03.06.2005
Пришли за Роспечатью
Депутатские запросы по поводу монополизма ОАО "Агентства "Роспечать" ушли Устинову и Артемьеву
Владимир Сотников
Рынок распространения печатной продукции штормит уже давно. Цены на
издания растут, подписные тарифы падают, в СМИ то и дело идут местечковые
информационные войны конкурентов. Для нормализации положения в ситуацию
решили вмешаться депутаты ГосДумы и члены Совета Федерации.
В апреле депутат Государственной Думы Валентин Чикин заявил, что
думский Комитет по информационной политике намерен в ближайшее время
проверить деятельность всех тех фирм, которые занимаются распространением
печатных изданий. Он, в частности призвал "навести порядок в этой сфере,
демонополизировать ее и создать механизмы рыночной конкуренции".
По мнению Чикина, неоправданный рост цен на подписные издания возникает
из-за того, что в процессе подписки участвует целая цепочка
посредников, каждый из которых, пытаясь получить прибыль, способствует совершенно
необоснованному росту цен. Виновником такого положения депутат считает
ОАО "Агентство "Роспечать". И в этом оказался неодинок.
В начале мая в адрес главы Федеральной антимонопольной службы И.Ю.
Артемьева (с копией Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову) с Охотного
ряда ушел запрос депутата А.Н. Грешневикова. Н также озабочен ситуацией, в
частности, на рынке подписки и также считает, что ФАСу неплохо бы
проверить деятельность "Роспечати" на предмет соответствия
антимононопольному законодательству.
Грешневикова позже поддержал первый заместитель председателя Комитета
по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев. В своем запросе
Горбачев пишет, что российский рынок распространения печатной продукции,
ежегодный объем которого оценивается в 1,5 млрд $, непрозрачен и
абсолютно закрыт для внешних инвесторов. При этом ОАО "Агентство "Роспечать"
контролирует 60% рынка, и к нему, соответственно, возникают вопросы.
Горбачев также отмечает, что в последнее время в отношение ФГУП "Почта
России", проводящего структурные преобразования на рынке подписки,
развязана масштабная кампания по использованию механизмов судебного
давления для дискредитации имиджа предприятия и торможения процесса
реформирования отечественной почтовой связи. В СМИ, по словам Горбачева,
периодически возникают публикации, в которых давление на "Почту России"
напрямую увязывают с нежеланием "Роспечати" изменять свой монопольный статус.
Проблема заинтересовала и сенаторов из Совета Федерации. 26 мая
состоялось заседание Комиссии по информационной политике под председательством
заместителя главы СФ Дмитрия Мезенцева. Результатом заседания стало
решение о создании специальной рабочей группы по изучению положения на
рынке подписки и выработке соответствующих рекомендаций. Первые результаты
работы групп должны появиться в середине июля. Наверняка именно в
середине лета запросы депутатов Госдумы по поводу монополизма "Роспечати"
будут дополнены обращениями членов Совета Федерации.