19.07.2005
Необъявленная экологическая война
ТНК-ВР и "Альфа-групп" против России
Виктор Гурьянов
В последние годы визитной карточкой «Альфа-групп» наряду с так
называемыми «недружественными поглощениями» стали экологические
катастрофы. До сих пор обсуждается произошедшее в 2002 году у
берегов Испании крушение однокорпусного танкера «Престиж», перевозившего 77
тысяч тонн мазута, которые принадлежали ТНК. Последствия,
возможно, еще дадут о себе знать, поскольку эксперты назвали крушение
«экологической бомбой замедленного действия».
Аварию в Тверской области в июне этого года, когда сошли с рельсов
два с лишним десятка цистерн с мазутом, экологи рассматривают как один
из эпизодов необъявленной ТНК-ВР и «Альфа-групп» экологической войны.
На этот раз удар со стороны ТНК-ВР был нанесен в самое сердце России, и
поэтому неудивительно, что расследованием происшедшего занялись
структуры, отвечающие за безопасность страны. Подключились к
расследованию и парламентарии.
Наверное, не надо долго объяснять, что представляют собой Волга и ее
приток Вазуза для нашей страны. Это проходят еще в школе. Достаточно
сказать, что, например, Вазузское водохранилище используется для
водоснабжения Москвы, и если кто-то будет замышлять крупную
диверсию, отравление основной водной артерии ее европейской части вполне может
рассматриваться им в качестве одного из вариантов.
Разумеется, мы далеки от мысли объявлять врагами народа виновников
катастрофы. Однако проанализировать ситуацию необходимо.
Вину ОАО «РЖД» со временем определят компетентные органы и
специальное расследование. Попробуем разобраться в том, кто перевозил
злосчастные нефтепродукты, и кому они принадлежали.
То, что владельца груза - ТНК-ВР - не первый раз обвиняют в, мягко
говоря, пренебрежительном отношении к экологии и нарушениях
природоохранного законодательства, ни от кого не секрет. У
правоохранительных органов имеется информация о положении,
складывающемся вокруг (в прямом и переносном смысле) Рязанского НПЗ,
принадлежащего данной нефтяной компании. Объемы сброса загрязненной
нефтепродуктами воды с завода в окружающую среду достигли таких
масштабов, что стали уже предметом разбирательств и Государственной
Думы, и правительственных инстанций, и целого ряда общественных, в
том числе международных, организаций.
И поводов для тревоги хоть отбавляй. Чего стоят только 11 тысяч
гектаров загрязненной территории на Самотлорском месторождении,
превращенном ТНК-ВР в зону экологического бедствия. Как заявил
директор общественного фонда "Гражданин" Максим Шингаркин, ТНК-ВР проводит в
России безответственную экологическую политику. Система двойных
стандартов начинается в офисе ТНК-ВР в Москве и растекается по всей
Сибири вместе с нефтью, разливающейся из коррозионных трубопроводов
и ржавых цистерн.
Приходится сделать вывод о том, что забота об экологии и
безопасности является непосильной финансовой нагрузкой для одной из самых
преуспевающих (при нынешних ценах на нефть) нефтяных компаний. По
этой же причине, очевидно, компания не захотела раскошелиться и на
другие, с точки зрения любого делового человека, необходимые мероприятия.
Речь, в частности, идет о том, что разливший в Тверской области мазут не был
застрахован. Разумеется, страхование - дело добровольное и
собственно к произошедшей экокатастрофе имеет отношение только в том плане, что
наглядно характеризует имидж ТНК-ВР, особенно в тех вопросах, где
речь идет о получении максимальной прибыли.
Очевидно, этот же мотив лег в основу выбора частного оператора,
занимавшегося транспортировкой груза. Перевозкой разлившегося мазута
занимался не собственно крупный оператор железнодорожных цистерн
«ОТЭКО», как об этом широко сообщалось в прессе, а небольшая
базирующаяся в Эстонии компания под названием AS "Russian Estonian
Rail Services" (RERS), являющаяся его дочерним предприятием.
Есть все основания считать, что в последнее время положение RERS
едва ли можно назвать экономически благополучным. Компания в последнее
время находилась в тяжбах с Эстонской железной дорогой по поводу
заключения договоров на перевозки и, в конце концов, отказалась от работы в
Эстонии. Исходя из этого, можно предположить и состояние находящейся
в ее распоряжении техники, и степень ее обеспокоенности вопросами
экологии. И если в свое время правительство Португалии отказалось
принять танкер «Престиж» в одном из портов страны во избежание
"экологических последствий", то наложить аналогичный запрет на
использование старых нефтяных цистерн компании RERS в России
оказалось некому.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что при полном
пренебрежении крупных нефтяных компаний существующим
законодательством и интересами общества, страна рискует получить в будущем еще не одну
катастрофу в области экологии.