатом и его беспрецедентное самостоятельное решение перенести валютные счета в Инкомбанк расцениваются специалистами как следствие закулисного маневрирования, в первую очередь Иванишвили и Виноградова, направленного на противодействие устремлениям соперников. В дальнейшем, полагают наблюдатели, следует рассчитывать на резкое обострение противоречий и скрытой борьбы между противостоящими банковскими группировками, не исключая при этом примирительных жестов с обеих сторон и даже некоторого сотрудничества в отдельных, крайне узких сферах.

Что касается Малкина, то он участил в последнее время деловые поездки в Париж, как полагают специалисты, для консультаций по поводу деятельности банка. Недавно он получил канадское гражданство (хотя обращался за израильским). Став заместителем Гусинского,как главы недавно сформированного Российского еврейского конгресса, Малкин, по оценкам наблюдателей, упрочил свои позиции в кругах международного еврейского капитала. Поэтому некоторые эксперты ожидают, что на последующую деятельность банка могут оказывать большее влияние существенно важные для Малкина связи с деловыми кругами Израиля и еврейской общины в Москве. Косвенным свидетельством тому служит то обстоятельство, что в РК держит свои счета одна из крупнейших израильских финансовых групп, поддерживающая тесные связи с еврейским лобби в конгрессе США.

Существенно важным для оценки действий Малкина эксперты считают то обстоятельство, что ему удалось установить тесные связи с американской фирмой "Транс Комодитис" (один из лидеров на мировом рынке акций металлургических предприятий). В свое время эта фирма начинала деятельность в России с партнерства с Кобзоном, оказывая ему финансовую поддержку. Однако ее руководство осталось недовольным результатами сотрудничества и переключило свое внимание на Малкина как главу "Российского кредита". В начале 1995 года в Москве состоялась встреча Малкина с руководством этой фирмы, в ходе которой была оформлена продажа Малкину принадлежавших "Транс Комодитис" акций корпорации "Тулачермет" были оговорены основные контуры сотрудничества. Как отмечают специалисты, подобная поддержка достаточна для того, чтобы препятствовать реализации властных амбиций Любинина-сына, однако явно слаба, чтобы отвести от дел Иванишвили.

В то же время ряд экспертов предупреждает о вероятном дальнейшем осложнении условий для РК. При этом называют следующие факторы:

1. В области металлургии банку придется активно противостоять натиску конкурентов с возможным неблагоприятным исходом противоборства.

Дело в том, что в рамках состоявшегося в августе 1995 года под эгидой Сосковца совещании руководителей металлургических предприятий России были в предварительном порядке согласованы планы формирования финансово-промышленной группы "Росмет". Среди возможных участников - банковских структур фигурировали МЕНАТЕП, Металлинвестбанк и "Российский кредит". Однако недавняя "банковская война" существенно осложнила отношения РК в властными структурами и поэтому шансы двух первых банков представляются специалистам более предпочтительными. Во всяком случае, полагают наблюдатели, чтобы вновь войти в список претендентов на членство в "Росмете" РК необходимо предпринять срочные форсированные шаги по улаживанию своих отношений с госструктурами.

2. Драгоценные металлы. РК стал одним из первых банков, которому удалось наладить достаточно эффективное сотрудничество с "Роскомдрагметом" и подчиненными ему производственными структурами. Более того, совместными -усилиями была разработана программа финансирования золотодобывающей и перерабатывающей промышленности, согласно которой все предприятия этого комплекса должны были обслуживаться либо самим РК, либо уполномоченными им региональными банками. Однако поспешное заявление Малкина в прессе о деталях такой программы вызвало настороженность и в целом негативную реакцию со стороны как самих структур, так и банков, их обслуживающих. Усилиями тех же ОНЭКСИМ-банка и МЕНАТЕПа реализация данной программы оказалась практически сорванной - они добились специального решения правительства и Центробанка, запрещающее подобные эксперименты.

В конце 1995 года ситуацию для РК усугубило специальное постановление правительства, определившее порядок получения права на проведение залоговых и других операций с драгметаллами. Оба решения стали предметом крупных разногласий между аппаратом президента (Лившиц фактически сыграл роль "лоббиста" интересов РК), с одной стороны, и правительства - с другой. По мнению специалистов, продолжение этого конфликта еще впереди с возможным следствием крупных кадровых перестановок в кабинете министров.

Хотя позиции Малкина поддерживаются влиятельными в сфере драгметаллов Вайнбергом и Егоровым, тем не менее, считают специалисты, ему придется приложить много усилий, чтобы восстановить "почти установленную, но утраченную монополию" на обслуживание золотодобывающей промышленности. При этом не исключается, что данная сфера может стать предметом компромисса РК с ОНЭКСИМ-банком и МЕНАТЕПом, как шага в направлении сглаживания противоречий.

По заключениям экспертов, "Российскому кредиту" придется решать следующие противоречия, вытекающие из столкновения интересов с другими банками:

- ТОКО-банк, стоящий за действиями руководства Лебединского ГоКа и местных властей Белгородчины (по некоторым данным, обе сторон готовы к компромиссам);

- МЕНАТЕП (обслуживает интересы алюминиевой и золотодобывающей промышленности);

- ОНЭКСИМ-банк (химическая промышленность, АО "Норильский никель";

- программа внедрения СМАРТ-КАРД (рынок индивидуальных вкладов - драгметаллы: из-за монополистских амбиций РК сталкивается с объединенными усилиями отраслевых банков, а также ОНЭКСИМ-банка, МЕНАТЕПа, "Империала" и "Столичного банка сбережений".

Ситуация вокруг РК осложняется тем, что его руководство умышленно поддерживает низкий уровень зарплаты для работников исполнительских должностей и среднего руководящего состава. На все обращения специалистов повысить зарплату следует реакция - "не нравится - уходи".

Хотя при этом для снятия "социальной. напряженности" заявляется о том, что в текущем году.будет вводиться бесплатное медицинское обслуживание. Сокращаются штаты охранников под предлогом того, что в ближайшее время будет радикально сокращено число обменных пунктов. Исходя из этого, наблюдатели ожидают некоторого обострения трудностей банка.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru