Выдержки из брошюры информационно-агитационного управления партии "Родина"
Оригинал
этого материала
© "Московские
новости", 11.11.2005, Кандидаты в Мосгордуму получили инструкции
Не чешитесь перед избирателем
Иван Ипатов
Не ограничившись созданием скандального видеоролика, накануне выборов в московскую городскую Думу информационно-агитационное Управление партии "Родина" выпустило руководство, в котором объясняется, как кандидату обращаться с избирателями, выступать перед населением и вести предвыборную кампанию. В распоряжении "МН" оказался экземпляр брошюры, выпущенной крайне ограниченным тиражом и распространенной среди кандидатов от "Родины".
Первая часть руководства состоит из списка предвыборных лозунгов "Родины", подробного текста-основы для выступления кандидатов, а также тезисов программных положений партии. Особенно интересна вторая часть брошюры - рекомендации для кандидатов. Чтобы не пересказывать творчески составленный текст, приводим дословные выдержки.
Общие рекомендации:
- не подъезжайте на машине, тем более на дорогой. Это раздражает;
- не брезгуйте даже самой маленькой аудиторией. Помните, что на встречу с политиками... приходят самые активные и говорливые граждане. Даже десять человек расскажут о вас и вашем выступлении сотне избирателям;
- вопросы желательно подготовить вашему пресс-секретарю или помощнику, и в сложных, "спящих" аудиториях посылать на бумажках несколько вопросов, которые бы усиливали ваше выступление и раскрывали его более полно..;
- делать паузы, больше обращаться непосредственно к аудитории - "вот вы, сидящие передо мной", "я и моя мама, как и ваши родители"..;
- не бойтесь эмоциональности. Эмоциональность и энергия запоминаются лучше умных слов и логически безупречных конструкций;
- устраните в речи все сомнения и неуверенность. Вы крепкий, здоровый, сильный, амбициозный человек... При внутренних сомнениях - фразы строить жестче, более короткие, более хлесткие;
- следите за собой. Не чешитесь, не переминайтесь с ноги на ногу. Не трогайте лицо. Посмотрите на себя в видеозаписи. Обратите внимание на выступления других политиков. Тренируйтесь перед зеркалом, близкими и домашними, если специалиста-тренера у вас нет;
- помните: политик собирает вокруг себя гораздо больше сумасшедших. Спокойно воспринимайте безумцев и людей, желающих казаться таковыми.
Общность проблем
Узнайте местные проблемы перед выступлением (можете просто спросить бабушек, сидящих на лавочке, или мальчишек непосредственно перед общением с избирателями). Можете начать выступление с примера из своей предыдущей встречи ("Я недавно встречался с жителями Таганки, так они сказали: сделаете вольер для собак - проголосуем за вас как один"). Этот прием показывает, что вы общаетесь с людьми и у вас интенсивный график.
Главный принцип - чередование общих проблем и ваших личных, тех, которые вызовут сочувствие и заинтересованное внимание аудитории. Рассказывайте истории - не надо много цифр и аналитики.
Враги
На Лужкова наезжать не надо, но на чиновников-бюрократов - обязательно. Степень остроты атак будет доводиться до вас через центральный штаб партии.
Мобилизация ("Завтра будет поздно!")
Очень трудный блок для исполнения перед аудиторией. Если аудитория целиком пожилая, мобилизационные моменты скажите в конце выступления.
Приоритеты в политике
Самое трудное здесь - когда настойчиво требуют программу: вынь да положь.
Обязательно отметьте, что этот разговор - не последний. Интригуйте будущими мероприятиями. Если вашу встречу будут "перехватывать" сторонники других партий - приглашайте именно на свои акции.
Окончание речи
Если говорите "И в заключение...", "Напоследок я скажу..." и т.д., то быстрее заканчивайте речь, даже если наполовину не сказали того, чего хотели...