Ретроспектива Росбилдинга
"Я воевал против "Росбилдинга" пять месяцев и пока не знаю, отбился ли. У нас есть наглядный пример 1-й автобазы, которую они скупили в ноябре прошлого года и уже перепродали, а теперь бомбят "Спецавтобазу N 1", склады", - говорит Климченков
© "Ведомости", 24.03.2003
Дорогая промзона. Автобазы и склады у Южного порта заинтересовали инвесторов
Татьяна Рютина, Алена Шевченко, Сергей Жарков, Елена Виноградова
Предприятия, примыкающие к юго-восточному участку столичного
Третьего транспортного кольца, выстраивают оборону: их руководители
утверждают, что землей в этом районе заинтересовались компании, занимающиеся
поглощением бизнесов для перепродажи. Аналитики считают, что интерес к
здешним предприятиям оправдан: вскоре в окрестностях начнется
массовое жилое строительство и земля заметно подорожает.
"Нам поступали разные предложения, но все они сводились к одному:
вот, ребята, вам деньги - и уходите", - рассказал "Ведомостям" один из
членов наблюдательного совета расположенного неподалеку от Южного порта ЗАО
"Спецавтобаза N 1". Он говорит, что покупатели начали проявлять активный
интерес к "Спецавтобазе N 1" в ноябре прошлого года.
Риэлторы считают естественным внимание инвесторов к предприятиям,
примыкающим к Третьему транспортному кольцу в районе Южного порта. "Эта
территория интересна как один из последних районов массовой застройки, где
выгодно строительство торговых центров", - говорит директор департамента
маркетинга корпорации "Инком-недвижимость" Сергей Елисеев.
Гендиректор 15-го автокомбината на пересечении Волгоградского
проспекта и Третьего кольца Леонид Климченков говорит, что в ноябре к нему
обратились с предложением покупки акций сотрудники некой фирмы
"Гарант-Компани", а вскоре с аналогичным предложением на него вышел Дмитрий
Дмитриев, замруководителя инвестиционного департамента компании
"Росбилдинг", активно работающей на рынке поглощений и перепродажи
предприятий в Москве. "Я воевал [против "Росбилдинга"] пять месяцев и пока
не знаю, отбился ли", - говорит Климченков. Гендиректор считает, что интерес
к предприятию вызван его выгодным месторасположением. "У нас есть наглядный
пример 1-й автобазы, которую они скупили в ноябре прошлого года и уже
перепродали, а теперь бомбят "Спецавтобазу N 1", склады", - говорит
Климченков. Как заявил "Ведомостям" на условиях анонимности один из бывших
акционеров 1-й автобазы, расположенной на Средней Калитниковской ул. , 28,
уже после того, как ее приобрел "Росбилдинг", предприятие было еще раз
перепродано. Заместитель гендиректора ЗАО "Мостранссклад", расположенного на
Варшавском ш. , 1, Владимир Адлерберг говорит, что в конце 2002 г.
"Росбилдинг" обращался к руководству предприятия с предложением о продаже,
но получил отказ. Член наблюдательного совета "Спецавтобазы N1" также
утверждает, что интерес к его предприятию проявляет именно "Росбилдинг".
Председатель совета директоров "Росбилдинга" Сергей Гордеев от
комментариев отказался. На условиях анонимности в "Росбилдинге" утверждают,
что именем компании прикрываются ее конкуренты (впрочем, абсолютно так же
комментировали в "Росбилдинге" весной прошлого года ситуацию, когда в
процессе скупки акций фабрики женской одежды "Салют" сотрудников этого
предприятия приглашали в здание, где находился офис "Росбилдинга"). Зато
Дмитрий Дмитриев из "Росбилдинга" подтвердил "Ведомостям", что вел
переговоры с гендиректором 15-го автокомбината - правда, по его словам,
инициатором переговоров был не "Росбилдинг", а сам Климченков.
Суммарная площадь упоминающихся в связи с "Росбилдингом" предприятий
на юго-восточном участке Третьего кольца составляет около 17 га. Эти
территории интересны не только с точки зрения возможности строительства
торговых объектов. Сергей Елисеев обращает внимание на то, что они могут
приобрести особую ценность в случае выхода распорядительных документов
московского правительства, запрещающих въезд грузового автотранспорта внутрь
Третьего транспортного кольца. "Тогда зона, прилегающая к нему со стороны
Южного порта, окажется единственной подходящей для строительства складских
терминалов, что сильно увеличит стоимость земли в этом районе", - говорит
маркетолог "Инком-недвижимости". Дмитрий Дмитриев считает, что, например,
территория 15-го автокомбината может заинтересовать крупного инвестора, но
торговый комплекс там строить невыгодно. "А вот для крупной бензозаправки
или автосалона участок вполне подойдет", - говорит сотрудник "Росбилдинга".
С тем, что ценность участков, примыкающих к юго-восточному участку
Третьего кольца, резко возрастет с началом застройки окрестностей Южного
порта, согласны большинство опрошенных "Ведомостями" участников рынка.
Генеральный директор ГУП "Московский центр освоения резервных территорий"
Андрей Бакуничев заявил "Ведомостям": "Освоение этой территории начнется в
2005 г. с квартала N 33 района Печатники, расположенного между берегом
Москвы-реки и Южнопортовой улицы, там будет возведено около 200 000 кв. м
жилья". Однако в риэлторских кругах циркулируют активные слухи о том, что
строительство в этом районе начнется буквально в течение года. "Будет там
"Росбилдинг" или кто-либо другой - это уже не важно, - говорит Бакуничев. -
Любая площадка найдет своего инвестора".
***
Росбилдинг успел скупить все помещения 1-го этажа по Тверской улице, и продолжает скупку уже по Ленинскому проспекту. Объем вложений значительно превышает показатели доходности от коммерческих операций с этим фондом. Тем не менее, еще в октябре прошлого года Росбилдинг начал вкладывать сверхкрупные суммы в землю предназначенную для строительства Краснопресненского проспекта. Эти факты указывают не только на не снижающуюся активность компании, но и на ее высокий денежный потенциал, значительно увеличивая цену вопроса для всех участников нашего расследования.
***
© "Ведомости", 01.10.2003
"Росбилдинг" приценивается. К участкам на несуществующем проспекте
Начало строительства Краснопресненского проспекта, анонсированное
в сентябре столичными градоначальниками, может существенно повлиять на рынок
недвижимости в районе новой трассы. В Хорошево-Мневниках появились рекламные
щиты, предлагающие приобрести участки на еще не существующем проспекте
Мнения аналитиков кардинально противоположны: одни прогнозируют резкий взлет
стоимости земли в районе, другие предостерегают от специально создаваемого
ажиотажа.
По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина,
строительство Краснопресненского проспекта начнется от МКАД (Новорижское
шоссе) до проспекта Маршала Жукова, а к 2007 г. трасса будет связана со
Звенигородским шоссе. Ее протяженность составит 10 км, в рамках
строительства предстоит возвести трехкилометровый подземный тоннель под
Серебряным Бором и вантовый мост с выходом на Серебряный Бор, улицу
Живописную и на трассу Москва - Рига.
В сентябре в районе Хорошево-Мневники появились рекламные щиты,
предлагающие приобрести участки земли в районе будущего Краснопресненского
проспекта. А для примера был указан участок 3,39 га со строением в 4060 кв.
м. Номер телефона, приведенный на биллборде, принадлежал компании
"Росбилдинг".
Ее представитель рассказал, что данный участок уже продан, однако в
ближайшее время могут появиться еще несколько участков в этом районе. Но
купить их по дешевке уже не удастся. "Здание в 2000 кв. м на участке в 1,6
га будет выставлено не менее чем за $1 - 1,5 млн", - объяснила сотрудница
"Росбилдинга".
Руководство компании отказалось от официальных комментариев, однако
один из топ-менеджеров "Росбилдинга" объяснил "Ведомостям", что участок в
3,39 га был выставлен на открытую продажу "для определения его стоимости".
"Мы прицениваемся к рынку и, возможно, не будем пока его продавать", -
заявил собеседник "Ведомостей".
Рубен Алчуджян, руководитель отдела складских и производственных
помещений Colliers International, считает, что в районе нового проспекта
удачно разместятся офисные и торговые центры. В то же время он считает, что
"надо быть рискованным инвестором, чтобы приобретать там землю еще до начала
строительства трассы".
По консультативному центру и поглощениям
Как рассказал "Ведомостям" специалист управления по экономической
безопасности правительства Москвы Александр Колотов, консультационный центр
начнет свою работу в ближайшие дни. По телефонам его "горячей линии"
руководителям или акционерам будут давать бесплатные консультации о том, как
защитить свое предприятие от скупки и поглощения. А помощь юристов или
других специалистов уже будет платной, но за их компетентность будет
ручаться Московская торгово-промышленная палата. В МТПП вчера не смогли
сообщить состав специалистов центра и расценки на их услуги. "Пока все еще в
процессе организации, однако все идет очень форсированно, и на эти вопросы
мы сможем ответить в ближайшие дни", - на условиях анонимности сказал
"Ведомостям" сотрудник палаты.
Директор обувной фабрики ОАО "Аста" Екатерина Балабанова считает,
что такой консультационный центр нужен: "Я знаю, что на таких, как мы,
нападают неожиданно, и руководство просто мечется по городу и не знает, к
кому обратиться и что делать". Балабановой знакомы эти проблемы - небольшой
пакет акций ее фабрики уже скупили структуры, подконтрольные "Росбилдингу".
Однако специалисты в области поглощений сомневаются, что
консультационный центр обеспечит адекватный уровень защиты. Альберт
Гавриков, управляющий директор инвестиционной группы "Атон" (скупившей, в
частности, акции Таганского мясоперерабатывающего предприятия) , говорит,
что поглощения - сложный бизнес, а ресурсы занимающихся этим компаний
"позволяют надежно решать их задачи". "На общественной основе сложно
организовать серьезную защиту, требующую привлечения дорогостоящих
специалистов", - считает он. Пользу такой центр, по его мнению, может
принести лишь маленьким предприятиям, у которых нет возможности обратиться
за защитой к крупным компаниям.
Гавриков из "Атона" подозревает, что городской консультационный
центр будет таким образом собирать информацию о предприятиях, где намечается
смена собственников, чтобы власть успела применить административные рычаги.
Как это бывает, мэрия уже продемонстрировала на примере компании
"Росбилдинг ". Получив контроль над ткацкой фабрикой им. Петра Алексеева,
"Росбилдинг " уволил 900 работников, а городские власти пригрозили
пожаловаться на бизнесменов в Генпрокуратуру. Как сообщил вчера "Ведомостям"
начальник управления по экономической безопасности правительства Москвы
Александр Корсак, новые владельцы фабрики отменили приказы об увольнении и
"все идет к тому", что сначала будет создано новое производство в другом
месте, а потом уже реорганизована нынешняя территория предприятия на "Водном
стадионе". "Росбилдинг " вчера не смог прокомментировать ситуацию.
Правда, мэрия все-таки направила обращение по поводу "Росбилдинга" в
прокуратуру Москвы. Городские власти жалуются прокурорам, что деятельность
фирмы уже привела к закрытию фабрик "Радуга", "Рускон", "Освобожденный
труд", "Победа" и др. Крупными скупщиками акций столичных предприятий
московские власти считают компании "Вашъ финансовый попечитель" и
"Росдорконтракт". Но на них пока жалоб не писали. "Нарушения с их стороны
пока носят неявный характер, - отмечает Колотов. - Саму скупку акций ведь
никто не запрещал".
А председатель отделения ФКЦБ в Центральном федеральном округе Юрий
Сизов дает руководителям предприятий совет, как застраховаться от
разрешенного законом поглощения: "Надо платить нормальные дивиденды
миноритарным акционерам, иначе они считают свои акции бесполезными
бумажками, от которых не жалко избавиться".